К вопросу о правовом режиме культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны
(Иванов А. А.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 2)
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В СССР В РЕЗУЛЬТАТЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
А. А. ИВАНОВ
Иванов А. А., г. Коломна.
Вторая мировая война нанесла колоссальный ущерб мировой культуре. Действия гитлеровских захватчиков на оккупированных территориях навеки останутся в памяти человечества как беспрецедентное свидетельство варварства и вандализма.
Фашистская Германия осуществляла систематическое разграбление музеев, библиотек, национальных и частных собраний произведений искусства в оккупированных странах. Для этой войны был характерен невиданный ранее процесс перемещения культурных ценностей. Из учреждений культуры СССР на оккупированной территории гитлеровцами было вывезено около 25% музейных предметов. Часть из них погибла во время военных действий. Около 1,5 млн. единиц после окончания военных действий были найдены советскими подразделениями и возвращены.
После разгрома Германии началось «перемещение» культурных ценностей в обратном направлении. 26 июня 1945 г. Сталин подписал Постановление Государственного комитета обороны N 9256, в котором говорилось: «Обязать Комитет по делам искусств при СНК СССР вывезти на базы Комитета в г. Москву для пополнения государственных музеев наиболее ценные художественные произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного искусства, а также антикварные музейные ценности».
В последние десятилетия во многих странах началась интенсивная работа по поиску утраченных ценностей с использованием современной вычислительной техники и созданием информационных центров.
В России осуществляется издание Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в годы Второй мировой войны (предусмотрено издание 30 томов этого уникального научного труда), а также разработана электронная версия уже изданных пяти книг Сводного каталога.
В 2000 г. учрежден «Международный информационно-документальный центр по проблемам перемещенных культурных ценностей».
В современной российской доктрине международного права под реституцией понимается форма материальной ответственности государства, виновного в совершении международного правонарушения или акта агрессии, представляющего собой международное преступление. Конечно, когда оккупирующая держава захватывает культурные ценности другого государства, она тем самым причиняет ему ущерб. Однако ущерб в этом случае причиняется не только материальный: наносится урон культурному достоянию народа, а такого рода деяния квалифицируются в качестве международных преступлений.
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре. Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению. По существу, независимо от терминологии во всех этих случаях речь идет об одном и том же, а именно о возмещении ущерба, причиненного культурному наследию государства, когда вернуть сам предмет не представляется возможным.
Особенность современной ситуации состоит в том, что именно Россия, понесшая наибольший урон от гитлеровской агрессии, в том числе и в связи с «перемещением» культурных ценностей, и сегодня находится в гораздо более неблагоприятном положении, чем Германия. Часть ценностей была возвращена в СССР, но большинство бесследно исчезло, может быть даже вывезено в другие страны, их местонахождение неизвестно.
Правовое положение культурных ценностей, перемещенных в Советский Союз в ходе Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, определяется нормами как международного права, так и нормами внутреннего законодательства России.
Главная причина сложности определения правового статуса этих культурных ценностей состоит в том, что в отношении этих ценностей, перемещенных в Советский Союз, в нашей стране был установлен строгий режим секретности, не допускающий вообще какой-либо информации не только об их статусе, но и о том, где они вообще находятся.
Хочу обратить ваше внимание, что основной целью вывоза ценностей из Германии было возмещение гигантского ущерба, который причинен культурному достоянию народов Советского Союза. Однако после окончания войны высшими органами власти и управления Советского Союза не было принято какого-либо нормативного акта, устанавливающего или провозглашающего право собственности СССР на это имущество. Музейные ценности не были включены в существующий тогда в СССР единый государственный музейный фонд, а вывезенные архивы — в единый архивный фонд. Все эти ценности были помещены в отдельные специальные фонды хранения. Необходимость в законодательном решении проблемы определения правового статуса перемещенных в СССР культурных ценностей возникла в новых условиях существования нашего государства, в условиях перехода от закрытого к открытому обществу, когда открыли доступ к этим ценностям, когда их стали показывать в музеях и проводить выставки.
Основным законодательным актом в этой области стал Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25 мая 2000 г.).
Основные цели указанного Закона определены в его преамбуле следующим образом.
Во-первых, защита перемещенных в СССР культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации, а также неправомерной передачи кому бы то ни было.
Во-вторых, создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны.
В-третьих, обеспечение интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности.
В-четвертых, предоставление возможности для ознакомления с указанными культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры.
В-пятых, создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.
Концепция Закона состоит в том, что отношения по поводу культурных ценностей, перемещенных в Советский Союз в результате Второй мировой войны, — это отношения между государствами, а не между Советским Союзом (Россией), с одной стороны, и физическими или юридическими лицами — с другой.
В заключение, характеризуя Закон, следует обратить внимание на последовательное применение принципа взаимности, о чем говорится не только в перечне целей Закона, но и в положениях ряда статей. Так, в п. 2 ст. 7 указано на возможность передачи предметов культуры странам СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии при их согласии обеспечить на основе принципа взаимности такой же подход и к российским культурным ценностям, перемещенным из бывших неприятельских государств и находящимся на их территориях.
В п. 1 ст. 9 предусматривается, что претензия о возврате ценностей «заинтересованным государствам» может заявляться только таким заинтересованным государством, «которое предоставит Российской Федерации на основе принципа взаимности не менее благоприятные правовые условия для возврата той части разграбленных бывшими неприятельскими государствами культурных ценностей Российской Федерации, которые находятся или могут оказаться в будущем на территории указанного заинтересованного государства».
Литература
1. Хлестов О. Н. О судьбе культурных ценностей, перемещенных в ходе Второй мировой войны (международно-правовые аспекты) // Журнал российского права. 1999. N 11.
2. Титов Ю. К. О работе Министерства культуры РФ с перемещенными культурными ценностями в свете последних нормативно-правовых актов Правительства РФ // Жесты доброй воли и законодательство.
3. Молчанов С. И. К вопросу о реституции культурных ценностей // Московский журнал международного права. 1990. N 4.
4. Никандров Н. И. Практическое применение Федерального закона о культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации // Культурные ценности: возможности и перспективы общеевропейского сотрудничества. Берлин — Москва, 2004.
5. Линн Н. Похищение Европы. Судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма. М., 2001.
——————————————————————