О направлении работников военного комиссариата в служебные командировки
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 5)
О НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрен вопрос о праве направления начальником отдела военного комиссариата по муниципальному образованию подчиненных работников в служебные командировки, а также определения их функций по отправке работников в служебные командировки, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: командировка, начальник отдела, работодатель, военный комиссар, работник военного комиссариата, служебное задание, авансовый отчет.
On the direction of the military commissariat workers on business trips A. V. Efremov
The article considered the question of the right of the Chief of the municipal military commissariat of education subordinates employees on business trips, as well as the definition of their functions of sending employees on business trips, which leads to problems of enforcement.
Key words: business trip, the chief of the division, the employer, the employee, military commissar of the military commissariat, office job, expense report.
Практически любая военная организация независимо от организационно-правовой формы сталкивается с необходимостью оформления служебных поездок своих работников, а значит, возникает необходимость в правильной организации документооборота операций. Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Порядок направления работников в командировки определен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749. Работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку (далее — работник) по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются. Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки. В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы. Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем. На основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)). Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи. В случае если работник командирован в организации, находящиеся в разных населенных пунктах, отметки в командировочном удостоверении о дате приезда и дате выезда делаются в каждой из организаций, в которые он командирован. Таким образом, если работник отправляется по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения в обособленное подразделение организации, как являющееся, так и не являющееся филиалом и представительством и находящееся вне места его постоянной работы, то такая поездка признается командировкой. Причем на том же основании командировкой можно признать поездку работника обособленного подразделения в головную организацию, расположенную не по месту нахождения обособленного подразделения. На основании вышеизложенного можно констатировать следующий факт: работников отдела военного комиссариата по муниципальному образованию имеет право направлять в служебную командировку непосредственно работодатель или начальник отдела по муниципальному образованию, который положением об отделе военного комиссариата по муниципальному образованию, приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации, доверенностью уполномочен на направление работников в командировки в пределах административно-территориальных границ своего муниципального образования. При этом в положении (приказе), как правило, указывается, что вышеназванное должностное лицо может направлять работников в служебные командировки в управление, подразделения обеспечения и в другие структурные подразделения военного комиссариата субъекта только по распоряжению работодателя, в данном случае военного комиссара субъекта Российской Федерации. При возвращении работника из командировки он должен в течение трех рабочих дней оформить авансовый отчет. Как указано в Письме ФНС России от 25 ноября 2009 г. N МН-22-3/890, первичным документом, на основании которого принимаются к налоговому учету расходы на командировки, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). К авансовому отчету в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы (помимо указанных выше): — о найме жилого помещения; — о фактических расходах на проезд (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей); — об иных расходах, связанных с командировкой. Указанные оправдательные документы должны быть составлены по унифицированным формам (если таковые установлены), а в иных случаях содержать реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, расходы по найму жилого помещения подтверждаются бланками строгой отчетности, которые должны соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (содержат все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 вышеназванного Положения). Согласно письму Минфина России от 16 февраля 2009 г. N 03-03-05/23 расходы по найму жилого помещения могут подтверждаться кассовыми чеками и чеками, выдаваемыми при операциях с использованием банковских карт. При направлении работников военного комиссариата, в частности работников муниципального отдела, в служебные командировки следует помнить еще об одном документе, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. N 739н (далее — Приказ N 739н), — о журнале учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации. В журнале выбытия содержатся сведения о фамилии, имени и отчестве командированного работника, дате и номере командировочного удостоверения, наименовании организации, в которую командируется работник, пункте назначения. Согласно п. п. 5 и 6 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утвержденного Приказом N 739н, работодатель (или уполномоченное им лицо) приказом (распоряжением) должен назначить работника организации, ответственного за ведение журнала выбытия, и обязан обеспечить хранение журнала в течение пяти лет со дня его оформления в установленном порядке. Часто возникают вопросы о необходимости оформления приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку. На сегодня это самый актуальный вопрос, возникающий у начальников отделов военного комиссариата по муниципальным образованиям, которым может быть предоставлено право направлять в командировки подчиненных работников. Однако если работник муниципального отдела военного комиссариата выезжает в пределах административно-территориальных границ своего муниципального образования по заданию начальника отдела и имеет возможность возвращаться домой, то такой выезд не будет считаться служебной командировкой. Исходя из требований абз. 1 п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки место постоянной работы — это место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором. Началом отсчета срока командировки является дата отправления транспортного средства от места постоянной работы командированного, а окончания командировки — дата прибытия транспортного средства в место его постоянной работы (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки). Нередко возникают ситуации, когда работник отправляется в командировку из места постоянного жительства, не совпадающего с местом постоянной работы, и возвращается обратно до выхода на работу в постоянное место жительства. В этом случае требования указанного Положения не позволяют трактовать расходы по проезду как расходы, связанные с командировкой. Следовательно, возмещение стоимости поездки сотрудника в этом случае является доходом сотрудника, подлежащим обложению НДФЛ как полученная сотрудником экономическая выгода (ст. ст. 41, 211 НК РФ). Такие разъяснения даны и в письме Минфина России от 11 июня 2008 г. N 03-04-06-01/164 <1>. Поездка же работника военного комиссариата по распоряжению работодателя — военного комиссара для выполнения служебного поручения в любое обособленное структурное подразделение, находящееся вне места его основной работы, и такая же поездка работника обособленного структурного подразделения в военный комиссариат — головную военную организацию будет признаваться служебной командировкой. ——————————— <1> Белоглазова Л. П. Служебные командировки работников бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. N 17.
Работодатель обязан возмещать командированному работнику расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Согласно п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути <2>. При командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. ——————————— <2> Вагапова А. Отправляем работника в командировку // Финансовая газета. 2010. N 29.
В заключение статьи автор хотел бы отметить, что если работник, находясь в командировке, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, то такую командировку можно назвать однодневной. Так как трудовым законодательством не установлен специальный порядок учета однодневных командировок, то, следовательно, в отношении их применяется общий порядок. Таким образом, перед тем как отправить работника военного комиссариата в командировку на один день, военный комиссар или другое уполномоченное на это должностное лицо должен определить цель однодневной командировки с последующим ее закреплением в служебном задании. Военный комиссар субъекта Российской Федерации может закрепить в коллективном договоре или локальном нормативном акте право не выписывать командировочное удостоверение при однодневных командировках.
——————————————————————