Актуальность повышения квалификации преподавателей права в направлении развития педагогической составляющей их профессиональной компетентности

(Овчинникова Ю. В.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 4)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРАВА В НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ <*>

Ю. В. ОВЧИННИКОВА

——————————— <*> Ovchinnikova Yu. V. Topicality of increase of qualification of teachers of law in direction of development of pedagogical element of professional competence thereof.

Овчинникова Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права факультета права и психологии Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

В статье обосновывается актуальность повышения квалификации преподавателей юридических дисциплин в направлении развития педагогической составляющей их профессиональной компетенции. Автор делится опытом повышения квалификации в Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина по программе «Реализация компетентностного подхода при обучении дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации» и «Муниципальное право Российской Федерации».

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов-юристов, компетентностный подход при подготовке юристов, инновационные технологии в обучении праву, Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина, развитие педагогической составляющей профессиональной компетентности преподавателя.

The article is concerned with grounding the relevance of staff development of faculty lawyers relating to formations of pedagogical component of their professional competence. The author expresses her experience of staff development at MSLA named after O. E. Kutafin on the programme «Realization of competence approach in Constitutional Law of Russian Federation and Municipal law of Russian Federation teaching».

Key words: staff development of lawyers as faculty members, innovations technologies in the law training, development of pedagogical component of professional competence of faculty members, Moscow State Law Academy named after O. E. Kutafin.

В настоящее время широко дискутируется вопрос о проблемах российского юридического образования и необходимости его реформирования. Действительно, профессиональная компетентность юристов — выпускников вузов — сейчас зачастую не соответствует ни международным, ни внутригосударственным образовательным стандартам, ни требованиям работодателей. При этом всем очевидно, что качество юридического образования напрямую зависит от качества преподавательских кадров. Общепризнанно, что профессиональная компетентность преподавателя определяется двумя основными составляющими: научно-исследовательской и педагогической. Существует точка зрения, что преподаватель вуза в первую очередь должен быть ученым, специалистом в своей науке. В частности, С. И. Гессен утверждал, что «задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы» <1>. ——————————— <1> Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 310 — 311.

Безусловно, университет — это «храм науки», однако вышеприведенное утверждение было бы полностью справедливым только в том случае, если бы развитие науки и осуществление исследовательской деятельности являлось единственной функцией университета. В настоящее же время главной, на наш взгляд, целью юридического образования в вузе является воспитание и обучение компетентных юристов-практиков. Соответственно, педагогическая составляющая профессиональной деятельности преподавателя вуза приобретает важное значение. К сожалению, большинство преподавателей юридических дисциплин сейчас не имеют профессиональной психолого-педагогической подготовки. Будучи даже крупными специалистами в области юриспруденции, они, как правило, не имеют научных представлений о целях образования, психологических особенностях студентов, о принципах, закономерностях, методах обучения, способах оценки знаний, в общем, обо всем, что касается педагогической деятельности. Связано это с тем, что большинство юристов в ходе получения профессионального образования не приобретают знаний в области педагогики, это не предусмотрено учебными планами. Получение же педагогами-юристами дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» — исключительная редкость. Конечно, такие дисциплины, как методика преподавания и современные проблемы преподавания юриспруденции в высшей школе, включаются в учебные планы магистратуры и аспирантуры, однако следует констатировать, что наука «юридическая педагогика» в России находится в зачаточном состоянии. Данный факт подтверждается почти полным отсутствием учебников, методической литературы, научных исследований в данной области. Особенно остро встала эта проблема в связи с переходом на уровневую систему образования и компетентностный подход к обучению, с введением образовательных стандартов третьего поколения. Выход из сложившейся ситуации видится нам в организации программ повышения квалификации, конференций, круглых столов, направленных на развитие педагогической компетенции у педагогов-юристов, и в активном участии в них профессорско-преподавательских составов юридических вузов и факультетов. В связи с этим хочется поделиться положительным опытом, пережитым недавно. В апреле этого года нам довелось пройти повышение квалификации в Институте дополнительного профессионального образования Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (МГЮА им. О. Е. Кутафина) <2>. ——————————— <2> Обучение проходило на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 1759 от 14 декабря 2010 г. «О повышении квалификации научно-педагогических работников государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, в 2011 году» // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2011. N 1.

Предлагаемые Институтом программы повышения квалификации связаны с реализацией компетентностного подхода при подготовке юристов. В частности, нами прослушан курс «Реализация компетентностного подхода при обучении дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации» и «Муниципальное право Российской Федерации». В условиях реформирования системы образования в России подобные программы представляются особенно актуальными. Федеральные государственные стандарты образования третьего поколения, построенные на уровневой системе обучения и компетентностном подходе к нему, уже действуют, и хотим мы этого или нет, но каждый преподаватель вуза должен многое изменить в своей деятельности, чтобы им соответствовать. В связи с этим тот опыт, которым так щедро делятся на курсах повышения квалификации наши коллеги из ведущего юридического вуза страны, сложно переоценить. В реализации программы повышения квалификации принимают участие заместитель председателя Учебно-методического отделения по юридическому образованию вузов России А. А. Свистунов, представители учебно-методического управления МГЮА им. О. Е. Кутафина Л. А. Петручак, Т. Е. Березкина, Е. Н. Дорошенко, которым можно задать конкретные вопросы по формированию общеобразовательной программы вуза в условиях компетентностного подхода: составлению учебных планов, проектированию рабочих программ дисциплин и практик; использованию балльно-рейтинговой системы, и, что самое главное, получить соответствующие ответы. Те коллеги, которые уже столкнулись с необходимостью решения указанных вопросов в своих вузах, знают, как много проблем возникает при этом и насколько ценна возможность получения практических рекомендаций. Второй момент, которому уделяется особое внимание в программе повышения квалификации, это возможность использования интерактивных методов при обучении праву. Чего стоят мастер-классы от докторов юридических наук С. В. Нарутто, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной, которые на собственном примере показывают, что академичность — не повод для отказа от использования инноваций в учебном процессе. Приятно удивляет, насколько контактны профессора и преподаватели МГЮА им. О. Е. Кутафина и сотрудники ее административного аппарата. Любой вопрос, любая проблема находят отклик и понимание независимо от должностей и регалий. Не говоря уже о том, что в стенах МГЮА им. О. Е. Кутафина вам доступны такие понятные любому занимающемуся научной деятельностью человеку радости, как непосредственное живое общение с авторами учебников, по которым мы учим студентов; библиотечные фонды; медиатека, включающая в себя большой банк полнотекстовых электронных ресурсов — диссертаций, статей, монографий; информационно-правовые базы «КонсультантПлюс», «Гарант» в максимальном объеме и т. п. На первом же проведенном нами после повышения квалификации занятии положительные результаты не заставили себя ждать. Достаточно было превратить простое заслушивание докладов в конкурс презентаций, назначить экспертов, применить метод дискуссии — и интерес студентов к материалу, а также к персоне преподавателя значительно возрос. То ли еще будет! Хотелось бы сказать огромное спасибо руководству и сотрудникам Института дополнительного профессионального образования МГЮА им. О. Е. Кутафина А. Т. Флоровой, Л. П. Михайловой, Е. В. Чукановой за организацию программы повышения квалификации и высокий уровень ее реализации. Подобные программы привлекают внимание к тому, что изучение процессов обучения и воспитания на научном уровне, решение актуальных проблем высшей юридической школы — это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Не менее важная, чем научно-исследовательская деятельность преподавателя в области юриспруденции, если иметь в виду достижение основной цели высшего юридического образования — подготовку конкурентоспособных специалистов-юристов. Следует обратить внимание коллег из юридических вузов и факультетов страны, что проведение подобных курсов еще планируется в этом году и, надеюсь, продолжится в следующем. Не упустите свой шанс — повысьте квалификацию! Сделайте свой труд более творческим, а учебу студентов — интереснее! Качество юридического образования зависит в первую очередь от нас с вами — преподавателей!

——————————————————————