Специальное образование для трудовых мигрантов как фактор их социально-правовой адаптации
(Рындина А. Р.) («Миграционное право», 2009, N 3)
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АДАПТАЦИИ
А. Р. РЫНДИНА
Рындина А. Р., директор Департамента по делам миграции и визовой поддержке иностранных граждан МТПП.
Проблема трудовой миграции в России, как и во всем мире, имеет несколько важных и зачастую неотделимых друг от друга аспектов. Наиболее очевидные из них — экономический, юридический (как в правовой, так и в криминальной сфере), культурный (проблемы толерантности и взаимопроникновения культур) — находятся в центре внимания государственных органов и общественных организаций, активно освещаются и обсуждаются в средствах массовой информации. В настоящее время и официальные данные, и независимые научные и статистические исследования свидетельствуют, что без трудовой миграции невозможен устойчивый экономический рост в развитых странах. Этот факт является практически общепризнанным и в Российской Федерации <1>. Исследования свидетельствуют, что «запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции» <2>. ——————————— <1> См.: Зайончковская Ж. А. Иммиграция: альтернативы нет // Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. <2> Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. М.: Деловая литература, 2007.
Более того, во многих регионах страны на локальных рынках труда уже сейчас заметен относительный и даже абсолютный дефицит рабочей силы. Согласно некоторым «экстремальным» прогнозам демографов и экономистов, «к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18 — 19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009 — 2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек» <3>. ——————————— <3> Трудовая миграция в Россию / Институт демографии, Государственный университет — Высшая школа экономики // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2008. 21 янв.
Таким образом, необходимость да и неизбежность массовой трудовой миграции не являются предметом дискуссии. Работодатели и власти Российской Федерации могут обоснованно заявлять: трудовые мигранты стране необходимы. Вопрос в другом: какие именно мигранты необходимы для поступательного экономического роста и развития? И каковыми должны быть трудовые мигранты, чтобы их достаточно массовый приток в страну не приводил к обострению этнокультурных и социальных противоречий, в частности к росту ксенофобии? Очевидно, что ответы на эти вопросы зависят, во-первых, от общеэкономических потребностей и текущего состояния рынка труда, во-вторых, от культурной идентичности мигрантов по отношению к коренному населению. Безусловно, важно, чтобы, занимая определенные экономические ниши, иностранные трудовые мигранты не обостряли проблемы безработицы и размера оплаты труда, а также не создавали впечатления (субъективного или объективного) того, что трудовая миграция отнимает рабочие места у коренного населения (или снижает средний уровень заработной платы в том или ином секторе экономики). Однако данная проблема в значительной степени преувеличена: результаты анализа и подавляющего большинства экономических/демографических теорий свидетельствуют, что трудовая миграция не эксплуатирует те экономические ниши, которые востребованы местным населением. Наличие трудовых мигрантов выгодно как принимающим странам, так и «странам-донорам». Статистические исследования в области экономики и географии однозначно демонстрируют, что трудовая миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах <4>. ——————————— <4> См.: Haisken-DeNew J. P. and Zimmerman K. F. Wage and mobility effects of trade and migration, CEPR Discussion Paper 1318, London 1995; Brecker Herbert. The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002.
С другой стороны, особенно важно, чтобы потоки трудовой миграции направлялись именно в те отрасли экономики и производства, которые необходимы для эффективного экономического развития страны. Считается (и это вполне обоснованно), что на рынке труда мигранты занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у населения принимающей страны. Традиционно выделяются такие виды специфичных для мигрантов сфер, как: 1) «грязная» работа (тяжелая и/или опасная работа, не требующая какой-либо квалификации); 2) работа низкой или средней квалификации в сфере услуг (для России это преимущественно розничная торговля); 3) работа по обслуживанию в частной сфере; 4) теневые и криминальные секторы экономики <5>. ——————————— <5> См.: Peter Stalker, Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. Lynne Rienner Publishers. ILO, Geneva, 2000.
Указанная структура распределения трудовой занятости мигрантов в целом соответствует ситуации и в России. Кроме того, мигранты активно привлекаются к сезонным работам, там, где спрос на трудовые ресурсы подвержен сильным колебаниям. Это вызвано тем, что в период сезонного пика местных кадров часто не хватает, а «непрестижная» работа (в сельском хозяйстве, например) не привлекает местное население. Характерными чертами для трудовой миграции в нашей стране также являются культурная рознь между основной массой трудовых мигрантов и местным населением, религиозные различия и языковой барьер (поскольку многие из мигрантов либо плохо знают русский язык, либо вообще не говорят на нем). Более того, приходится констатировать, что структура трудовой миграции в России отличается от классического понимания, согласно которому в отличие от миграции населения в целом трудовая миграция определяется как перемещение иностранных граждан в принимающую страну с целью временного трудоустройства. Трудовая миграция в классическом понимании является источником пополнения трудовых ресурсов, а не постоянного населения страны. В российском же случае трудовая миграция имеет устойчивую тенденцию к переходу в форму общей миграции населения, поскольку многие трудовые мигранты юридически натурализуются и по факту остаются в России (легально и нелегально) на постоянное проживание. В результате Россия имеет достаточно большую «армию» трудовых мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, ориентированную на неквалифицированные и малоквалифицированные работы в узких секторах экономики. Однако инновационный путь экономического развития, которому пытается следовать в настоящее время Россия, предполагает совершенно иную структуру занятости трудовых ресурсов. В обозначенной Президентом РФ Д. А. Медведевым стратегии «главные ориентиры развития страны до 2020 года… это построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей. Это развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. И наконец, это формирование широкого среднего класса» <6>. ——————————— <6> Выступление Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме, 15 февраля 2008 г. Цит. по: ИА «РосФинКом». URL: http://rosfincom. ru/news/9276.html.
Разумеется, нельзя не учитывать того, что трудовые мигранты в России, как и во всем мире, занимают ниши и в высококвалифицированных и специализированных сегментах рынка труда. Мигранты занимают достаточно прочные позиции среди квалифицированного профессионала: топ-менеджеров компаний, консультантов в сфере бизнеса, ученых определенных направлений, специалистов высокотехнологичных производств, программистов и некоторых других. Спрос на иностранных специалистов обусловливается абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост и развитие. Следует отметить, что работники такого рода составляют абсолютное меньшинство среди трудовых мигрантов в целом, и Россия в данном случае не составляет исключения. Следовательно, трудовые мигранты в подавляющем количестве случаев сосредоточены либо в низовых секторах экономики, либо в ареалах «элитной занятости» на рынке труда. Подобная ситуация характерна для всех принимающих трудовых мигрантов стран мира, хотя в настоящее время в нашей стране подобная модель пока представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако, по оценкам специалистов, логика развивающейся экономики России ведет к тому, что по прошествии некоторого времени дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Следовательно, уже сейчас необходимо формировать механизм привлечения все более квалифицированных кадров из-за рубежа <7>. ——————————— <7> См.: Трудовая миграция в Россию / Институт демографии, Государственный университет — Высшая школа экономики // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2008. 21 янв.
Другой стороной проблемы является низкий уровень социальной адаптации трудовых мигрантов в России. Практически половина из прибывающих в Российскую Федерацию трудовых мигрантов — строителей не имеют никаких контактов с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Замкнутый характер общины, в который включают себя трудовые мигранты, оказывает влияние на характер взаимодействий и внутри этой общины. Основные проблемы, с которыми они сталкиваются, чаще всего создаются не местным населением, а своими же соотечественниками, рядом с которыми они работают и живут в зарубежье. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного узнавания мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это, конечно, затрудняет процессы адаптации и интеграции в социум стран приема <8>. ——————————— <8> См.: Мошняга В. Молдавские строители в России: проблемы интеграции в принимающий социум. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2005. 21 нояб.
Главные причины замкнутости общин трудовых мигрантов внутри принимающего общества специалисты видят в следующем: 1) в языковом барьере между приезжими и местным населением; 2) в низком уровне образования прибывающих мигрантов (что находится в жесткой корреляции с их низким уровнем доходов у себя на родине: до выезда на работу в Россию 40 — 50% мигрантов можно отнести к группе крайне бедных, так как их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости); 3) в этнокультурных особенностях приезжих и принимающей стороны. Что особенно актуально для нашей страны, разрыв между приезжими работниками и местным населением в России перманентно нарастает. Это связано с тем, что основная масса населения стран СНГ, близкая по культурному уровню населению России, уже так или иначе натурализовалась в нашей стране в годы, последовавшие за развалом Советского Союза. Нынешнее поколение трудовых мигрантов из постсоветского пространства уже не знает русский язык, не получало образование в школах советского образца, не подвергалось воздействию советской идеологии. Кроме того, нарастает поток трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья, в первую очередь — из Китая и стран Юго-Восточной Азии, которые не обладали «прививкой» российской/советской культуры изначально. Складывается следующая картина. Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Например, уже в 2005 г. даже в Карелии таких мигрантов было более 10%, в Московском регионе — около 40%, а, например, в Астраханской области — около 60%. Есть основания предполагать, что потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большей степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах). Однако, как считают специалисты, «освоение» потенциала узбекской миграции только начинается <9>. ——————————— <9> См.: Трудовая миграция в Россию / Институт демографии. Государственный университет — Высшая школа экономики // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2008. 21 янв.
Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в указанном выше регионе, приведенном в качестве сравнения, — Астраханской области — уже более 80%. Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42 и 17%. Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования <10>. ——————————— <10> См.: Там же.
Несмотря на то что в целом по формальным показателям общий образовательный уровень трудовых мигрантов характеризуется относительным благополучием, ситуация осложняется тем, что качество образования существенно отличается от принятых в Российской Федерации базовых стандартов. Отдельную и чрезвычайно важную проблему представляет вопрос незнания (или крайне ограниченного знания) трудовыми мигрантами русского языка. Особенности социальной, образовательной и этнической структуры современной трудовой миграции приводят к тому, что новые мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и не только на рынке труда, но и в быту. Трудовые мигранты с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов, в целом менее социально адаптивны. Их социальная активность стандартно канализируется через неформальные связи (родственников, земляков, друзей и др.). В основной своей массе современные трудовые мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или даже криминальных) агентов. В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т. е. с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает 10 — 15% мигрантского потока <11>. ——————————— <11> См.: Козина И. М., Карелина М. В., Металина Т. А. Трудовые практики иностранных рабочих в России // Социологические исследования. 2005. N 2.
Из вышесказанного следует, что проблему образования и обучения трудовых мигрантов нельзя отпускать на самотек. С одной стороны, экономические интересы Российской Федерации требуют, чтобы уровень квалификации прибывающих мигрантов постоянно увеличивался, а их способность к социальной адаптации росла. С другой стороны, тенденция такова, что нарастает поток мигрантов, не только далеких по своему культурному уровню от населения принимающей страны (в данном случае — России), но и обладающих несоответствующими образованием и профессиональной квалификацией. Выход из ситуации видится в организации института специальных обучающих центров для трудовых мигрантов. Причем наиболее эффективный результат будет достигнут только в том случае, если работа таких обучающих центров будет организована комплексно и системно. Трудовые мигранты должны получать прежде всего базовые знания по русскому языку. Необходимы квалификационные экзамены/тесты на знание языка для трудовых мигрантов, сходные с теми, которые сдаются претендентами на получение российского гражданства. Опыт в формировании и использовании подобных тестов в Российской Федерации есть — Министерство образования и науки России по поручению Президента РФ Д. А. Медведева осуществляет подготовку новых тестов по русскому языку для претендентов на получение российского гражданства. Разработкой нового документа занимаются сразу несколько вузов: Центр международного образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Центр тестирования Российского университета дружбы народов, филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета <12>. ——————————— <12> См.: Гранты и конкурсы. 22.07.2008; URL: http://infogrant. ru/fulldocsr. dws? dui=39496.
Кроме того, в специализированных образовательных центрах мигранты должны получать профессиональное образование в тех сферах экономики, которые необходимы для успешного развития страны. Причем расходы на обучение трудовых мигрантов квалифицированным профессиям и специальностям могут и должны быть возложены на работодателей, заинтересованных в работниках определенного профиля. Таким образом, эти расходы не будут отнесены за счет бюджета Российской Федерации. Еще одним принципиальным моментом в деятельности специализированных образовательных центров для трудовых мигрантов должна стать правовая поддержка работников. Получение базовых правовых знаний может сочетаться с обучением основам российской культуры, традициям и стереотипам поведения в нашей стране. Обучение мигрантов правовым аспектам их пребывания на территории России естественным образом сочетается с прохождением всех необходимых процедур легализации и документарного оформления мигрантов для получения права работы и пребывания в стране. Обучающие центры могли бы взять на себя значительный массив работы по оформлению документов мигрантов в соответствии с законодательством Российской Федерации, лишая, таким образом, питательной среды институт нелегальных частных посредников. Последнее, безусловно, приведет к снижению нелегальной миграции, а также уровню теневой и криминальной занятости мигрантов, расширит рамки правового поля как для мигрантов, так и для их работодателей. Одним из ключевых вопросов в создании подобных специализированных образовательных центров для трудовых мигрантов является проблема их размещения и финансирования. Одним из вариантов решения проблемы является межгосударственное сотрудничество между принимающей страной и «странами-донорами». Например, первичное обучение мигрантов (русскому языку, основам культуры, правовым вопросам) может быть организовано у них на родине. Остается открытым вопрос: насколько последовательно и заинтересованно будут принимать участие в организации данных центров официальные органы тех стран, откуда в Россию приезжает наибольшее число мигрантов? С другой стороны, специализированные обучающие центры могут быть организованы полностью на территории принимающей страны, на специально созданных территориях. При такой организации облегчается контроль за миграционным потоком, учет и оформление мигрантов. На период обучения в специализированных центрах трудовые мигранты могут также обеспечиваться жильем на той же специально выделенной территории. В настоящее время проект создания подобного обучающего центра в России начинает осуществляться. Департамент по делам миграции и визовой поддержке иностранных граждан готовится к открытию Центра по подготовке квалифицированных специалистов в Подмосковье. По информации Департамента, многие регионы страны также готовы к организации обучающих центров. Безусловно, создание данного института обучающих центров для трудовых мигрантов в России более чем оправданно. Центры способны привести в соответствие потребности российской экономики и наличествующие миграционные потоки, повысить уровень легализации мигрантов, вывести из теневой и криминальной сферы существенное число работников. Не менее важно и то, что образовательные центры будут способствовать социальной и культурной адаптации трудовых мигрантов в российском обществе, повышению толерантности. В условиях нарастающей глобализации правовое и организационное решение этой задачи становится все более актуальным для нашей страны. Это один из необходимых институциональных подходов к защите личных и социально-экономических прав иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации.
——————————————————————