Особенности организации контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ
(Кузнецов А. С.) («Административное право и процесс», 2011, N 12)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РФ
А. С. КУЗНЕЦОВ
Кузнецов Александр Сергеевич, заместитель начальника ГИБДД отдела МВД России по г. Обнинску Калужской области.
В статье анализируется современная организация контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, раскрывается содержание основных форм этой деятельности, обосновываются рекомендации по ее совершенствованию.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-патрульная служба ГИБДД, контрольно-надзорная деятельность.
Peculiarities of organization of control-supervision activity in Road-patrol service of the STSI of the Ministry of Internal Affairs of the RF A. S. Kuznetsov
The article analyses contemporary organization of control-supervision activity of road-patrol service of the STSI of the Ministry of Internal Affairs of the RF, reveals the contents of basic forms of this activity, substantiates recommendations with regard to improvement thereof.
Key words: safety of road traffic, road-patrol service of the STSI, control-supervision activity.
Ежегодно в стране происходит свыше 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибают более 26 тыс. человек. «Количество ДТП, количество погибших на дорогах критичное, запредельное с любой стороны, потери экономики России от ДТП за 5 лет составили 5,5 трлн. руб., что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за аналогичный период» <1>, — акцентировал внимание Президент Д. А. Медведев на совещании по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. ——————————— <1> URL: http://www. kremlin. ru/news/5122.
Анализируя высокий уровень аварийности, можно выделить следующие характерные факторы, которые прямо или косвенно способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия. Во-первых, низкая дисциплина водителей и сознательное невыполнение требований безопасности дорожного движения. Во-вторых, неудовлетворительное содержание и обустройство автомобильных дорог техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, ограждения и т. п.). Растущая автомобилизация населения (перегруженность магистральных дорог в несколько раз по отношению к проектным расчетам), что становится причиной каждого пятого дорожно-транспортного происшествия. В-третьих, эксплуатация транспортных средств при наличии условий и неисправностей, при которых эксплуатация запрещена. Полностью согласен с мнением С. А. Сергеева, что «проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий является комплексной, требующей для своего решения совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций» <2>. В этом направлении нашим государством ведется постоянная работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования субъектов контрольно-надзорной деятельности. Принимаются новые федеральные законы, разработаны и утверждены административные и технические регламенты, ГОСТы. Именно четкое нормативное регулирование позволяет субъектам вступать в правоотношения с гражданами с учетом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако «недостаточная эффективность контрольно-надзорной деятельности может свести на нет предпринимаемые законодателем в последние годы попытки повлиять на показатели безопасности дорожного движения путем ужесточения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения» <3>. Основным субъектом контрольно-надзорной деятельности в области дорожного движения является ГИБДД МВД России. ——————————— <2> См.: Сергеев С. А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. <3> См.: Там же.
В соответствии с Приказом МВД РФ от 27 июня 2003 г. N 486 «Об организационно-штатном построении Государственной инспекции безопасности дорожного движения» в состав ГИБДД входят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельности дорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств; административной практики и дознания; технического надзора; регистрационной, экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения; контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативного реагирования лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасности дорожного движения и др. Однако не все подразделения обладают контрольными и надзорными полномочиями. В большей мере эти функции возложены на дорожно-патрульную службу, подразделения технического надзора, дорожной инспекции и организации движения. В данной публикации речь пойдет только о дорожно-патрульной службе ГИБДД МВД РФ. Основным ведомственным документом, регламентирующим деятельность ДПС, является Приказ МВД РФ от 02.03.2009 N 185 (в ред. от 31.12.2009) (далее — Административный регламент) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» <4>. ——————————— <4> См.: Российская газета. 05.02.2010.
Анализ Административного регламента позволяет выделить следующие административно-правовые методы в практической деятельности инспекторов ДПС ГИБДД. В целях предупреждения правонарушений им предоставлено право применять следующие административно-предупредительные меры: — остановка транспортного средства, остановка пешехода, проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, осмотр транспортного средства и груза. К административно-пресекательным мерам по линии деятельности службы ДПС относятся: — составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; — опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. К основным способам несения службы ДПС относятся: 1. Наблюдение за дорожным движением. 2. Контроль за дорожным движением, техническим состоянием автотранспорта, поведением участников дорожного движения, пресечение правонарушений и иных противоправных действий, регулирование дорожного движения. Целью первого способа является получение, сбор информации о состоянии улично-дорожной сети, включая состояние технических средств организации дорожного движения, интенсивности движения автотранспортных средств и пешеходов, возникновение предзаторовых и заторовых ситуаций, а также возникновение дорожно-транспортных происшествий. Второй способ направлен на предупреждение и пресечение административных правонарушений. Данный метод также повсеместно используется в практической деятельности подразделений ДПС. В зависимости от таких факторов, как аварийно-опасный участок, состояние улично-дорожной сети, интенсивность движения, особенные геометрические параметры дороги, должностными лицами применяется решение об открытом или скрытом контроле, с применением средств фото-, видеофиксации или без таковой. Как правило, достаточно эффективным является метод открытого контроля с применением приборов фотофиксации, устанавливаемых на определенном расстоянии до патруля. В соответствии с Административным регламентом на ДПС возложены следующее формы несения службы: — в пешем порядке; — на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении; — на стационарном посту дорожно-патрульной службы (контрольном посту милиции, контрольно-пропускном пункте). При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Пешее патрулирование применяется в городских условиях для контроля за дорожным движением, регулирования дорожного движения, оформления дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на то что законодатель предусмотрел данную форму контроля в Административном регламенте, ожидаемых результатов она не приносит. Автомобильный патруль — самая распространенная и эффективная форма несения службы, посредством которой реализуются практически все возложенные на ДПС задачи. Речь идет от выезда на место ДТП и его процессуального оформления, выявления нарушений ПДД, в том числе с применением средств фото и видеофиксации, до эскортирования охраняемых лиц. Патрулирование по средствам авиации — под данной формой контроля понимается использование вертолетов, аэростатов, мотодельтапланов. Эффективно и приемлемо для крупных городов и мегаполисов. В условиях высокого уровня автомобилизации и слабо развитой сети дорог остается единственным средством мобильного мониторинга. Осуществление контрольных функций на стационарных постах ДПС (КПМ), контрольно-пропускных пунктах <5> является одной из разновидностей формы контроля. Как правило, КПП размещаются на въездах и выездах из городов, территориальных границах областей, субъектов, республик. Повсеместно применяются в Северо-Кавказском округе и прилегающих к ним республиках и регионах. Исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в форме несения службы на стационарном посту является одной из устоявшейся. По этому поводу высказываются различные мнения: «Все стационарные посты дорожно-патрульной службы в России необходимо упразднить, а на дороги вывести подвижные наряды инспекторов ДПС» <6>, — предложил экс-глава ДОБДД, а ныне сенатор Владимир Федоров. Свое решение мотивирует тем, что около половины личного состава службы ДПС работает на стационарных постах, а непосредственный контроль на дорогах слабо выражен или отсутствует вообще. Кроме того, необходимо принятие опыта некоторых стран ближнего зарубежья, где ликвидированы посты Госавтоинспекции, в частности Украины и Белоруссии, Центральной Европе. ——————————— <5> Наряд органов внутренних дел, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств. <6> См.: Российская газета. Федеральный выпуск. 05.08.2009.
Приведенный анализ форм и методов реализации контрольно-надзорной деятельности имеет особое значение в правоприменительной деятельности сотрудников ДПС. Однако порядок осуществления этой деятельности ведомственными нормативными актами не отражен в полном объеме и требует скорейшей разработки и применения на практике.
——————————————————————