Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги
(Огурцова М. Л.) («Адвокат», 2014, N 6)
ПЛАТА ЗА ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
М. Л. ОГУРЦОВА
Огурцова Марина Леонидовна, старший научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ.
Статья М. Л. Огурцовой посвящена проблемам совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики в части исполнения обязанности по внесению платы за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги.
Ключевые слова: дети-сироты, плата, задолженность, коммунальные услуги.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как наиболее уязвимая социальная группа нуждаются в особой заботе государства. Одной из основных задач государственной политики в области детства является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих надлежащую защиту прав детей-сирот, в том числе жилищных. Комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 — 2017 гг., утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 N 1701-р. Он содержит мероприятия организационного и правового характера, направленные на решение наиболее актуальных проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам, в том числе проведение мониторинга оказания в субъектах РФ мер социальной поддержки детям-сиротам в части оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, а также освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Анализ правоприменительной практики свидетельствует о многочисленных проблемах, связанных с исполнением обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которого являются дети-сироты, в период их пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исправительных учреждениях, а также за период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях. Так, задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги может возникнуть, если в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении никто не проживает, а также в случае невыполнения обязанности по внесению платы лицами, проживающими в таких жилых помещениях (например, лицами, лишенными родительских прав, членами семьи детей-сирот). В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме предусматривает плату за содержание и ремонт жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Рассмотрим ситуацию, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении в период его временного отсутствия никто не проживает. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусмотрена возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот. Нахождение детей-сирот у опекунов, в указанных учреждениях следует расценивать как временное отсутствие в «закрепленных» за ними жилых помещениях, в связи с чем плата за коммунальные услуги взимается в соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании заявления законных представителей детей-сирот (опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот). Следует отметить, что федеральным жилищным законодательством не предусмотрено освобождение детей-сирот от внесения платы за жилое помещение. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. Согласно ч. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. В то же время 12 субъектов РФ в рамках предоставленных полномочий и исполняемых расходных обязательств предусмотрели в региональном законодательстве норму об освобождении детей-сирот от платы за жилое помещение в период их временного отсутствия <1>. ——————————— <1> Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская Республика, г. Москва, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Нижегородская, Псковская, Свердловская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ.
Представляется, что данную практику регионального нормотворчества следует признать положительной, в связи с чем полагаем целесообразным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон N 159-ФЗ) дополнить п. 10 следующего содержания: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, на время пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в период получения профессионального образования, либо прохождения военной службы по призыву освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем) в порядке, установленном правительством субъекта Российской Федерации». Нередки случаи, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении проживают на законных основаниях члены его семьи или иные лица, из-за неправомерных действий которых может образоваться задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период временного отсутствия ребенка-сироты. В целях предупреждения накопления задолженности в соответствии с п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) <2> юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (исполнитель), ограничивают или приостанавливают предоставление коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя <3>. ——————————— <2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. <3> Жукова Т. В. Заплати квартплату и спи спокойно // ЭЖ-Юрист. 2011. N 47. Тематическое приложение. С. 4.
Согласно ст. ст. 18, 24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой. Так, если несовершеннолетний является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя, то лица, проживающие в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении и не вносящие плату за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин, могут быть в соответствии со ст. 90 ЖК РФ по заявлению законных представителей несовершеннолетнего выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие <4>. Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, членов его семьи или иных лиц (в частности, граждан, лишенных родительских прав) будет способствовать обеспечению сохранности указанных помещений и находящегося в них имущества. Помимо выселения из занимаемого жилого помещения к недобросовестным лицам за невнесение установленной платы может быть применена и такая мера ответственности, как взыскание пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Кроме того, выселение не освобождает от уплаты задолженности по оплате за жилое помещение с учетом начисленной пени за весь период проживания до момента выселения из жилого помещения. ——————————— <4> Рамзаева Л. Ю. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений по новому жилищному законодательству: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 110.
Совершенно по-иному дело обстоит с жилыми помещениями, находящимися в собственности детей-сирот, в том числе общей долевой собственности совместно с лицами, лишенными родительских прав. Право пользования жилым помещением, находящимся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут иметь в том числе: — бывшие члены семьи собственника жилого помещения, за которыми в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ на основании решения суда временно сохранено право пользования жилым помещением собственника <5>; ——————————— <5> Законные представители детей под надзором органа опеки и попечительства должны своевременно предпринимать действия по выселению в соответствии со ст. 31 ЖК РФ из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц, которые перестали быть членами семьи собственника жилого помещения, в первую очередь, лиц, лишенных родительских прав в отношении собственника жилого помещения. Вместе с тем за бывшим членом семьи собственника жилого помещения на основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ по решению суда может быть сохранено на определенный срок право пользования жилым помещением.
— бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, имевшие на момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим <6>. ——————————— <6> См. ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В настоящее время законодательством не предусмотрены действенные правовые средства воздействия на указанных лиц, из-за неправомерных действий которых образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Полагаем возможным в целях защиты жилищных прав детей-сирот дополнить ч. 2 ст. 35 ЖК РФ, которой предусмотрены некоторые основания для выселения граждан, нарушающих правила пользования жилым помещением, абзацем следующего содержания: «Если гражданин, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 статьи 31 настоящего Кодекса, или бывший член семьи собственника приватизированного жилого помещения, имевший на момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим, в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они по требованию собственника жилого помещения подлежат выселению на основании решения суда». Результаты анализа жилищного законодательства свидетельствуют также об отсутствии правовых механизмов по формированию платежной дисциплины со стороны потребителей-собственников жилых помещений. Министерством регионального развития РФ было разработано два законопроекта, направленных на борьбу со злостными неплательщиками — собственниками жилых помещений. В первом законопроекте предлагалось при долгах свыше пяти процентов от рыночной стоимости квартиры через суд требовать их погашения за счет продажи жилья. Во втором проекте закона предусмотрена возможность наложения обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг <7>. Указанные предложения, несомненно, заслуживают внимания, вместе с тем их нельзя признать эффективными в целях обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, и устранения задолженности по их оплате. ——————————— <7> http://www. garant. ru/article/490131.
Представляется целесообразным в случае образования задолженности из-за действий лиц, лишенных родительских прав, являющихся сособственниками жилых помещений, закрепленным за детьми-сиротами, во-первых, ограничить или приостановить им предоставление коммунальной услуги согласно п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг, во-вторых, признать невозможным проживание ребенка-сироты в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав. Для этого следует внести изменения в п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, исключив условие о необходимости наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ для признания невозможности проживания детей-сирот в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав. Норма абзаца первого подп. 1 п. 4 ст. 8 о необходимости предоставить вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, в случае если дети-сироты являются собственниками жилых помещений, в которых проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей, содержащееся в п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, является незаконной, поскольку принудительный обмен находящегося в собственности жилого помещения не предусмотрен жилищным законодательством. Полагаем, что предложенные изменения в правовом регулировании будут способствовать повышению эффективности защиты жилищных прав детей-сирот.
Библиография
Жукова Т. В. Заплати квартплату и спи спокойно // ЭЖ-Юрист. 2011. N 47. Тематическое приложение. С. 4. Рамзаева Л. Ю. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений по новому жилищному законодательству: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
——————————————————————