Об отдыхе военнослужащих и других Федеральных государственных служащих в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации
(Терехин А. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)
ОБ ОТДЫХЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. М. ТЕРЕХИН
Терехин А. М., государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, кандидат юридических наук, подполковник запаса.
В статье рассматриваются вопросы законности предоставления военнослужащим и другим федеральным государственным служащим времени отдыха в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации, на территории которых проходят службу государственные служащие, а также права субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни на своей территории.
Ключевые слова: федеративное государство, федеральные государственные служащие, военнослужащие, нерабочие праздничные дни.
About rest of military men and other federal civil servants in the holidays established by laws of subjects of the Russian Federation A. M. Terekhin
In article questions of legality of granting by the military man and other federal civil servant of time of rest in the holidays established by laws of subjects of the Russian Federation in which territory civil servants serve, and also the rights of subjects of the Russian Federation to establish additional non-working holidays in the territory are considered.
Key words: federative state, federal civil servants, military men, nonworking holidays.
Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации предполагает особый статус государственных служащих. Регламентируя правовое положение государственных служащих, государство устанавливает специальные требования, ограничения и запреты для лиц, проходящих государственную, в том числе и военную, службу. Установление специальных правил и требований к лицам, проходящим государственную службу, к порядку прохождения государственной службы обусловливает возникновение ситуаций, решение которых выходит за рамки правового регулирования трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Одной из таких ситуаций является решение вопроса о законности предоставления военнослужащим и другим федеральным государственным служащим (далее — государственные служащие) времени отдыха в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации, на территориях которых проходят службу государственные служащие. Попробуем разобраться в данной ситуации. В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом (выделено мною) выходные и праздничные дни. В соответствии со ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства <1>. ——————————— <1> Военнослужащим, в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», дни отдыха предоставляются также в выходные и праздничные дни.
Таким образом, нерабочие праздничные дни, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, установлены федеральным законодательством. Вместе с тем трудовое законодательство, в силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим делается вывод, что субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на их территориях нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ. Такой вывод содержится в ряде решений федеральных арбитражных судов <2>, комментариях к ТК РФ и другим федеральным законам <3>, а также в других научных работах некоторых юристов <4>. ——————————— <2> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2006 г. по делу N А65-24021/2005-СА2-11 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2007 г. N Ф09-2377/07-С5 по делу N А07-22739/06 // СПС «КонсультантПлюс». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. В. Л. Гейхмана, Е. Н. Сидоренко) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007 (3-е издание, исправленное и дополненное). —————————————————————— <3> См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. М., 2007. С. 265; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В. Л. Гейхмана, Е. Н. Сидоренко. М., 2010. С. 301; Пятин С. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». <4> См., например: Богатыренко З. С. Российское законодательство о праздниках // Трудовое право. 2007. N 1. С. 39; Горбачева Ж. А. Трудовое право России: Учеб. / Под ред. А. М. Куренного. М., 2008. С. 294.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Данной нормой воспользовались многие субъекты Российской Федерации, приняв соответствующие законы о праздничных днях. Однако только в таких субъектах, как республики, некоторые праздничные дни объявлены нерабочими. Например, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 19 февраля 1992 г. N 1448-XII «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» дополнительными нерабочими праздничными днями являются: День Республики Татарстан — 30 августа, День Конституции Республики Татарстан — 6 ноября, Курбан-байрам. В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 г. N ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» в Республике Башкортостан дополнительно к общефедеральным установлены следующие нерабочие праздничные дни: 11 октября — День Республики — День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики, Ураза-байрам, Курбан-байрам. На первый взгляд поставленная в начале статьи проблема имеет достаточно простое решение. Если субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на их территориях нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем, то законность предоставления государственным служащим времени отдыха в эти дни не вызывает сомнений. Однако ряд юристов не поддерживают точку зрения о том, что субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать на их территориях дополнительные нерабочие праздничные дни. Например, Л. В. Щур-Труханович считает, что ст. 112 ТК РФ нельзя признать гибкой, а перечень праздничных нерабочих дней открытым <5>. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни и, соответственно, предоставление государственным служащим времени отдыха в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации, на территориях которых проходят службу государственные служащие, незаконно. ——————————— <5> Щур-Труханович Л. В. Выходные, праздники, отпуска: права и обязанности работодателя и работника: Практическое пособие. М., 2008. С. 7.
Еще одна позиция по данному вопросу — субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни только за счет собственного бюджета <6>. Данная правовая позиция изложена в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее — Минтруд России) от 10 июля 2003 г. N 1139-21 «О некоторых вопросах применения Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213». В нем, в частности, говорится, что установление субъектом Российской Федерации нерабочих праздничных дней путем принятия соответствующего законодательного акта субъекта и за счет средств его бюджета не противоречит действующему российскому законодательству. Вместе с тем Минтруд России отмечает, что введение субъектом Российской Федерации новых нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта. В связи с этим вопрос об источниках финансирования, балансе рабочего времени и установлении среднемесячного числа календарных дней при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков должен быть решен в законодательном акте субъекта Российской Федерации, а также в федеральном законе по организациям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации и финансируемым из федерального бюджета. ——————————— <6> См., например: Орловский Ю. П., Нурдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Настольная книга кадровика: юридические аспекты. М., 2005. С. 171.
Таким образом, однозначного решения вопроса законности предоставления дней отдыха военнослужащим и другим федеральным государственным служащим, проходящим службу на территории одного из субъектов Российской Федерации, в праздничный день, установленный законом этого субъекта, до недавнего времени не было. Однако 31 августа 2011 г. Верховный Суд Российской Федерации поставил точку в данном вопросе, однозначно определив, что установление субъектами Российской Федерации дополнительных праздничных нерабочих дней противоречит федеральному законодательству <7>. ——————————— <7> Определение Верховного Суда Российской Федерации «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)» от 31 августа 2011 г. N 49-11-57 // СПС «КонсультантПлюс».
В связи с данным фактом отдельные депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пятого созыва) внесли законопроект, которым предлагают в ТК РФ закрепить право субъектов Российской Федерации своими законами устанавливать дополнительно к федеральным праздничные дни субъектов Российской Федерации <8>. ——————————— <8> Шкель Т. Прибавка к празднику. Регионам разрешат отдыхать по своим законам // Российская газета. 2011. 27 сент.
Соглашаясь с выводом Верховного Суда Российской Федерации о том, что не соответствует федеральному законодательству установление субъектами Российской Федерации на их территориях нерабочих праздничных дней дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ, нельзя не высказать сомнения по поводу целесообразности инициативы депутатов, в связи с чем полагаю возможным изложить собственную позицию по данному вопросу. Однако, для того чтобы всесторонне рассмотреть данную проблему, необходимо привести свои доводы в опровержение позиций по рассматриваемому вопросу, представленных в начале статьи. Это поможет раскрыть суть рассматриваемой проблемы и сделать правильные выводы. Сначала по правовой позиции, которая предполагает, что субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на их территориях нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ. Обратимся к Конституции Российской Федерации как к правовому акту, имеющему высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является федеративным государством. Статья 5 Конституции Российской Федерации предоставляет право республикам иметь свою конституцию и законодательство, а другим субъектам Российской Федерации — свои уставы и законодательство. Таким образом, система законодательства России состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. При этом ст. 4 Конституции Российской Федерации однозначно закрепляет приоритет федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». В иерархии федерального законодательства главенствующую роль играет федеральная Конституция, которая определяет связи между составляющими систему законодательства России нормативными правовыми актами. Этот принцип закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации, составляя единое целое с федеральным законодательством, может только конкретизировать и дополнять его, но не противоречить ему. Рассмотрим и вопрос разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Этому вопросу посвящены ст. ст. 71 — 73 Конституции Российской Федерации. Статья 71 Конституции Российской Федерации устанавливает вопросы ведения Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; федеральный бюджет; оборона и безопасность; оборонное производство; защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; федеральная государственная служба. Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; трудовое законодательство. Статья 73 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Реализация принципа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также предметов ведения и полномочий между органами государственной власти представляет широкое поле для деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Например, после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. возник вопрос о том, допустимо ли признание за субъектами Российской Федерации права принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам совместного ведения до принятия федерального закона по данному вопросу. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» четко определил роль федерального закона в качестве одной из основных правовых форм разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Причем по смыслу ст. 72 и ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные правовые акты. Но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с федеральным законом <9>. ——————————— <9> Аналогичный вывод содержался и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области».
Кроме того, в соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации управомочены принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Из вышеизложенного следует, что компетенция субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений построена по остаточному принципу, т. е. их компетенция находится за пределами сферы соответствующих полномочий федеральных органов государственной власти России. Т. Я. Хабриева по данному вопросу отмечает, что федеральный законодатель, определяя в федеральном законе по предмету совместного ведения полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, должен исходить из того, что полномочия Российской Федерации в данной сфере должны быть достаточны для обеспечения интересов всего многонационального народа России. Все, что без ущерба интересам российского народа, государства, единому экономическому пространству России может быть урегулировано субъектами Российской Федерации, должно составлять компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации <10>. ——————————— <10> Хабриева Т. Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2003. N 3. С. 15.
Может ли установление одного-двух дополнительных нерабочих праздничных дней в одном субъекте Российской Федерации нанести вред интересам всего российского народа? Можно предположить, что нет. А если какой-нибудь субъект России установит из пяти рабочих дней в неделю один, два, три, четыре или пять нерабочих праздничных дней? А если таких субъектов будет несколько или все? Представляется, что такое правовое регулирование трудовых отношений субъектами Российской Федерации нанесет колоссальный вред интересам российского народа и государства. Кроме того, как мы уже отмечали, к вопросам исключительного ведения Российской Федерации относятся федеральный бюджет и федеральная государственная служба. Это означает, что субъекты Российской Федерации не имеют полномочий распоряжаться федеральным бюджетом, принимать правовые нормы, регулирующие порядок прохождения федеральной государственной службы. Поэтому установление нерабочих праздничных дней законами субъектов Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников, оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Исходя из вышеизложенного представляется неверной правовая позиция, предоставляющая субъектам Российской Федерации право устанавливать на их территориях нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ <11>. ——————————— <11> Аналогичной позиции, на взгляд автора, Верховный Суд Российской Федерации придерживается с 2004 г., когда в Определении от 30 июня 2004 г. N 60-Г04-9 указал, что перечень нерабочих праздничных дней дан в ст. 112 ТК РФ, и не стал исследовать вопрос о том, установлен ли День рыбака как нерабочий праздничный день законодательством субъекта Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2004 N 60-Г04-9 // СПС «КонсультантПлюс»).
Противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и правовая позиция, которая предоставляет право субъектам Российской Федерации по установлению нерабочих праздничных дней путем принятия соответствующего законодательного акта субъекта и за счет средств его бюджета. Данный вывод, кроме суждений, высказанных выше, основывается на ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, места жительства, отношения к религии, а также на принципе равенства прав и возможностей работников в трудовых правоотношениях, установленных в ст. 2 ТК РФ. Почему жители, например, Москвы или Санкт-Петербурга, в которых законами субъектов о праздниках <12> не установлены дополнительные нерабочие праздничные дни, должны работать на несколько дней в году больше, чем жители, например, Республики Тыва, в которой Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 г. N 143 «О праздничных днях Республики Тыва» установлены дополнительные нерабочие праздничные дни: День Республики Тыва — 15 августа, День Конституции Республики Тыва — 6 мая, а также народный праздник — Шагаа. Где же тут равенство прав и свобод? ——————————— <12> Закон города Москвы от 22 сентября 2004 г. N 56 «О праздничных днях города Москвы»; Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2005 г. N 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге».
Почему одни жители одной и той же республики, работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, имеют право отдыхать в нерабочие праздничные дни, установленные законом субъекта Российской Федерации, а другие, работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, финансируемых из федерального бюджета, должны в этот день работать, т. е. иметь разные права в области трудовых правоотношений? На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать нерабочие праздничные дни на их территориях дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в статье 112 ТК РФ. И соответственно, все изданные как до, так и после принятия ТК РФ законы субъектов Российской Федерации о праздничных днях должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. А как же данный вывод соотносится с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов? Ответ на поставленный вопрос содержится в Конституции Российской Федерации. Статья 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующая равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, места жительства, отношения к религии, в структуре Конституции находится в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая располагается перед гл. 3 «Федеративное устройство». Глава 2 имеет более сложный порядок изменения (только путем принятия новой Конституции), чем гл. 3, в которую поправки могут быть внесены Федеральным Собранием. Глава 2 раскрывает одну из важнейших основ конституционного строя России: «Человек, его права и свободы — высшая ценность», закрепленную в ст. 2 гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции Российской Федерации никакие другие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Таким образом, реализация субъектами Российской Федерации своей компетенции в области трудового законодательства не может нарушать основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина. Изложив вышеуказанные доводы, полагаю возможным не согласиться с отдельными обоснованиями Верховного Суда Российской Федерации, которые он приводит в вышеупомянутом Определении. Суть их состоит в том, что праздничный нерабочий день по своей юридической природе является категорией трудового законодательства, при этом нерабочий праздничный день относится к числу основ трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. На взгляд автора, правоотношения, связанные с установлением праздничных дней, не относятся ни к трудовым отношениям, ни к непосредственно связанным с ними отношениям. Данный вывод основывается на следующем. Трудовые отношения, в соответствии со ст. 15 ТК РФ, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. К общественным отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, относятся: отношения по содействию занятости и трудоустройству; отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией; организационно-управленческие отношения профсоюзного органа на производстве или другого уполномоченного работниками органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и применения локальных норм трудового права, защиты прав трудящихся; отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда; социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти на федеральном, отраслевом, региональном (субъекта Российской Федерации), территориальном и иных уровнях, отношения по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений по социально-трудовым отношениям, условиям труда и оплаты; отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и квалификации работников непосредственно у данного работодателя; отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; отношения по разрешению трудовых споров <13>. ——————————— <13> См. подробнее: Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. М., 2004. С. 15 — 20.
Проанализировав данные положения, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с установлением праздничных дней, не относятся ни к трудовым отношениям, ни к непосредственно связанным с ними отношениям. Эти правоотношения имеют не трудовую природу, как, например, выходные (нерабочие) дни, а совершенно другую сущность. Для того чтобы определить сущность понятия «праздник», необходимо раскрыть его семантическое значение. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее определение праздника. Праздник — это день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо выдающегося события; день или дни, особо отмечаемые обычаем или церковью; торжество, веселье, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу и т. п. Среди этих и еще нескольких значений слова «праздник» нет понимания его как нерабочего, выходного дня <14>. ——————————— <14> Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1961. Т. 11. С. 43.
В «Большом толковом словаре русского языка», изданном под редакцией Д. Н. Ушакова, праздник — это день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или так называемого святого (церк.), либо день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. И только в вышеназванных значениях праздник может быть официально установленным общим днем отдыха <15>. ——————————— <15> Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60000 слов / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2004. С. 779.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова праздник — это, прежде всего, день торжества, установленный в честь или в память кого — или чего-нибудь, а также день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. И только в третьем значении праздник — это выходной, нерабочий день <16>. ——————————— <16> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 2001. С. 578.
Таким образом, правоотношения, связанные с установлением праздничных дней, имеют историческую, политическую, нравственную, воспитательную сущность, а основное назначение праздничных дней не предоставление времени отдыха работникам, а возрождение и развитие общих культурных и нравственных традиций граждан России, сохранение памяти к воинским и трудовым подвигам нашего народа, развитие патриотизма, любви к своей Родине, воспитание уважения к Российскому государству и праву и т. п. И только для реализации этих целей некоторые праздничные дни в России объявлены нерабочими. Кроме того, сущностные различия между выходным днем и нерабочим праздничным днем установлены ст. 112 ТК РФ, которая гласит, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Таким образом, законодатель отделяет выходной день, т. е. время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, от нерабочего праздничного дня. Можно сделать вывод, что нерабочий праздничный день — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, так как он нерабочий, но которое он не может использовать по своему усмотрению. По всей видимости, он должен привлекаться к каким-то государственным мероприятиям, проводимым в этот день, и вот именно поэтому ему и предос тавляется другой выходной день. С трудовыми отношениями отношения, связанные с установлением праздничных дней, соприкасаются только в части перенесения при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней на следующий после праздничного рабочий день; выплаты дополнительного вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни; запрета работы в нерабочие праздничные дни и в ряде других случаев, т. е. только в той части, в соответствии с которой праздничные дни являются нерабочими днями. Однако само установление праздничных дней не является предметом правового регулирования трудового законодательства <17> и должно регулироваться отдельным федеральным законом, в котором должны быть предусмотрены как нерабочие праздничные дни, так и праздничные дни, которые не являются нерабочими. К ним относятся многочисленные профессиональные праздники <18>. Поэтому правоотношения, связанные с установлением нерабочих праздничных дней, относятся к отношениям, связанным с регулированием прав и свобод человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. ——————————— <17> Нахождение правовых норм, связанных с установлением нерабочих праздничных дней, в ТК РФ является, на взгляд автора, данью традиции советского периода в области регулирования трудовых отношений. <18> Праздничные (нерабочие) дни, профессиональные праздники и памятные дни. URL: http://www. consultant. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=19238. Например, ежегодно во второе воскресенье июля в России отмечается профессиональный праздник — День рыбака (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. N 3018-X «О праздничных и памятных днях».
В связи с изложенным представляется нецелесообразной и противоречащей законодательству Российской Федерации инициатива отдельных депутатов Государственной Думы пятого созыва по внесению изменений и дополнений в ст. 112 ТК РФ. Праздничные дни в Российской Федерации должны быть установлены отдельным федеральным законом. Думается, что данным законом по инициативе субъектов Российской Федерации могут быть установлены праздничные дни субъектов России. Отдельные из праздничных дней трудовым законодательством могут быть объявлены нерабочими. При этом количество нерабочих праздничных дней должно быть одинаковым на территории каждого субъекта Российской Федерации. Что же остается субъектам Российской Федерации в области установления праздничных дней? Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Во всех остальных вопросах, кроме общих, в областях воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории знаменательные (праздничные) дни, которые не могут быть нерабочими, в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Например, национально-культурные, спортивные, народные дни (праздники). При этом такие дни (праздники) должны либо приходиться на выходные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, дни, либо их празднование должно происходить в нерабочее время рабочих дней. Аналогичным образом поступают обычные люди, которые хотят отметить свой день рождения (годовщину свадьбы и т. п.). Если их день (праздник) выпал на рабочий день, то они либо переносят празднование на выходной день, либо отмечают его после рабочего времени. В связи с вышеизложенным ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая предоставляет соответствующим органам государственной власти в Российской Федерации право, по просьбам религиозных организаций, объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях, по мнению автора, не соответствует Конституции Российской Федерации. Таким образом, установление праздничных дней в России относится к исключительной компетенции Российской Федерации и должно осуществляться отдельным федеральным законом, а не трудовым законодательством. В данном федеральном законе должны быть предусмотрены общегосударственные праздничные (рабочие и нерабочие) дни и могут быть установлены праздники на территориях отдельных субъектов Российской Федерации. При этом количество праздничных нерабочих дней на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть одинаковым. В заключение, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, необходимо отметить, что предоставление дней отдыха военнослужащим и другим федеральным государственным служащим, проходящим службу на территории одного из субъектов Российской Федерации, в праздничный день, установленный законом субъекта Российской Федерации, не соответствует федеральному законодательству.
——————————————————————