Дополнительное профессиональное образование в МГЮА имени О. Е. Кутафина: место и роль в подготовке квалифицированных специалистов для бизнеса
(Флорова А. Т., Ершова И. В.) («Предпринимательское право», 2012, N 3)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МГЮА ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА: МЕСТО И РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ БИЗНЕСА
А. Т. ФЛОРОВА, И. В. ЕРШОВА
Флорова Алла Терентьевна, директор Института дополнительного профессионального образования МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат экономических наук, доцент.
Ершова Инна Владимировна, заведующая кафедрой предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.
В статье представлено видение роли и места дополнительного профессионального образования в условиях многоуровневого образования России. Дана характеристика Института дополнительного профессионального образования МГЮА имени О. Е. Кутафина, показана полезность его программ для практикующих юристов.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, МГЮА имени О. Е. Кутафина, бизнес, образовательная программа.
Additional professional education at Moscow State Law Academy named after O. E. Kutafin the place and role in training qualified specialists for business A. T. Florova, I. V. Ershova
The paper presents a vision of the role and place of the additional professional education in the system of multi-level education in Russia. It contains characteristics of the Institute for Advanced Professional Education of MSLA named after O. E. Kutafin, shows the usefulness of its programs for practicing lawyers.
Key words: additional professional education, Moscow State Law Academy named after O. E. Kutafin (MSLA), business, educational program.
Изменения, происходящие в нашем обществе и в экономике, предъявляют повышенные требования к качеству образования. Современный выпускник должен уметь оперативно находить и применять нужную информацию, должен быть готов к работе в команде, в проекте, должен уметь учиться постоянно. Тенденции, характеризующие современный этап развития экономики, а значит, и современный этап формирования рынка труда, касаются не только качества человеческого капитала, но и формулируют требования и заявку работодателей на необходимый современный высокий уровень подготовки работников. В любой отрасли экономики достижение конкурентных преимуществ зависит от качества человеческого капитала, от кадров — исполнителей, которые обладают более высоким уровнем квалификации и профессиональной подготовки. Рынок труда и профессиональное образование сейчас осуществляют попытку определить практическую шкалу различий между бакалавром, специалистом и магистром. Система уровневого профессионального образования, ее восприятие работодателями, т. е. рынком труда, является относительно новым явлением. В настоящее время отсутствует осмысленное ожидание «появления» в большом количестве бакалавров различных направлений подготовки. Однако, несмотря на перечисленные проблемы, профессиональное образование и рынок труда постепенно приходят в состояние относительного согласования. Преодоление дефицита практических знаний, умений и навыков, т. е. компетентностей, недополученных в процессе обучения, могут быть преодолены обучением в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современная экономика требует креативного работника, способного создавать доход в возрастающей степени, способного генерировать инновации; работника, обладающего социальным капиталом, социальной культурой, т. е. готовностью соблюдать установленные нормы и правила, условия контрактов; работника, демонстрирующего готовность и способность к постоянному обучению, образованию в течение всей трудовой карьеры. Идея перехода к уровневой системе высшего профессионального образования «бакалавр — магистр» предполагает в первую очередь переход к оценке результата, зафиксированного как приобретение в процессе обучения компетентности, а не только квалификации. Готовы ли работодатели воспринимать новую систему уровневого высшего профессионального образования «бакалавр — магистр»?! Система высшего образования уже сделала шаги к переходу на новые стандарты. Так, по данным Минобрнауки России, на 1 сентября 2011 г. были утверждены и введены в действие 459 новых федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, из них 177 — бакалавриат, 177 — магистратура, 105 — специалитет <1>. ——————————— <1> URL: http://минобрнауки. рф/ «Высшее образование в России» (6 февраля 2012 г.).
Одной из основных задач в соответствии с миссией Минобрнауки РФ является задача обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного, в течение всей жизни, образования. Наряду с образовательными программами высшего профессионального образования на практике сегодня широко востребованы программы профессиональной переподготовки, предназначенные для освоения лицами различного возраста профессиональных компетенций, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций и программы повышения квалификации, ориентированные на развитие и актуализацию квалификаций. Освоение программ дополнительного профессионального образования позволяет сегодня «добирать», накапливать недостающее для выполнения изменяющихся должностных обязанностей или расширяющихся полномочий. Предпосылками модернизации системы образования являются: рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный стремительными темпами развития технологий и обострением конкуренции; необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков практического применения. По экспертным оценкам исследований, выполненных Высшей школой экономики <2>, в ближайшие 10 лет около 80% работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. В настоящее время современной системой дополнительного профессионального образования (ДПО) охвачено около 6% населения России в возрасте от 18 до 60 лет. Для сравнения в странах Северного Союза в системе, аналогичной нашей ДПО, ежегодно обучается 43% работающих <3>. При этом важен не столько формальный документ, сколько гибкость получаемых навыков, таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности и другие. Такой сегмент образовательной системы, как ДПО, способен быстро и гибко реагировать на потребности экономики и индивида путем обеспечения условий для оперативного обновления знаний, умений и навыков в соответствии с динамикой изменения потребностей. ——————————— <2> URL: http://www. hse. ru. <3> Мосичева И. А. Доклад «Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения». М., 2010.
Система ДПО должна обеспечивать разработку, внедрение и актуализацию программ обучения в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Вызывает беспокойство преподавателей и организаторов обучения то, что по направлению «юриспруденция» таковых крайне мало. Решение задач профессиональной ориентации и консультаций, планирования и нормирования труда работников, развития систем управления персоналом, актуализация компетентности преподавателей, занятых в программах повышения квалификации, — все это важные и актуальные задачи дополнительного образования. Совместно с работодателями разрабатываются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, корректируются и создаются условия для регулирования качества программ ДПО — все это формирует механизмы регулирования качества системы обучения. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» говорится о необходимости обеспечить увеличение к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37%. Особая роль программ ДПО по направлению «юриспруденция» видится в решении задач по обеспечению роста правосознания и правовой культуры граждан России. Запросы общества к юридическому дополнительному профессиональному образованию в основном такие же, как и к высшему. Они весьма разнообразны. Практика сформировала запросы на юристов с разным уровнем квалификации. Не всем работодателям нужны креативные, инновационные юристы. Однозначно ответить на вопрос: «Какие нужны юристы?» — нельзя. Юристы нужны разные. Нужны грамотные исполнители, соблюдающие значительное число формальностей, обладающие социальной культурой, способные четко и вовремя исполнять поручения, готовить значительное по объемам количество деловых бумаг. Нужны и универсальные юристы, обладающие широкими универсальными знаниями, это в большей степени относится к адвокатской деятельности. Кроме того, существуют нишевые юридические практики, для исполнения обязанностей в которых нужны люди, обладающие узкоспециализированными, иногда уникальными, знаниями. Для профессионального развития и роста кадров в области юриспруденции следует предлагать обществу разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Для успешного ведения бизнеса в настоящее время необходимо знать не только нормы закона, но и обладать навыками и умениями правоприменения, системного анализа и мышления, актуальных методов организации и управления, практических методов работы по правовому обеспечению работы организаций и бизнес-структур. Современное российское бизнес-законодательство и практика его применения постоянно изменяются и совершенствуются. Это требует от работников юридических служб постоянного обновления знаний, работы интеллекта, умений и способностей, которые могут стать новыми бизнес-решениями, идеями, новациями, которые дадут возможность выстраивать новые, эффективные стратегии организации и управления, обеспечить гибкую адаптацию к быстроизменяющимся техническим, технологическим и организационным условиям. Значительная ответственность возлагается на департаменты или иные подразделения, на юридические службы компаний. От профессионализма, компетентности, умений и навыков, которыми владеют работники юридических служб, зависит эффективность и безопасность бизнеса, практическая результативность и оптимизация принимаемых решений, зависит финансовое благополучие хозяйствующих субъектов и многочисленных трудовых коллективов. Институт дополнительного профессионального образования МГЮА имени О. Е. Кутафина был создан в октябре 2005 г. на базе Центра профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области юриспруденции. Основной задачей Института является повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров по направлению юриспруденция. Институт предлагает обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, цель которого — актуализация профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, их подготовка к выполнению новых трудовых функций и/или расширении диапазона обязанностей в изменяющихся условиях ведения бизнеса в современной России. Программы рассчитаны на юристов, экономистов, специалистов смежных отраслей знаний, работающих в государственных органах, органах местного самоуправления, в сфере предпринимательства. Применение современных методик обучения позволяет слушателям получить актуальные знания в области различных отраслей права: предпринимательского, гражданского, трудового, административного, земельного, финансового, налогового, таможенного, международного, актуализировать свои знания законодательства России и зарубежных стран и уметь применять их на практике. Одной из самых востребованных бизнес-сообществом программ повышения квалификации Института дополнительного профессионального образования МГЮА имени О. Е. Кутафина стала программа «Право и современное законодательство» <4>, а в ней модуль «Законодательство о предпринимательской деятельности» <5>. По своему содержанию данный модуль является комплексным, позволяющим слушателям получить целостное представление о современном правовом регулировании предпринимательской деятельности, или бизнеса. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели кафедры предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, специализирующиеся в области отдельных отраслевых правовых институтов, известные научной общественности и практикующим юристам своими учебниками, монографиями, научными статьями. Среди преподавателей, занятых по модулю «Законодательство о предпринимательской деятельности», много практикующих специалистов — адвокатов, корпоративных юристов. Соответственно, слушатели могут претендовать на получение прикладных знаний. Но нельзя забывать, что Институт профессионального образования является структурным подразделением МГЮА имени О. Е. Кутафина, а значит, слушателям гарантирована солидная теоретическая база, овладение которой позволит им и далее профессионально развиваться, самостоятельно выстраивать необходимые прикладные конструкции и осваивать законодательные новеллы. ——————————— <4> Ранее данная программа называлась «Право, законодательство, экономика». <5> Помимо указанного, программа «Право и современное законодательство» включает модули: «Правовые основы государственного управления», «Современное гражданское право и практика его применения», «Современное законодательство в области финансов и налогов», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Современное трудовое право» и др.
Важно отметить внедренную в Институте дополнительного профессионального образования обратную связь со слушателями. По результатам изучения соответствующего модуля слушатели заполняют развернутую анкету, в которой ими по пятибалльной шкале оценивается профессионализм и компетентность каждого из лекторов, его умение и желание общаться с аудиторией и грамотно отвечать на вопросы. Слушатели высказывают свое мнение о полезности курса, возможности использования полученных знаний в профессиональной деятельности. Также ими могут быть сформулированы предложения по улучшению курса. Для руководителей модулей замечания и предложения обучающихся весьма полезны, они позволяют определить новые ориентиры по насыщению программы полезной информацией. Профессионально обогащает слушателей и общение друг с другом. Обучение по программам дополнительного профессионального образования позволяет приобрести необходимые в бизнес-среде деловые связи, наладить контакты и, вполне вероятно, выйти на новые горизонты карьеры. Обучение по программам дополнительного профессионального образования может быть полезно, если вы ясно сформулировали свои цели и жизненные позиции, ваши ценности — обновление и получение знаний и активный карьерный рост, вы планируете занимать самые высокие должности как в системе государственной гражданской службы, так и в бизнесе. Участие в программах Института дополнительного образования МГЮА имени О. Е. Кутафина — это залог интеллектуальной составляющей профессионального роста, получения новых профессиональных компетенций и навыков.
——————————————————————