Улучшение пройденного (комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013 N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2013, N 33)

УЛУЧШЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

(КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 23.07.2013 N 248-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

Да, Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ не вносит в налоговое законодательство каких-то глобальных изменений. Скорее, можно сказать, он предназначен для его «шлифовки», исправления прежних ошибок.

Но ведь и это неплохо! Такую работу также нужно иногда проводить.

Данный Закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования — 24 августа 2013 г.

Точность формулировок

Некоторые поправки вызывают откровенное недоумение.

Вот, например, меняются слова «законов о налогах субъектов Российской Федерации» на слова «законов субъектов Российской Федерации о налогах». Или вот замена — слова «осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов» на слова «по контролю и надзору в области налогов». Господа, вы это серьезно?

Однако есть и действительно серьезные поправки, зависящие от иной постановки слов.

Так, в п. 1 ст. 5 НК РФ было сказано, что акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Теперь же там будет сказано, что акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Или вот, например, изменено название ст. 86 НК РФ. Было: «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков». Стало: «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». И это абсолютно правильная поправка, потому что банки, в принципе, не ведут учет налогоплательщиков.

И еще.

Ранее в п. 1 ст. 129.2 НК РФ говорилось: «нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов…». В новом варианте данного пункта такой непродуманно ограниченный перечень заменен на «объекты налогообложения налогом на игорный бизнес» (вступает в силу с 01.01.2014).

Права и обязанности налоговиков

Произошли новации в правах и обязанностях налоговиков — то есть в ст. ст. 31 и 32 НК РФ.

Так, в п. 4 ст. 31 НК РФ закреплены разнообразные возможности налоговых органов по поводу доведения необходимой информации до налогоплательщиков.

Документы могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю:

— непосредственно под расписку;

— направлены по почте заказным письмом;

— переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Однако возможность выбора существует, только если порядок передачи документов прямо не предусмотрен в НК РФ.

Так, лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы должны быть переданы налоговиками также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При направлении документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Что касается обязанностей, то теперь налоговики обязаны предоставлять налогоплательщику (а также его представителю) не только справки о состоянии расчетов, но и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также — чего ранее не было — процентов. Справка о состоянии расчетов должна быть передана налоговиками в течение пяти дней со дня получения запроса, а справка об уплате — десяти.

Кроме того, на налоговиков возложена обязанность предоставлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Отметим также, что в состав лиц, которые могут требовать от налоговых органов совместной сверки расчетов, добавился ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.

Принудительное взыскание налога

Статья 46 НК РФ — о взыскании с налогоплательщика недоимки за счет его денежных средств, в том числе электронных — пополнилась п. 4.1.

Действие поручения инспекции на списание денежных средств со счетов налогоплательщика-должника приостанавливается:

— по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ — это связано с отсрочкой или рассрочкой по уплате налога;

— при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства налогоплательщика;

— по решению вышестоящего налогового органа.

Действие поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговики будут принимать решение об отзыве неисполненных поручений в случаях:

— изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа;

— исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

— списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию;

— уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;

— поступления в налоговую инспекцию от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика в целях взыскания задолженности с этих счетов.

Есть кое-что и в части взыскания недоимки за счет имущества. Правда, это касается физических лиц. Если гражданин снимется с учета в налоговой инспекции, которая выставила требование о погашении недоимки, то подавать заявление на гражданина в суд будет та налоговая инспекция, где находится место жительства этого недоимщика.

Есть новшества и в части ареста имущества.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен не ранее принятия налоговиками решения о взыскании налога, пеней, штрафа за счет денежных средств в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Таким образом, теперь арест имущества возможен до вынесения налоговиками решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика согласно ст. 47 НК РФ.

Ранее это было невозможно, см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2012 N А75-9195/2011.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговики вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Прощай, копеечка!

Согласно новому п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Давно пора! Нововведение вступает в силу с 01.01.2014.

Дополнительная безнадежность

В ст. 59 НК РФ, в п. 1, появился пп. 4.1.

Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата или взыскание которых оказались невозможными, в том числе из-за вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки при условии, что через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности для возбуждения дела о банкротстве.

Все, что позволяет «расшить» зависающие суммы долгов в учете, можно только приветствовать.

Требование об уплате налога и сбора

И здесь есть новшества.

Теперь только требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику не только налоговой инспекцией, в которой налогоплательщик состоит на учете, но и инспекцией, которой было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101.4 НК РФ.

В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в общем случае не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Ну и наконец, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение не 10, а 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Банковская гарантия

Пожалуй, самое значительное изменение, вносимое в налоговое законодательство Законом N 248-ФЗ, это ст. 74.1 «Банковская гарантия» НК РФ, вступающая в силу с 01.10.2013.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных в НК РФ, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией.

В силу банковской гарантии банк обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит его в установленный срок, и суммы соответствующих пеней согласно предоставленному налоговиками требованию об уплате долга.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, который будет вести Минфин России. Перечень составляется на основании сведений, полученных от Банка России.

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

— наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

— наличие собственных средств банка в размере не менее 1 млрд. руб.;

— соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

— отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

— быть безотзывной и непередаваемой;

— не может содержать указания на предоставление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены в ст. 74.1 НК РФ;

— срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией;

— сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней;

— банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47 НК РФ, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

В случае неуплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого обеспечено банковской гарантией, налоговики в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате направят гаранту требование об уплате по гарантии.

Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования.

Банк не вправе отказать налоговикам в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, за исключением случая, если такое требование предъявлено после окончания срока, на который была выдана гарантия.

Трудно сказать, вспыхнет ли энтузиазм у банков выдавать гарантии налогоплательщикам после прочтения столь суровых положений закона. Или условия предоставления гарантии будут таковы, что энтузиазм иссякнет у самих налогоплательщиков?

Обратите внимание! Согласно новациям в п. 4 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия в случае заявительного порядка возмещения НДС должна иметь следующие особенности:

— срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

— сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы РФ в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Изменения в учете налогоплательщиков

Новации для ПИФ

Согласно п. 1.1 ст. 83 НК РФ управляющие компании закрытых ПИФ, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных ПИФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

Правила п. 5 ст. 83 НК РФ также должны применяться в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых ПИФ, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

Новации для КГН

Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков производится налоговой инспекцией, которой в соответствии со ст. 25.3 НК РФ зарегистрирован договор о создании КГН, в течение пяти дней с даты ее регистрации, и в тот же срок организации выдается или направляется уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника КГН.

Согласно п. 5.2 ст. 84 НК РФ снятие с учета организации в качестве ответственного участника КГН осуществляется налоговой инспекцией в течение пяти дней со дня прекращения действия КГН в соответствии со ст. 25.6 НК РФ, и в тот же срок организации выдается или направляется уведомление о снятии с учета.

Новации для инвестиционного товарищества

Согласно п. 4.4 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется инспекцией, в которую направляется копия договора, в течение пяти дней со дня ее получения или сообщения о выполнении функций управляющего товарища, и в тот же срок организации выдается или направляется уведомление о постановке на учет.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, производится по каждому такому договору отдельно.

Согласно п. 5.3 ст. 84 НК РФ снятие с учета организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, производится налоговиками в течение пяти дней со дня получения сообщения о прекращении договора или о прекращении выполнения функций управляющего товарища, и в тот же срок организации выдается или направляется уведомление о снятии с учета.

Учет для гастарбайтеров

Статья 84 НК РФ пополнилась правилами учета гастарбайтеров.

В случае необходимости оформления такому лицу разрешения на работу в сокращенные сроки налоговая инспекция обязана осуществить постановку на учет гастарбайтера, в отношении которого приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу, по месту его пребывания в течение трех дней со дня получения соответствующих сведений от органа, осуществляющего выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу. В тот же срок сведения о постановке на учет в налоговом органе гастарбайтера будут направлены в этот орган. Это положение вступает в силу с 01.01.2014.

Соответственно, в ст. 85 НК РФ в составе органов, которые обязаны передавать налоговикам информацию, добавились органы миграционного учета.

Органы, осуществляющие выдачу гастарбайтерам разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания гастарбайтеров, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, налоговикам в течение трех месяцев после регистрации указанных фактов.

В свете указанных выше изменений были внесены поправки и в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые вступят в силу с 01.01.2014. В п. 7 ст. 13 сказано, что после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента миграционная служба должна проверить факт постановки на налоговый учет данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений миграционная служба не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Новшества в налоговых проверках

В п. 1 ст. 93 НК РФ изменился порядок вручения требования о представлении документов.

В случае нахождения должностного лица налоговой инспекции, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю организации или физическому лицу (или их законным представителям) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, то оно направляется в порядке, установленном в п. 4 ст. 31 НК РФ.

Внесены поправки в п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную не ст. 129.1 НК РФ, как сейчас, а ст. 126 НК РФ.

А вот неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Серьезное послабление сделано для налогоплательщиков в ст. 100 НК РФ. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то теперь на представление письменных возражений по акту ему дается не 15 дней, а целый месяц, считая со дня получения акта.

Обратите внимание! Если течение срока, предусмотренного в п. 6 ст. 100 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т. е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона N 248-ФЗ, то этот срок исчисляется по новым правилам.

Также до одного месяца увеличен срок подачи возражений и в п. 5 ст. 101.4 НК РФ. Здесь тоже предусмотрены переходные положения.

Если течение срока, предусмотренного в п. 5 ст. 101.4 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т. е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона N 248-ФЗ, то этот срок исчисляется по новым правилам.

В ст. 101 НК РФ уточнено одно важное право налогоплательщика.

В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговики обязаны ознакомить такое лицо (или его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов. В чем изменение? Есть заявление — есть доступ. Нет заявления — нет доступа.

Кстати, вопрос о сроке для ознакомления с указанными материалами до внесения поправок в НК РФ был спорным. Чиновники считали, что устанавливать такой срок могут сами налоговики, см., например, Письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112 и ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

А вот следующая новация налогоплательщиков обрадует вряд ли.

В случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения инспекции, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма будет признана недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению — в случае зачета.

Небольшое облегчение

В п. 3 ст. 80 НК РФ внесены изменения, согласно которым сведения о среднесписочной численности необходимо будет представлять в налоговый орган только тем предпринимателям, которые привлекали в соответствующий период наемных работников.

Ранее этот вопрос был спорным.

Требование представлять сведения поддержал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.05.2012 N А12-16770/2011, а Определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-10686/12 было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Возможность не представлять сведения поддержал ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.04.2012 N А09-6084/2011.

Равное наказание

Законодатели пришли к выводу, что взваливать ответственность только на налогоплательщиков-организации несправедливо. Теперь на равных с ними придется отвечать и предпринимателям, и обычным гражданам.

Во-первых, в ст. 120 НК РФ исключили указание, что грубое нарушение учета доходов, расходов или объектов налогообложения относится только к организациям.

Во-вторых, в ст. 126 НК РФ теперь указано, что за непредставление документов, содержащих сведения о налогоплательщике, налоговикам будет взыскан штраф с организаций и предпринимателей в размере 10 000 руб., а с обычных физических лиц — 1000 руб.

Эти изменения начнут действовать с 01.01.2014.

Возмещение НДС

Изменения в ст. 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и изменения в ст. 176 НК РФ о порядке возмещения НДС взаимосвязаны.

В п. 14 ст. 78 НК РФ теперь говорится, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном в п. 11.1 ст. 176 НК РФ. Отметим, что это изменение вступает в силу с 01.10.2013.

В свою очередь, в новом п. 11.1 ст. 176 НК РФ теперь сказано, что в случае, если заявление о зачете суммы НДС в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам или о возврате суммы налога на указанный банковский счет, подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога, зачет или возврат суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены в ст. 78 НК РФ. При этом положения п. п. 7 — 11 ст. 176 НК РФ не применяются.

Ешьте на здоровье!

Расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в целях налогового учета больше не нормируются. Изменения внесены в пп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 38 ст. 270 НК РФ и пп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

——————————————————————