Научная деятельность и расходы. «Сколково» — обложение налогами и страховыми взносами
(Авдеев В. В.)
(«Налоги» (газета), 2012, N 24)
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАСХОДЫ.
«СКОЛКОВО» — ОБЛОЖЕНИЕ НАЛОГАМИ И СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ
В. В. АВДЕЕВ
Современная российская экономика, как известно, ориентирована на развитие инновационных технологий, без которых невозможно создать развитый рынок интеллектуальной собственности, составляющей основу любой конкурентоспособной продукции. При этом инновации являются не только эффективным средством конкуренции, но еще и мощнейшим инструментом в борьбе за экономическое лидерство.
Для достижения этих целей в Российской Федерации был создан инновационный центр «Сколково», деятельность которого регулируется специальными Федеральными законами.
Напомним, что в российском законодательстве под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Такое определение инновации (нововведения) закреплено в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы». В свою очередь, под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Одной из мер инновационной политики государства является создание центра «Сколково», представляющего собой, по сути, особую форму партнерства государства, бизнеса и науки. Деятельность указанного центра регулируется нормами Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ). Помимо указанного нормативного документа в целях создания благоприятных условий для реализации данного инновационного проекта государством был принят Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково», благодаря которому для участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» (далее — участники проекта «Сколково») установлен особый правовой режим, предусматривающий в т. ч. большое количество льгот в части уплаты налогов и неналоговых платежей в виде страховых взносов. Причем эти льготы распространяются не только на организации, которые реально расположены на территории самого центра, но и на тех, кто находится за его пределами. Главное правило предоставления налоговых льгот состоит в том, что воспользоваться ими может только организация, обладающая статусом участника проекта «Сколково».
Согласно п. 8 ст. 10 Закона N 244-ФЗ участником проекта «Сколково» может стать любая российская организация, отвечающая следующим условиям:
а) организация создана исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в области:
— энергоэффективности и энергосбережения, в т. ч. разработки инновационных энергетических технологий;
— ядерных технологий;
— космических технологий, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в т. ч. создания соответствующей наземной инфраструктуры);
— медицинских технологий в области разработки оборудования, лекарственных средств;
— стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения;
б) постоянно действующий исполнительный орган организации, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени фирмы без доверенности, постоянно находятся на территории центра.
Если российская организация отвечает всем перечисленным условиям, то она может стать участником проекта «Сколково» и, соответственно, вправе претендовать на налоговые преференции, установленные законодательством для указанной категории субъектов. Отметим, что на основании п. 1 ст. 10 Закона N 244-ФЗ организация получает статус участника проекта сроком на 10 лет со дня включения ее в реестр участников проекта.
В соответствии с нормами действующего Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) на участников проекта «Сколково» распространяются следующие налоговые льготы.
1. Налог на добавленную стоимость
На основании п. 1 ст. 145.1 НК РФ участники проекта имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение по НДС), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта.
При этом нужно иметь в виду, что данное освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также на исполнение обязанностей налогового агента.
Обратите внимание! Воспользоваться данным освобождением участник проекта «Сколково» может только в том случае, если у него при годовом объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) более 1 млрд. руб. совокупный размер прибыли, рассчитанный нарастающим итогом с 1-го числа того же года, не превышает 300 млн. руб. Причем размер прибыли, о которой идет речь, определяется по правилам гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Так как в ст. 145.1 НК РФ речь идет о праве, то участник проекта, отвечающий условиям ст. 145.1 НК РФ, сам оценивает, будет ли он применять освобождение по НДС, воспользоваться которым он может уже с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения организацией статуса участника проекта.
Заметим, что право на использование освобождения по НДС носит уведомительный характер, поэтому те, кто решил им воспользоваться, должны письменно уведомить свой налоговый орган об использовании данной возможности. Причем сделать это необходимо в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участник проекта начал использовать данную льготу.
Для справки. Статья 56 НК РФ определяет льготы по налогам как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Так как освобождение по НДС дает возможность участнику проекта не уплачивать НДС, следовательно, его можно рассматривать в качестве налоговой льготы.
Форма письменного уведомления об использовании права на освобождение по НДС утверждена Приказом Минфина России от 30 декабря 2010 г. N 196н «Об утверждении форм документов организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (вместе с Порядком заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организации участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково») (далее — Приказ Минфина России N 196н).
Вместе с указанным уведомлением участник проекта, решивший использовать освобождение по НДС, должен направить в налоговый орган документы, подтверждающие его статус участника проекта «Сколково», предусмотренные Законом N 244-ФЗ.
Напоминаем, что Особенности учета организаций, получивших статус участников проекта «Сколково» в соответствии с Законом N 244-ФЗ, утверждены Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 14н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Обратите внимание! Статья 145.1 НК РФ допускает возможность добровольного отказа от уже используемого права на освобождение, но только в отношении всех осуществляемых участником проекта операций. Добровольный отказ от данной льготы подтверждается участником проекта путем направления в налоговый орган соответствующего уведомления в срок не позднее 1-го числа налогового периода, в котором участник проекта намерен отказаться от применения освобождения по НДС.
Имейте в виду, что участник проекта, отказавшийся от применения освобождения по НДС по собственной инициативе, не вправе претендовать на него повторно!
Помимо добровольного отказа от льготы, участник проекта может потерять право на ее применение. Основаниями для утраты права на освобождение по НДС выступают потеря организацией статуса участника проекта и нарушение лимита по совокупному размеру прибыли, на что указывает п. 2 ст. 145.1 НК РФ.
Причем в первом случае организация утрачивает право использования освобождения с момента утраты статуса участника проекта «Сколково», а во втором — с 1-го числа налогового периода, в котором совокупный размер прибыли превысил 300 млн. руб.
Обратите внимание! Сумма НДС за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место превышение совокупного размера прибыли, установленного законом, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
Так как данная льгота предоставляется государством сроком на 10 лет, то подтверждать право ее использования участник проекта должен ежегодно. Согласно п. 5 ст. 145.1 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев применения освобождения не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта должен представить в налоговый орган:
— документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Законом N 244-ФЗ;
— выписку из Книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Обратите внимание! В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» участники проекта «Сколково», чья годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиарда рублей, вправе решать сами, будут ли они вести бухгалтерский учет в полном объеме или вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Напоминаем, что порядок ведения налогового учета «при упрощенке» установлен ст. 346.24 НК РФ, согласно ей участники проекта, у которых выручка не превышает установленный предел, должны вести Книгу учета доходов и расходов, форма и Порядок ведения которой утверждены Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».
Если организация — участник проекта «Сколково» делает выбор в пользу «упрощенки», то в 2012 г. она вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Если предельный годовой объем выручки превышен, то участник проекта обязан вести бухгалтерский учет в полном объеме начиная с года, следующего за годом, в котором объем выручки превысил один миллиард рублей.
Обратите внимание! Начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, участник проекта также должен представлять в налоговую инспекцию одновременно с документами, указанными выше, предусмотренный п. 18 ст. 274 НК РФ расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей.
Форма расчета совокупного размера прибыли для участников проекта «Сколково» утверждена Приказом Минфина России N 196н;
— уведомление о продлении использования освобождения.
Если участник проекта по истечении 12 календарных месяцев более не намерен использовать освобождение, то вместо уведомления о продлении использования льготы представляется уведомление на отказ от нее.
2. Налог на прибыль организаций
На основании п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации, обладающие статусом участников проекта «Сколково», в течение 10 лет со дня получения указанного статуса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций (далее — освобождение по налогу на прибыль).
Получить данное освобождение организация может также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ею получен статус участника проекта «Сколково». Вместе с тем наличие статуса участника проекта еще не означает, что организация автоматически получает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль.
Чтобы воспользоваться данной льготой, участник проекта, как и по налогу на добавленную стоимость, должен направить в налоговый орган письменное уведомление об использовании своего права на освобождение по налогу на прибыль.
Уведомление подается организацией в налоговый орган по месту учета по той же форме, что и в части освобождения по НДС, утвержденной Приказом Минфина России N 196н.
Вместе с письменным уведомлением организация — участник проекта, претендующая на использование данного права, должна представить налоговикам документы, подтверждающие наличие у нее статуса участника проекта «Сколково».
Уведомить налоговиков нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого организация — участник проекта начала использовать свое освобождение в части налога на прибыль.
Документами, подтверждающими право на освобождение, являются:
— документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Законом N 244-ФЗ;
— выписка из Книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Обратите внимание! Участник проекта, уведомивший налоговиков об использовании права на освобождение, может отказаться от данного права в добровольном порядке. Такую возможность ему предоставляет п. 5 ст. 246.1 НК РФ. Вместе с тем нужно учитывать, что добровольность отказа от использования освобождения по налогу на прибыль лишает участника проекта воспользоваться им повторно.
Имейте в виду, что если организация утрачивает статус участника проекта или же ее годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной по правилам гл. 25 НК РФ и полученной этой организацией, превысил 1 млрд. руб., то компания теряет право на использование данного освобождения.
Причем в первом случае участник проекта утрачивает право применения освобождения с 1-го числа налогового периода, в котором был утрачен статус участника проекта, во втором — с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение выручки.
Обращаем ваше внимание на то, что сумма налога на прибыль за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 млн. руб., подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
По окончании налогового периода участник проекта может либо продлить право на освобождение по налогу на прибыль, либо отказаться от его использования, для чего в налоговый орган не позднее 20 января направляются:
— документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Законом N 244-ФЗ;
— выписка из Книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);
— уведомление на продление или отказ.
Обратите внимание! При утрате права на освобождение или добровольном отказе от него прибыль, полученная участником проекта «Сколково», может облагаться по ставке налога 0%. На это указывает п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Однако такое возможно в случае, если совокупный размер прибыли с начала налогового периода, в котором прекращено использование права на освобождение, не превысил 300 млн. руб. В противном случае налог придется исчислять исходя из общей ставки налога в 20%.
Согласно п. 18 ст. 274 НК РФ совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли (убытка), рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода.
Как уже было отмечено выше, форма расчета совокупного размера прибыли для участников проекта «Сколково» утверждена Приказом Минфина России N 196н.
Имейте в виду, что указанный расчет совокупного размера прибыли представляется участниками проекта «Сколково», применяющими нулевую ставку налога, в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль, на что указывает п. 6 ст. 289 НК РФ.
3. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций регулируется нормами гл. 30 НК РФ, в которой льготам посвящена ст. 381 НК РФ. Согласно указанной статье освобождаются от уплаты налога на имущество в т. ч. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом N 244-ФЗ, а также организации — участники проекта «Сколково».
Основанием для использования данной льготы участниками проекта, как и в случае налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, выступают документы, подтверждающие наличие у организации статуса участника проекта «Сколково», а также данные учета доходов (расходов).
Заметим, что норма о применении льготы по налогу на имущество для участников проекта «Сколково» содержит отсылочную норму к ст. 145.1 НК РФ, согласно которой участник проекта может утратить право на применение льготного режима налогообложения имущества.
Основаниями для утраты права на применение льготы являются утрата статуса участника проекта и превышение совокупного размера прибыли. В первом случае участник проекта теряет право применения льготы с момента утраты статуса участника проекта, во втором — с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.
Сумма налога на имущество за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
Помимо налоговых льгот для участников проекта «Сколково» законодателем предусмотрены преимущества и в части уплаты таких неналоговых платежей, как страховые взносы на обязательные виды социального страхования.
Напомним, что основным нормативным документом, регулирующим исчисление и уплату указанных страховых взносов, сегодня выступает Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).
Из положений ст. ст. 57, 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ вытекает, что начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения организацией статуса участника проекта «Сколково», она в течение 10 лет уплачивает страховые взносы на обязательные виды социального страхования по пониженным тарифам, размеры которых составляют:
— в Пенсионный фонд Российской Федерации — 14,0%;
— в Фонд социального страхования Российской Федерации — 0,0%;
— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0%.
Иными словами, льготный режим обложения страховыми взносами для участников проекта в инновационном центре «Сколково» предполагает, что указанные лица в течение десятилетнего срока платят только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, используя при этом пониженный тариф 14%.
Причем на основании п. 6 ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении сотрудников:
— 1966 года рождения и старше вся сумма взносов (14%) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии;
— 1967 года рождения и младше — 8% перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, оставшиеся 6% — накопительной.
Обратите внимание! Применять льготный режим уплаты страховых взносов могут лишь те страхователи, которые отвечают условиям ст. 145.1 НК РФ.
Причем проверку страхователей — участников проекта на соответствие критериям ст. 145.1 НК РФ в силу п. 2 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ осуществляют налоговые органы. Они же в электронной форме представляют в органы контроля за уплатой страховых взносов информацию о соответствии или несоответствии участника проекта критериям ст. 145.1 НК РФ.
Режим льготной уплаты страховых взносов ограничен. Так, утратить право на использование пониженных страховых тарифов организация — участник проекта «Сколково» может как при утрате самого статуса участника проекта, так и в случае, если налоговый орган выявит несоответствие участника проекта критериям, установленным п. 2 ст. 145.1 НК РФ (в части превышения совокупного размера прибыли).
Как сказано в п. 2.1 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ, для организаций, утративших статус участника проекта, пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта.
И в том, и в другом случае организация-страхователь должна будет пересчитать сумму страховых взносов уже исходя из общих тарифов уплаты и внести их в соответствующие внебюджетные фонды. Помимо самих сумм страховых взносов придется заплатить и пени, на что указывает п. 2.2 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ.
——————————————————————