Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда
(Петров А. Я.)
(«Трудовое право», 2008, N 9)
РОССИЯ ЕЖЕГОДНО ТЕРЯЕТ ПОЧТИ 2%
ВВП ИЗ-ЗА НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
А. Я. ПЕТРОВ
Петров А. Я., доктор юридических наук, профессор ГУ-ВШЭ.
— Как сегодня обстоят дела в России с производственным травматизмом?
— Оценочные показатели производственного травматизма со смертельным исходом в 2 — 2,5 раза превышают соответствующие показатели в странах Европейского Союза.
Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП (более 500 млрд. руб.) из-за неудовлетворительных условий труда, травм и гибели работников на производстве.
— В своих работах вы утверждаете, что, по мнению МОТ, большинства несчастных случаев можно избежать. Как?
— Ответ на этот вопрос дан в Конвенции МОТ N 187: государственная политика в сфере труда должна содействовать созданию безопасных условий труда.
Решаться эта стратегически актуальная задача должна прежде всего на уровне организаций, в их подразделениях (цехе, участке, отделе и т. д.), на конкретных рабочих местах. В данном контексте важно применение Межгосударственного стандарта ГОСТа 12.0.230-2007 (принят странами СНГ в 2007 г.), который полностью соответствует Руководству МОТ-СУОТ 2001.
— По данным Госкомстата, наблюдается значительный рост числа людей, работающих во вредных и опасных условиях труда. С чем это связано? Как с этим бороться?
— Это связано с тем, что трудовое законодательство стимулирует работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Так, в ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Для успешного решения этой проблемы необходимо, чтобы трудовое и налоговое право эффективно стимулировали внедрение безопасных условий труда и обеспечение гигиены труда.
— Конвенция МОТ N 155 говорит о сотрудничестве предпринимателей и работников как об основном элементе организации мер по безопасности и гигиене труда, но в России эти механизмы не работают. Что можно сделать?
— Очевидно, не следует утверждать так категорически. Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 — 2010 гг. своевременно закреплен достаточно объемный разд. V «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность», в котором указанные вопросы признаны в качестве приоритетных направлений сотрудничества и условий обеспечения достойного труда.
Другое дело еще — как они будут реализованы в других актах социального партнерства: в региональных (межрегиональных), отраслевых и территориальных соглашениях, а главное — в коллективных договорах, заключаемых в организации или у индивидуального предпринимателя.
— Что вы, как юрист, могли бы рекомендовать законодателям, чтобы радикально изменить ситуацию?
— Необходимо в кратчайший срок внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Налоговый кодекс РФ, направленные на кардинальное повышение экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда и обеспечении гигиены труда. Кроме того, в ТК РФ следовало бы предусмотреть статьи о профилактике правонарушений в сфере охраны труда и профессиональных рисках (опасностях).
— Вы утверждаете, что сегодня отсутствует современная концепция в национальной системе безопасности труда. Кто может ее создать?
— Разработчиком этой концепции может быть Федеральная служба по труду и занятости Минздравсоцразвития России (с обязательным привлечением ученых: юристов, экономистов, социологов, психологов, врачей и биологов).
— Вы говорили, что в разд. 10 Трудового кодекса РФ по необъяснимым причинам не содержится главы, устанавливающей порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Почему так произошло? Что можно изменить?
— Видимо, по той причине, что Государственная Дума Российской Федерации не ставила перед собой задачи существенно изменять и дополнять Трудовой кодекс РФ. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать известный Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90, который внес в ТК РФ примерно 300 уточнений, в основном «косметических».
— Как обстоят дела с обучением основам безопасности труда? Насколько теория соответствует практике?
— Дела с обучением основам безопасности труда в принципиальном смысле вряд ли можно признать удовлетворительными. В лучшем случае на практике работодатели-организации проводят обучение только руководителей структурных подразделений (начальников цехов, отделов и т. д.). Этим самым нарушается ст. 225 Трудового кодекса РФ о том, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
— За рубежом существует множество негосударственных органов, контролирующих предпринимателей, заставляя их совершенствовать систему охраны труда. Что из этого опыта можно было бы развить в России?
— На мой взгляд, представляет интерес опыт:
— Дании и Финляндии, где работники избирают общественных инспекторов труда (в России избирают профсоюзы);
— Великобритании, в которой профсоюзным инспекторам труда предоставлено право расследовать причины производственного травматизма (ср.: согласно ст. 370 ТК РФ, профсоюзные инспекторы труда имеют право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
— Каковы компенсации за причиненный вред здоровью работника?
— В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями) обеспечение по социальному страхованию осуществляется в виде: пособия по временной нетрудоспособности, страховых выплат, а также оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавшего.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка.
Закон предусматривает единовременные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти, и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
— Принимали ли вы участие в конференции «Проблемы управления профессиональными рисками»? Какие вопросы обсуждались? Каковы основные выводы конференции?
— Да, принимал участие.
На конференции обсуждались вопросы:
— деятельность Международной организации труда в сфере безопасности и гигиены труда;
— производственный травматизм и профессиональные заболевания в России;
— управление профессиональными рисками;
— экономические аспекты охраны труда;
— медицинские аспекты охраны труда;
— биологические аспекты охраны труда;
— совершенствование трудового законодательства.
Некоторые основные выводы конференции:
1) решение проблем управления профессиональными рисками требует комплексного подхода;
2) в Трудовом кодексе РФ необходимо закрепить нормы о профессиональных рисках.
——————————————————————