Учеба в командировке

(Мошкович М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 47)

УЧЕБА В КОМАНДИРОВКЕ

М. МОШКОВИЧ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Я работаю заведующей здравпунктом. Меня отправляют в командировку, связанную с учебой по ГО и ЧС. Начальником ГО и ЧС является инженер по охране труда, но она ехать не хочет. Могу ли я отказаться от командировки, если в трудовом договоре не содержится такое условие?

Е. Петухова, г. Кинешма

Трудовое законодательство не ставит возможность направления работника в командировку в зависимость от отражения данного вопроса в трудовом договоре. То есть, если никаких соответствующих оговорок в трудовом договоре не имеется, работник может направляться работодателем в служебные командировки на общих основаниях, установленных ТК РФ.

ТК РФ запрещает направлять в командировки лишь следующие категории работников:

— заключивших ученический договор, за исключением случаев, когда командировка связана с ученичеством (ст. 203 ТК РФ);

— беременных женщин (ст. 259 ТК РФ);

— женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, без их согласия и без «положительного» медицинского заключения; матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет; работников, имеющих детей-инвалидов; работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ). Также рассматриваемые гарантии распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, и на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ);

— работников в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ).

Однако, на наш взгляд, в описанном случае имеет место не командировка, а повышение квалификации с отрывом от работы (ст. 187 ТК РФ). Ведь согласно определению, содержащемуся в ст. 166 ТК РФ, служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Понятие служебного поручения в ТК РФ не разъяснено, но предполагается, что это некая деятельность (работа), отвечающая трудовым функциям конкретного работника. Работодатель оформляет для работника служебное задание, а работник по итогам командировки — отчет о выполнении такого задания (Унифицированная форма N Т-10а, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Обучение в отличие от командировки — это право работника, а не обязанность (ст. 197 ТК РФ). Обязанностью обучение становится, только если это предусмотрено соответствующими нормативными актами и является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ).

В силу ст. 9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» обучение своих работников в области гражданской обороны (ГО) должны осуществлять организации любых организационно-правовых форм. Такое обучение проводят созданные в организациях структурные подразделения по ГО либо отдельные работники, на которых возложено выполнение данных функций.

На основании норм, введенных Постановлением Правительства РФ от 10.07.99 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек обязанности по ГО может выполнять один сотрудник, до 200 человек — один из сотрудников организации по совместительству.

На должности работников структурных подразделений (ответственных работников) по ГО назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку (п. 5 Постановления N 782).

Следовательно, обучение работников организации по ГО должно производиться по их месту работы лицами, в трудовые обязанности которых входят подобные функции. И именно этих лиц следует направлять на обучение по ГО, для того чтобы они в дальнейшем могли обучать остальных работников.

Если в данном случае на заведующую здравпунктом не возложены приказом обязанности ответственного за ГО, то, по нашему мнению, она вправе отказаться от такой командировки-обучения.

——————————————————————