Потерпевшие по уголовным делам в сфере жилищно-коммунального комплекса

(Мороз Е. В.)

(«Законность», 2014, N 2)

ПОТЕРПЕВШИЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Е. В. МОРОЗ

Мороз Евгений Владимирович, старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Сахалинской области, юрист 1 класса.

В статье озвучена проблема признания граждан потерпевшими по уголовным делам в сфере жилищно-коммунального комплекса, расследуемым на территории Сахалинской области.

Ключевые слова: прокурор, потерпевшие, жилищно-коммунальный комплекс.

Victims of criminal cases in the housing and public utilities sector

Y. V. Moroz

The article describes the problem of recognizing of citizens as victims of crimes in the housing and public utilities sector investigated in the Sakhalin Region.

Key words: public prosecutor, victims, housing and public utilities sector.

Важнейшая функция государства — обеспечение права каждого гражданина на жилище, в том числе на предоставление качественных коммунальных услуг.

Произошедшие в стране изменения затронули и жилищный сектор. Приватизация поставила жилищно-коммунальное хозяйство в непривычные условия, выдвинула новые требования, соблюдение которых призвано обеспечить в конечном счете жизнедеятельность и функционирование экономики страны.

Жилищная сфера включает в себя управление жилищными фондами, их содержание и ремонт, охватывая элементы инженерной инфраструктуры. К последним относятся предприятия и организации ЖКХ, организации и управления, на балансе которых находится жилищный фонд, товарищества собственников жилья, предприятия и службы, предоставляющие соответствующие услуги. При этом финансирование эксплуатации этой разветвленной структуры осуществляется как за счет платежей потребителей, так и за счет бюджетных дотаций, направляемых через службу заказчика подрядным организациям.

Ослабление государственного и практически отсутствие общественного контроля привели к значительной криминализации этой отрасли, создали благоприятные условия для теневого бизнеса.

Анализ СМИ указывает на то, что в настоящее время ситуация в сфере ЖКХ обострена и волнует россиян намного больше, чем экономические и политические проблемы в стране.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Закона о прокуратуре предмет прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений — соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при установлении и взимании тарифов за услуги ЖКХ органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.

В прокуратуре Сахалинской области надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства является приоритетным и осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами. Налажено систематическое поступление информации, характеризующей ситуацию на территории области.

В 2012 г., а также в прошлом году продолжено исполнение поручения Президента РФ N 701-Пр о проведении проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, прокуратурой области приняты дополнительные меры, направленные на улучшение организации надзора в этой сфере и взаимодействия всех заинтересованных структур.

За период 2011 — 2013 гг. на территории Сахалинской области возбуждено 70 уголовных дел по фактам нарушений в сфере жилищно-коммунального комплекса, потерпевшими но уголовным делам признаны более 300 физических и юридических лиц, установленная сумма материального ущерба составила более 40 млн. руб.

Анализ криминогенной ситуации, складывающейся на территории области, указывает на то, что наиболее распространены в исследуемой сфере хищения денежных средств, выделенных из федерального или местного бюджета для проведения капитального ремонта жилых домов, различных коммуникаций, котельных и т. д., в том числе путем завышения объемов выполненных работ, подделка решений общих собраний собственников помещений по вопросам выбора управляющих организаций и установления платы за жилищные услуги. Также встречаются преступления, связанные с завышением сотрудниками ТСЖ сумм, требуемых с собственников жилья в счет оплаты коммунальных услуг, и присвоением поступивших денежных средств.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Приказами и указаниями Генерального прокурора РФ нижестоящим прокурорам предписано считать важнейшей обязанностью защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Согласно ч. 1 ст. 42 УПК потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит исполнение требований закона о признании лица потерпевшим, которые заключаются не только в самом факте вынесения соответствующего постановления, но и в своевременности его вынесения. По смыслу закона, постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю стало известно о причинении преступлением морального, физического или имущественного вреда какому-либо физическому лицу.

Вместе с тем в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160, 165 УК, отнесены к делам частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Таким образом, законодатель предоставил гражданам право самостоятельно принимать решение о том, желают ли они быть признанными потерпевшими по указанной категории уголовных дел.

Это обстоятельство в настоящее время является основополагающим при принятии решения о возбуждении уголовных дел.

Сознательный отказ от участия в качестве потерпевшего по уголовному делу находится в причинно-следственной связи с установлением ущерба по делу и, как следствие, влияет на квалификацию действий подозреваемых (обвиняемых).

Изменения в законодательстве не обошли стороной и уголовные дела, возбужденные в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Так, сложившаяся на территории области следственная практика по уголовным делам, возбужденным по ст. ст. 159 и 160 УК, свидетельствует о том, что лица, которым преступлением причинен имущественный вред, не всегда соглашаются с приобретением статуса потерпевших по делу.

В частности, органы следствия столкнулись с такой проблемой по уголовным делам, где предметом преступного посягательства были непосредственно денежные средства граждан, переданные в управляющие организации для оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающих компаний либо для капитального ремонта многоквартирных домов.

Проведенные по таким уголовным делам судебные бухгалтерские экспертизы порой устанавливают незначительность причиненного некоторым собственникам жилых помещений ущерба, в связи с чем потенциальные потерпевшие осознанно отказываются приобретать указанный статус, заявляя, что установленный в рамках дела ущерб для них малозначителен. Не единичны случаи, когда граждане, узнав о причиненном им ущербе, переводят свои отношения с управляющей компанией в гражданскую плоскость и взыскивают ущерб через суд.

Так, по уголовному делу, возбужденному СУ МУ МВД России «Южно-Сахалинское» в отношении директора ООО «Аникан» по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК, по факту присвоения денежных средств, оплаченных жильцами домов по ул. Невельского и ул. Украинской за электроэнергию и предназначенных для перечисления в ОАО «Сахалинэнерго», установленная на момент возбуждения сумма ущерба собственникам жилых помещений составляла 953365,49 руб.

Вместе с тем проведенной по уголовному делу бухгалтерской экспертизой установлено, что причиненный жильцам домов ущерб колеблется от 300 до 4500 руб., в связи с чем более 30 человек из-за малозначительности ущерба отказались становиться потерпевшими по делу и на момент направления уголовного дела в суд вмененный обвиняемому ущерб составил 852580 руб.

Аналогичным образом не пожелали приобретать статус потерпевших 7 из 16 собственников многоквартирного дома по ул. Горького в г. Южно-Сахалинске по уголовному делу, возбужденному в отношении председателя ТСЖ «Юсса-Дом» по ч. 4 ст. 160 УК по факту хищения денежных средств граждан путем незаконного завышения тарифа на оплату потребленной тепловой энергии. Эти обстоятельства стали основанием для переквалификации действий обвиняемого с ч. 4 на ч. 3 ст. 160 УК, поскольку установленная сумма ущерба уменьшилась более чем на 300 тыс. руб.

Изложенные ситуации фиксируются и по некоторым другим уголовным делам.

Возникающие в ходе расследования этой категории уголовных дел проблемы становятся предметом обсуждения на проводимых в прокуратуре области совещаниях и заседаниях рабочих групп. Органы предварительного следствия ориентируются на индивидуальный подход к каждому потерпевшему с целью реализации задач уголовного судопроизводства и привлечения лиц, совершивших преступления, к ответственности.

Однако, несмотря на возникающие в ходе расследования некоторых уголовных дел проблемы, связанные с признанием граждан потерпевшими, органы прокуратуры задачу по защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений обязаны рассматривать в качестве приоритетной, внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущерба.

——————————————————————