У чиновника доход требует привязки к МРОТ

(Ефремов И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 7)

У ЧИНОВНИКА ДОХОД ТРЕБУЕТ ПРИВЯЗКИ К МРОТ

И. ЕФРЕМОВ

Игорь Ефремов, кандидат юридических наук, адвокат, г. Москва.

Конституция государства — это Основной Закон, в соответствии с которым должны организовываться общество и государство, создаваться государственные и общественные институты, строиться вся жизнь как отдельного члена общества, так и различных общественных и государственных структур. Этому Основному Закону должна подчиняться также деятельность власти и политическая деятельность. В России же, создается впечатление, Конституция РФ сама по себе, а деятельность политиков во власти и претендующих на власть — сама по себе.

Притягательность власти

С Конституцией РФ политики во власти и претендующие на власть связаны постольку, поскольку иногда у представителей данных видов деятельности возникает необходимость подкорректировать ее в свою пользу — например, в сторону продления сроков нахождения у власти — либо использовать отдельные ее положения для обоснования собственных решений или аргументации своих устремлений, далеко не всегда отвечающих интересам народа. При этом подобные решения и устремления также не всегда соответствуют букве и духу норм Конституции РФ.

Одна из причин такого положения, по мнению автора, заложена в самой Конституции РФ, дарующей, по сути, власть одному человеку — Президенту РФ. При этом он является неподсудным. Президент РФ обладает, по сути, неограниченными возможностями в плане определения правил для функционирования государства и общества, расстановки людей на ключевые должности в государстве, в том числе связанные с распределением материальных благ.

В деятельности политиков во власти и претендующих на нее не проходит красной нитью одна из основных обязанностей государства, закрепленная ч. 1 ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В известном смысле это основная норма Конституции РФ, которой должна быть подчинена вся практическая политика как действующей власти, так и претендентов на нее.

О социальном государстве политики начинают вспоминать, и то не в первую очередь, писать статьи и рассказывать, какие блага будут у народа, как правило, перед выборами. Как будто за многолетнее — счет уже пошел на десятки лет — их нахождение во власти у этих деятелей, в том числе находящихся в оппозиции, были на пути создания нормального социального государства какие-то объективные непреодолимые препятствия.

Одним из основных мерил создания «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» являются доходы, получаемые россиянами в виде зарплат, пенсий и т. п. На существующие сегодня МРОТ (4611 руб.) и минимальные пенсии, а также утвержденный прожиточный минимум (чуть более 6000 руб.), несмотря на еще существующие для отдельных случаев копеечные федеральные и региональные компенсации, индексации и субсидии, вряд ли возможно человеку нормально прожить.

Естественно, прожиточный минимум должен быть установлен не на уровне биологического выживания, как сегодня. Необходимо установить социальный прожиточный минимум (СПМ), обеспечивающий достойную жизнь и свободное развитие человека, как провозглашает Конституция РФ. Для этого СПМ должен включать в себя затраты на пользование Интернетом, на посещение культурно-зрелищных мероприятий, на приобретение и содержание автомобиля, на ежегодный отдых и многое другое, что как раз и обеспечивает ту самую «достойную жизнь и свободное развитие человека». Соответственно, должны быть многократно увеличены МРОТ, пенсии и прочие подобные выплаты.

Фактически наше общество на сегодняшний день состоит из небольшой кучки очень богатых людей, куда входит немало власть имущих, и основной массы — бедных и очень бедных. И это в государстве, на территории которого сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств, являющихся в настоящее время если не самым востребованным, то одним из таковых товаров в мире, а население страны составляет всего 2% от жителей Земли! Как говорится, по определению Россия должна быть раем для ее граждан.

Правильный расчет

Разница в доходах самых богатых и бедных должна быть не более чем 10 раз, иначе создается нестабильная ситуация и растет преступность — «эффект Робин Гуда». Исходя из этого общего, объективного и понятного критерия самая высокая зарплата относительно существующего МРОТ должна быть 46110 руб. Эту самую большую «бюджетную» зарплату, на мой взгляд, должен получать «главный бюджетник» — Президент РФ. Если даже взять официальные данные о разнице в доходах самых богатых и бедных в РФ — в 16 — 17 раз (фактически в 22 и более раз), то зарплата Президента РФ должна быть не более 78387 — 101442 руб. (4611 x 17 или 4611 x 22), правда, с риском прихода Робин Гуда.

Зарплата всех чиновников, а также работников нефтегазовых отраслей, госкорпораций и других структур типа Сбербанка, РАО ЕЭС, ВТБ и прочих, являющихся народным богатством, созданным поколениями наших предков, должна определяться в процентах от президентской зарплаты: от 99,99% от указанной зарплаты до 1 МРОТ. Это было бы очень хорошим стимулом для чиновников, находящихся во власти, решать социальные вопросы комплексно, для всего народа, а не только для «себя любимых».

Сегодняшние зарплаты чиновников (их пенсии и прочие «бонусы»), а также работников в вышеуказанных отраслях, являющихся общенародным достоянием, никак не связаны с положениями Конституции РФ о социальном государстве, о справедливости (преамбула), о равенстве всех граждан в правах, свободах и обязанностях (ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19). Помимо гарантий, указанных МРОТ и других выплат с учетом СПМ Россия как социальное государство должна обеспечивать гражданам получение бесплатных образования, медицинского обслуживания и других социальных благ в зависимости от их возраста и социального статуса.

Демократия реальная и конституционная

Статья 3 Конституции РФ однозначно провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

По сложившейся практике основной формой народовластия в России являются выборы. Все остальные формы народовластия практически не действуют в силу разных причин. Например, местное самоуправление не может полноценно функционировать из-за отсутствия денег, которые в основной массе в виде налогов и других платежей забирает себе центр, где они распределяются далеко не всегда с учетом местных особенностей, не говоря уже об уменьшении направляемых из центра денег на места за счет банальных и общепризнанных коррупции, «распилов» и «откатов».

Как известно, при создании вертикали федеральной властью начисто был ликвидирован такой институт демократии, как прямые выборы глав субъектов РФ. Не оценивая нужность или ненужность данной вертикали, однозначно можно сказать, что это было решение, не основанное на нормах Конституции РФ. В частности, ч. 2 ст. 11 Конституции РФ («Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти») не предполагает назначения глав субъектов РФ Президентом РФ, что, по сути, осуществляется на самом деле.

Президент РФ Д. А. Медведев на исходе своего президентского срока вышел с инициативой вернуть указанные прямые выборы. Но при этом предполагаются некие оговорки типа «выбирать-то вы, народ, выбирайте, но я, Президент РФ, в любой момент выбранного вами руководителя субъекта РФ по своему усмотрению могу освободить от должности». Вот такая уже новая, а может, новейшая демократия…

В связи с вышесказанным говорить о демократии в ее классическом понимании — когда народ, наблюдая прямые дебаты претендентов, знает, что принятые претендентами на себя обязательства так или иначе будут выполняться, а в случае неоправдания доверия граждане их смогут отозвать, — конечно, говорить не приходится. Наша «демократия», вопреки требованиям Конституции РФ, больше похожа на игру в демократию.

Прозрачные выборы: своих не «сдавать»

Недовольство проходящими в последние годы выборами различного уровня и в разные органы власти, их результатами достигло точки кипения, о чем свидетельствуют идущие в последние годы всевозможные акции, в том числе митинги и демонстрации.

Действующая власть, видимо, понимая критичность ситуации с демократией, то есть то, что народ уже загнан в угол, идет на определенные уступки. Помимо упоминавшейся инициативы о прямых выборах глав субъектов РФ, а также о возможности регистрации партии при численности ее членов в 500 человек решено сделать в буквальном и переносном смысле предстоящие выборы Президента РФ 4 марта этого года более прозрачными. Для этого уже выделены многие миллиарды рублей на установку на избирательных участках систем видеонаблюдения и прозрачных урн (видимо, надо сделать прозрачными и кабинки для голосования, чтобы можно было видеть, кто фотографирует собственные бюллетени для отчетов перед своими боссами). Правда, эту прозрачность планируется осуществить с некоторыми оговорками, которые могут сыграть существенную роль в правильности или неправильности подсчетов голосов и составлении итоговых документов по выборам на избирательных участках, — они составляются вручную. То есть при этом будет присутствовать человеческий фактор.

Как известно, кадры решают все. При этом, как мы наблюдаем уже много-много лет, кадры во власти очень стабильны. Несмотря на многочисленные критически обоснованные высказывания в отношении отдельных лиц во власти, их профнепригодности, они годами, десятками лет продолжают оставаться на своих должностях. Кандидат в Президенты РФ и бывший Президент РФ В. В. Путин многократно заявлял и продолжает утверждать, что свои кадры он «сдавать» не намерен (не секрет, что они сформированы не всегда по профессиональному принципу, но почти всегда по признаку землячества, совместной ранее службы, работы или учебы; свое знакомство и дружбу с В. В. Путиным до вхождения в высшую власть не скрывают многие высокопоставленные чиновники). Одним из обоснований такой позиции является то, что в таком случае вообще можно остаться без кадров. Такая позиция и ее объяснение вряд ли могут считаться обоснованными с точки зрения норм Конституции РФ, которая провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» и что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».

——————————————————————