Источники образовательного права в системе источников права

(Кананыкина Е. С.) («Юридическое образование и наука», 2007, N 2)

ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

Е. С. КАНАНЫКИНА

Кананыкина Е. С., аспирантка НОУ ВПО «Гуманитарный университет» г. Екатеринбурга.

Понятие и система источников права. К числу спорных и неоднозначно толкуемых понятий общей теории права относится и понятие «источник права». Несмотря на его более чем 2000-летний возраст, ни в науке, ни в юридической практике не достигнуто единства точек зрения относительно того, что понимать под источником права. Одно из значений слова «источник» — это вообще «всякое начало или основание, откуда исходит что-нибудь». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, систему экономико-хозяйственных связей. Второе значение слова «источник» связано с «силой, из которой что-либо исходит». В связи с этим целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признавали силу Бога (Ф. Аквинский, И. Волоцкий), другие мыслители видели в этой силе волю народа (Ж.-Ж. Руссо) <1> либо государственную волю (Н. Г. Александров, А. Ф. Шебанов, С. Л. Зивс) <2>. Целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признают правосознание, юридические доктрины, господствующую правовую идеологию. Отсюда сложилось употребление понятия источника права в идеологическом смысле. ——————————— <1> Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998. С. 46. <2> Александров Н. Г. Понятие источников права. Ученые труды ВИЮН: Вып. VIII. М., 1946. С. 100; Зивс С. Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах. М., 1960. С. 196; Шебанов А. Ф. Формы советского права. М., 1968. С. 52.

Встречается еще и третье значение слова «источник», в соответствии с которым последний понимается как «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование». В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. На исследовании этих памятников строятся знания о правовых системах прошлого (Законы Хаммурапи, Русская Правда и др.). Очевидно, что в данном случае речь идет об источниках права как источниках познания права. Именно из последнего значения слова «источник» возможно формирование специально-юридического значения понятия «источник права». Если источник — это определенный документ, то источник права — это определенный правовой документ. Причем не все правовые документы следует относить к источникам права, а только те, которые связаны с основной характеристикой права как нормативного регулятора общественных отношений. Тем самым к источникам права могут быть отнесены правовые документы, имеющие нормативное значение, в которых закрепляются общеобязательные правила поведения (правовые нормы). Следовательно, источник права в специально-юридическом (формальном) смысле — это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм в различных документах, получивших официальное признание государства. Данное значение источника, выработанное российской доктриной права, схоже с его пониманием в европейских странах, поскольку оно предполагает связь правовой нормы с государством. В меньшей степени употребление этого термина характерно для традиционных правовых систем (мусульманское право, семьи обычного права) ввиду сильного влияния религиозного фактора на государственно-правовые институты. К настоящему времени среди ученых, занимающихся проблемами источников права, нет согласия по такому вопросу, как соотношение терминов «источники», «внешнее выражение права» и «формы права». В юридической литературе «внешнее выражение права» может выступать и формой права, и источниками права либо и тем и другим одновременно <3>. ——————————— <3> Марченко М. Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005. С. 45 — 47.

Чаще «форма права» рассматривается как синоним «источника права». Однако не все исследователи разделяют эту точку зрения, признавая тот факт, что различные формы, в которых выражается право, носят издавна название «источников». Русский дореволюционный юрист Г. Ф. Шершеневич считал, например, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности». Развивая эту мысль, он отмечал, что под термином «источник права» понимаются: а) силы, творящие право, — это «воля Богов, воля народа, государственной власти»; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства; в) исторические правовые памятники, которые «когда-то имели значение действующего права»; г) легализованные средства познания действующего права, когда говорят, что право можно познать из закона <4>. На наш взгляд, наиболее обоснованной представляется позиция, в соответствии с которой признается относительная автономия понятий «форма права» и «источник права». ——————————— <4> Шершеневич Г. Ф. История философии права. М., 1907. С. 105.

Понятие источника образовательного права и его место в системе источников права. Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере образования как особого социального института, обладает как общими чертами, присущими для правового регулирования любых общественных отношений, так и специфическими. К числу таких специфических черт относятся источники образовательного права, в которых определяется своеобразие сочетания императивного и диспозитивного методов, отражающих особенность образовательного права как комплексной отрасли права. Источники образовательного права являются специфической разновидностью источников права как таковых и занимают в системе последних вполне определенное место. Специфика источников образовательного права выражается, с одной стороны, в том, что механизм их действия и их содержание обусловлены содержанием и характером отношений, складывающихся в сфере образования, а также образовательных отношений, выступающих разновидностью первых. В этом смысле действие источников образовательного права практически не отличается от действия всякого другого источника права. С другой стороны, особенности образовательных отношений, ядром которых выступают отношения по поводу обучения и воспитания, детерминируют особенности как содержания этих источников, так и их взаимосвязи и характер действия. Нормативные правовые акты как источники образовательного права. Все многообразие и разнообразие нормативных правовых актов в сфере образования представляет собой весьма сложно структурированную и иерархически выстроенную систему. Достаточно сказать, что только на федеральном уровне в Российской Федерации действуют несколько сотен законодательных и подзаконных актов. Основную роль в этой системе играют законодательные акты, что вполне обоснованно в силу особой роли законов в системе законодательства правовых систем, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Каждая отрасль образовательного законодательства — самостоятельный вид отношений, складывающихся в образовательных учреждениях. Оно содержит множество нормативно-правовых актов, принимаемых на всех уровнях системы управления образованием. Кроме законов, издаваемых по предмету регулирования ступеней национальных систем образования (дошкольного, основного общего образования и т. д.), возникла тенденция создания нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Для нормативно-правовых актов как источников образовательного права помимо общих для всякого нормативного правового акта признаков характерно то, что они: а) содержат образовательно-правовые нормы, причем в одном акте могут содержаться нормы, относящиеся к различным видам (отраслям права); б) принимаются органами законодательной власти и органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами управления образованием Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и образовательными организациями в соответствии с их законодательно установленной компетенцией; в) направлены на урегулирование отношений, складывающихся в различных сегментах образовательного пространства и элементах образовательной системы; г) органично связаны с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в других сферах жизнедеятельности. Именно в нормативно-правовых актах с максимальной очевидностью отражается специфика образовательно-правового регулирования. Дело в том, что как сами нормативно-правовые акты, выступая самостоятельным элементом механизма правового регулирования, так и образующие их нормы права характеризуют ту самую двойственность предмета и в целом особенности образовательного права как комплексной отрасли права. Если одни нормативно-правовые акты направлены на регулирование отношений в сфере образования, непосредственно не связанных с организацией и осуществлением собственно образовательной деятельности и образовательных услуг (имеются в виду трудовые, финансово-экономические, гражданско-правовые, административные и иные отношения), то другие акты регулируют собственно образовательные отношения, связанные с обучением и воспитанием обучающихся. Специфика нормативных источников образовательного права находит свое отражение и в особенностях образовательного правотворчества, законотворчества прежде всего. К числу наиболее важных из них можно отнести следующие. 1. Нормативное правовое регулирование в образовательной сфере, как уже отмечалось ранее, носит комплексный характер. В этой сфере широкое применение находят нормы административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. Соответственно, в процессе законотворчества необходимо иметь в виду, что к общим вопросам образования, которые в соответствии с п. «е» ст. 72 Конституции Российской Федерации составляют предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов, относятся не все вопросы в сфере образования, а только те из них, которые связаны с регулированием образовательных отношений. То же относится и к другим субъектам образовательного правотворчества, которые должны со всей тщательностью различать «свои» полномочия и полномочия других субъектов. 2. Регулирование специфики применения в сфере образования норм административного права (вопросы управления образованием, контроль качества образования и др.), гражданского права (вопросы предпринимательской деятельности, собственности, организации, реорганизации образовательных учреждений), трудового права (порядок приема, вопросы заработной платы, социальные льготы и гарантии и др.) осуществляется в том же порядке, что и регулирование соответствующей отрасли права в целом. Так, например, в связи с тем, что гражданское право входит в предмет исключительного ведения Российской Федерации, законодательные органы субъектов Федерации не могут принимать нормы, регулирующие особенности их применения в образовательной сфере, в том числе и по вопросам особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений. 3. Юридические права участников образовательных отношений не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации и должны быть нацелены на обеспечение такой меры свободы, при которой участники образовательных отношений могли бы беспрепятственно осуществлять все социально значимые действия в сфере образования. Неоправданное ограничение правомочий субъектов препятствует их активному творческому участию в образовательной сфере и в конечном счете эффективному функционированию образовательной сферы в целом. В то же время законодатель не должен впадать и в другую крайность, предоставляя участникам образовательных отношений такую меру свободы, при которой может быть нанесен вред правам и законным интересам других лиц, государству и обществу. Вместе с тем резкое и искусственное разграничение тех и иных отношений недопустимо ни на нормативном уровне, ни тем более в образовательной практике. Это обусловлено сложностью как в установлении предмета образовательно-правового регулирования, так и при проведении классификации нормативных образовательно-правовых актов. В современных условиях законодательство не в силах обеспечивать исчерпывающим образом нормативно-правовое регулирование образования. Все острее ощущается необходимость наличия развитой составляющей правового регулирования образования на всех уровнях государства <5>. При этом важно подчеркнуть, что образовательная политика на уровне ниже государственного не может ему противоречить. Развитое образовательное законодательство является атрибутом современного государства, взявшего курс на повышение уровня жизни, общественной сплоченности и солидарности, минимизацию проявлений социальной несправедливости. ——————————— <5> Правовое регулирование образовательной деятельности. Доклады V Международной конференции «Право на образование: проблемы его реализации»: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. М., 2000. С. 26 — 29.

В русле указанных изменений задачи, поставленные Президентом России В. В. Путиным на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания РФ и членами Президиума Государственного совета РФ, должны придать новый мощный импульс развитию системы образования, поскольку именно оно «определяет качество жизни людей и социальное самочувствие общества, влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала» <6>. ——————————— <6> См.: Выступление Президента РФ В. В. Путина от 5 сентября 2005 г. // www. mon. gov. ru

Нормативно-правовые договоры как источники образовательного права. Помимо нормативных правовых актов, в сфере образования все большее значение получают нормативные правовые договоры, что отражает активно развивающиеся в последние годы модернизационные процессы образования в условиях развивающейся рыночной экономики страны. В теоретико-правовой литературе многие авторы рассматривают нормативный договор как специфическую разновидность нормативного акта, закрепляющего двустороннее и (или) многостороннее сотрудничество субъектов права. Российская конституционная практика выделяет два вида нормативных договоров: федеративный договор и договор о разграничении предметов совместного ведения между Федерацией и ее субъектами. Одной из форм построения отношений между федеральными структурами и региональными властями является конституционно-правовой договор или нормативно-правовой акт, закрепляющий свободное и согласованное волеизъявление субъектов федеративных отношений по поводу федеративного устройства государства <7>. На практике договоры являются средством снятия социальной напряженности при обострении противоречий, перерастающих в политические конфликты между центром и территориями. В практике российского федерализма договорной формой регулируются образовательные отношения, нашедшие закрепление в п. «е» ст. 72 Конституции Российской Федерации. ——————————— <7> См.: Поленина С. В. Федеративный договор и структура законодательства России // Государство и право. 1993. N 5.

Основным источником права в международных отношениях выступает международный договор — соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Договор в своей основе имеет компромисс, проявляющийся, с одной стороны, в балансе интересов носителей равной силы, а с другой — в балансе ценностей, ради которых та или иная сторона готова эту силу применить. В настоящее время нормативные договоры являются одной из основных форм закрепления норм образовательного права не только внутригосударственного, но и международного образовательного пространства. Такие отношения могут возникнуть по вопросам о статусе образовательных учреждений, положении педагогов, детей, студентов, признании учебных курсов и дипломов, разрешении разногласий, стандартизации в образовании и т. д. <8>. ——————————— <8> Доклад о положении дел в области образования в мире в 1993 г. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1993. С. 137.

Формы нормативных договоров по вопросам воспитания и обучения достаточно разнообразны. Среди них можно назвать соглашения, конвенции, протоколы, уставы, рекомендации и др. В сфере образования наибольшее распространение получили пять видов нормативных договоров: — международные и региональные договоры (многосторонние и двусторонние соглашения); — соглашения, заключаемые между органами исполнительной власти государства и территориальными органами исполнительной власти (субъектами) о разграничении полномочий, чаще заключаемые в системе федеративных государств. В значительной части таких договоров имеются нормы по вопросам перераспределения полномочий в сфере образования между Федерацией и ее субъектами. В отдельных случаях принимаются специальные договоры о разграничении полномочий в указанной области <9>; ——————————— <9> Соглашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования от 29 мая 1996 г. // Российская газета. 1996. 2 июня.

— договоры учредителей о создании образовательных учреждений, устанавливающие общеобязательные правила поведения учредителей, других лиц и являющиеся наиболее распространенными локальными нормативными актами; — договоры, заключаемые между учредителями и образовательным учреждением, определяющие основные права и обязанности учредителей, образовательного учреждения, основные направления деятельности, порядок оплаты труда работников образовательных учреждений, принимаемые им льготы и иные формы социальной защиты, порядок использования имущества и др.; — коллективные договоры и различные варианты соглашений между работодателем и работниками (индивидуальные договоры) принимаются в целях регулирования социально-трудовых отношений образовательного учреждения. Чаще в коллективных договорах содержатся локальные нормы права по вопросам оплаты труда, размера премий и иных выплат, предоставляемых из фонда образовательного учреждения, разнообразные льготы. Заключенные и вступившие в силу коллективные договоры являются общеобязательными. К лицам, виновным в неисполнении норм договора, применяются меры государственного принуждения в том же порядке, что и за иными нормативно-правовыми актами. Правовой прецедент (судебная практика) как источник образовательного права. В странах, принадлежащих к системе общего права, прецедент играет одну из важных ролей как средство преодоления противоречий в судебной практике, восполнения пробелов в законодательстве и обеспечения устойчивости правопорядка <10>. Вместе с тем анализ динамики развития национальных правовых систем свидетельствует об усилении в мире процессов правовой конвергенции. Так, в странах англосаксонской правовой системы наряду с судебным прецедентом все большую роль приобретают статуты, законы. Значительно меньшую роль как источник образовательного права в странах романо-германской системы права, в том числе в России, играет правовой прецедент, хотя его влияние все же достаточно ощутимо. Именно поэтому применительно к данной правовой системе мы будем вести речь о судебных решениях в сфере образования. ——————————— <10> Лившиц Р. З. Судебная практика как источник права. М., 1997. С. 4 — 6.

Судебная практика в сфере образования чаще рассматривается в рамках административного правотворчества. В практике российского судебного правотворчества вопросам образования посвящены решения Конституционного Суда Российской Федерации, уставных судов субъектов Федерации, судов общей юрисдикции и мировых судей <11>. Публикация решений, принимаемых российскими судами, осуществляется в сборниках судебной практики, издаваемых по уровням судебного нормотворчества, например в сборниках Конституционного Суда, сборниках конституционных и уставных судов субъектов Федерации и т. д. ——————————— <11> Марченко М. Н. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецедент // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1999. N 4.

В то же время необходимо отметить, что издание специальных сборников судебной практики по вопросам образования не предусмотрено ни в одной стране, даже в Соединенных Штатах Америки, где обращение к судебным решениям верховных судов штатов при регулировании образовательных отношений, складывающихся на территориях школьных округов, имеет наибольший процент. Изложенное выше дает основания предполагать, что судебная практика по вопросам образования в романо-германской правовой семье и сложившиеся в данной сфере судебные прецеденты системы общего права являются субсидиарными источниками образовательного права и играют вспомогательную роль. Правовой обычай как источник образовательного права. Еще одним субсидиарным источником образовательного права выступает правовой обычай, являющийся одним из наиболее древних источников права <12>. На основе обычаев формируется не только законодательство, но и судебная практика. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Римское частное право» (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <12> Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М.: Изд-во «Юрист», 1996. С. 25 — 32.

Правовые обычаи в сфере образования сохраняют значимость в той мере, в которой они необходимы или полезны для толкования и применения законов об образовании. Обычаи, утвердившиеся в системе образовательных отношений на территории общин и родов и распространившиеся на большую часть территорий государства, находят своеобразное отражение в нормативных актах в форме доктринально-идеологических, религиозных, традиционных максим. В законодательстве об образовании Российской Федерации, в частности в Законе Российской Федерации «Об образовании», не существует практики отсылки к правовому обычаю. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразие истории его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания; наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции воспитания и обучения, выраженные в различных формах устного народного творчества: песнях, сказках, легендах, былинах, поговорках <13>. Эти традиции восходят к древним пластам культуры и отражают взгляды на воспитание, практику обучения. ——————————— <13> История педагогики и образования (от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.): Учебное пособие для пед. уч. зав. Изд. 2-е, исправ. и доп. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Изд-во «ТЦ «Сфера», 2001. С. 16 — 21.

В древних государствах, пришедших на смену союзам племен, вопросы воспитания и обучения детей находили закрепление в следующих историко-правовых документах: законе царя Вавилона Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.), законах Ману и «Бхагавадгите» Древней Индии (середина I тыс. до н. э.), Талмуде Древней Иудеи, христианской Библии, русском Домострое. Образовательно-правовая доктрина как источник образовательного права. Существует еще один источник образовательного права, которому, на взгляд автора, не уделяется должного внимания, хотя его влияние нередко играет едва ли не основную роль в плане установления и корректировки образовательной политики в стране. Речь идет об образовательно-правовых доктринах, являющихся разновидностью юридических доктрин как источника права. Как отмечал выдающийся французский правовед-компаративист Р. Давид, «доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права» <14>. Термин «доктрина» используется для обозначения многих понятий и явлений. Этот термин употребляют в качестве синонима учению, философско-правовой теории, мнению ученых-юристов по вопросам правотворчества и правоприменения, научным трудам наиболее авторитетных исследователей в области государства и права, государственным документам политико-правового характера. Как было отмечено выше, доктринальными обозначаются и ряд иных нетрадиционных форм права. ——————————— <14> Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 162 — 168.

Особенность доктрины состоит в том, что для проникновения в ее сущность внешней стороны недостаточно, нужно учитывать и внутреннюю, содержательную. Например, по отношению к учению доктрина выступает содержанием, а учение, соответственно, формой. Конечно, для полноты понимания доктрины необходим ряд таких факторов, как авторитетность, влиятельность, регулятивный потенциал, убедительность политических воззрений. Историческая школа считала науку права одним из источников права наравне с обычаем и законом <15>. Но во все времена вместе с этим данный вопрос считался спорным. Господствовавшее в конце XIX — начале XX в. в мире мнение не признавало науку источником права, а современная правовая наука причисляет доктрину к второстепенным источникам права. Наука, несомненно, является очень важным источником права, юридической теорией, но источником материального, а не формального свойства. Прежде всего она служит незаменимым помощником законодателя, способствующим принятию юридически правильного, догматически обоснованного нормативного предписания. С другой стороны, наука является «руководителем» для юридической практики: административной, судебной. ——————————— <15> Михайловский В. И. Очерки по философии права. Томск, 1914. С. 390 — 391.

Таким образом, научную доктрину принято воспринимать как формальный источник права, но формальный не с точки зрения его безусловно обязательного характера, а с точки зрения того, что она не повсеместно признана источником права как таковым. Наука — это не объективно выраженный источник права, а идеология конкретного исторического общества, проявление народного духа <16>. Именно в научных доктринах находит утверждение идеология национального образования. ——————————— <16> Бошно С. В. Доктрина как форма и источник права // Правоведение. 2002. N 5.

Образовательно-правовая доктрина, закрепляющая государственные воззрения на вопросы воспитания и обучения, является и политическим, и правовым документом. Для целей настоящей работы понятие «образовательная доктрина» будет употребляться в контексте нормативного документа, отражающего концепцию государственной программы развития образования, а понятие «педагогическая доктрина» — в качестве одной из педагогических парадигм, принятых в конкретном обществе. Образовательные (образовательно-правовые) доктрины отражают общие принципы новой государственной модели образования. Основные направления развития устанавливаются на основе ценностей и политических взглядов и соответствуют ожиданиям общества от системы образования для реализации поставленных общегосударственных (национальных) целей. Смена политических взглядов, ценностей и целей общества приводит к смене направлений развития образования. Существует определенная иерархия между основными направлениями развития, общими и специфическими целями. Основные направления развития определены в Конституции, общие цели — в законах, а частные цели — в специальных инструкциях и указах, которые впоследствии используются в практической деятельности местными властями или конкретными учебными заведениями. Все они имеют различные временные параметры: от долгосрочных систем, как доктрина, определяющая основные направления развития, до краткосрочных, таких как специфические цели и задачи. Переход от одной образовательной политики, определяемой подходом «всеобщего охвата», к политике, направленной на обеспечение качественного образования, повысил значимость доступных и измеряемых целей <17>. ——————————— <17> Чинков В., Пискунов М. Проблемы и перспективы развития образовательных систем европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3.

Доктринальные модели развития образования в национальных системах строятся, как правило, на господствующих педагогических парадигмах. В самом общем виде для российской национальной системы образования характерны стратегии многих педагогических школ: авторитарно-императивной, гуманной, когнитивной и личностной педагогики; для американской — утилитарная педагогика труда и пользы; для английской — гуманитарная; французской — естественно-научная и технократическая <18>. ——————————— <18> Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и парадигмы // Педагогика. 1995. N 6.

Как известно, в каждой правовой системе мира преобладают свои определенные источники права. Так, например, для англосаксонской правовой системы характерным источником права является правовой прецедент, в романо-германской преобладает нормативный правовой акт, в мусульманской системе права особое значение придается религиозным памятникам. Вместе с тем специфика развития источников образовательного права значительно смещает акцент в традиционном взгляде на теорию развития источников права. Источники образовательного права специфичны не только для каждой национальной системы. Это связано в первую очередь с традициями развития юридической науки, с социально-экономическими, политическими, религиозными факторами. Используемая в настоящей работе классификация основана на разделении источников образовательного права по силе их действия на основные (главные) и дополнительные. Применительно ко всем правовым семьям современности группу основных источников образовательного права составляют: 1) Конституция (Основной Закон), содержащая конституционные нормы по вопросам образования; 2) международные договоры, ратифицированные законом либо признанные иным путем, если, согласно норме Конституции, они не имеют прямого действия на территории государства; 3) законы парламента. Группу дополнительных источников права, принимаемых на основании и во исполнение законов парламента и международных договоров, составляют: 1) законодательные акты легислатур, парламентов субъектов Федерации и административных территорий; 2) нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти: а) нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы); б) нормативные акты правительства, центральных министерств и ведомств по вопросам образования (ордонансы, декреты, постановления); в) нормативные акты исполнительных органов власти в регионах, губерн ских правительств, субъектов Федерации (указы, декреты, постановления); г) нормативные акты местных органов власти и управления (решения, постановления); 3) локальные нормативные акты образовательных учреждений; 4) иные виды нормативных актов и договоров нормативного характера; 5) судебная практика; 6) обычаи; 7) юридическая доктрина и иные доктринальные источники права. Самый общий обзор источников права, действующих в сфере образования как в Российской Федерации, так и в странах, принадлежащих к основным правовым семьям, главным образом романо-германской семье и семье общего права, свидетельствует, что основным источником в данной области является нормативный правовой акт, изданный в форме законодательного акта. Проведенный анализ видов источников образовательного права дает основания предложить следующую дефиницию самого понятия такого источника. Под источниками образовательного права целесообразно понимать источники права, в которых либо прямо или опосредованно воплощена и в определенной форме внешне выражена государственная воля, направленная на упорядочение отношений, складывающихся непосредственно по поводу деятельности по обучению и воспитанию обучающихся, а также отношений, возникающих в связи с необходимостью организационно-управленческого, финансово-экономического, кадрового, трудового, гражданско-правового и иного рода обеспечения качественного и эффективного обучения и воспитания, либо такие отношения признаны государственной властью в силу их многовекового существования, либо они облечены в форму индивидуальных решений, актов договорного характера по делам, связанным с воспитанием и обучением, которым государственная власть придает общеобязательные значение и форму.

——————————————————————