Специальный знак ОСАГО (анализ ретроспективы и оценка перспективы на основе положений КоАП России)
(Якимов А. Ю.) («Административное право и процесс», 2008, N 6)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ОСАГО (АНАЛИЗ РЕТРОСПЕКТИВЫ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВЫ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОАП РОССИИ)
А. Ю. ЯКИМОВ
Якимов А. Ю., заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.
До марта 2008 г. в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования страховщик был обязан вручить страхователю не только страховой полис, но и специальный знак государственного образца. Данный талон является единственным документом, свидетельствующим о прохождении государственного технического осмотра, а указанный специальный знак служил в качестве своеобразного дополнения основного документа ОСАГО — страхового полиса. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. в Федеральный закон об ОСАГО, которые вступили в силу с 1 марта 2008 г., отсутствует упоминание о специальном знаке ОСАГО.
In accordance with the article 15 of the Federal law 25 April 2002 «On obligatory insurance of the civil responsibility of the owners means of transport» to March 2008 when concluding a contract of obligatory insurance an insurer had to serve to an insurant not only an insurance policy but also a special mark of state standard. This coupon is the sole document that witness about the passing state inspection, and the said special mark served with the original addition of the base document of OIACR — an insurance policy. According to amendments are inserting the Federal law 1 December 2007 in the Federal law on OIACR that came into effect 1 March 2008 be absent the mention about the special mark of OIACR <*>. ——————————— <*> Yakimov A. U. Special mark of OIACR (an analysis of the retrospective review and an estimate of the prospect on the basis of the regulations of the Code of Administrative Violations of the Russia).
До марта 2008 г. в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон об ОСАГО) при заключении договора обязательного страхования страховщик был обязан вручить страхователю не только страховой полис, но и специальный знак государственного образца. С учетом этого в п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Основные положения), содержалось требование о размещении в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля или автобуса специального знака государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее — специальный знак ОСАГО). Однако никакой юридической ответственности за невыполнение данного требования установлено не было. В связи с изложенным уместно привести в качестве примера Францию, где на законодательном уровне установлено аналогичное требование в отношении так называемой страховой виньетки. При этом ее отсутствие на транспортном средстве, а равно наличие недействительной (просроченной) страховой виньетки влечет штраф, налагаемый на страхователя, в размере 35 евро. Контроль за выполнением указанного требования осуществляется дорожной полицией (а также жандармерией) путем визуального обследования транспортных средств. Прежде всего, это касается припаркованных транспортных средств, поскольку остановка транспортного средства производится только в случае совершения нарушения правил дорожного движения. Наложение штрафа происходит путем заполнения бланка специального уведомления. При отсутствии водителя в автомобиле или автобусе уведомление о штрафе вкладывается под стеклоочиститель ветрового стекла (в отношении иных видов транспортных средств — мотоциклов, мотороллеров, мопедов это осуществляется иными способами). При наличии водителя уведомление вручается ему (имея в виду и последующую передачу страхователю в случае, если страхователем является иное лицо). Копия уведомления остается у сотрудника полиции (жандармерии). С учетом того, что в описанных случаях правоохранительные органы во Франции фактически руководствуются принципом презумпции виновности нарушителя, не требуется никаких дополнительных доказательств наличия как самого факта правонарушения, так и факта оставления на транспортном средстве уведомления о штрафе. Соответственно на правонарушителя возложено бремя доказывания своей невиновности. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ в Федеральный закон об ОСАГО, в новой редакции ст. 15, которая вступила в силу с 1 марта 2008 г., отсутствует упоминание о специальном знаке ОСАГО. На этом основании Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. N 287 аналогичным образом изменено содержание п. 2 Основных положений: из текста исключено требование, касающееся размещения на транспортном средстве специального знака ОСАГО. Вновь обратившись к зарубежному опыту, отметим, что законодательством ряда стран (в качестве примера можно привести Германию) также не предусмотрено наличие подобных специальных знаков (страховых стикеров, страховых виньеток и т. п.). Таковы результаты анализа ретроспективы введения и последующей отмены специального знака ОСАГО, которая, как нам представляется, во многом была обусловлена отсутствием юридической ответственности за несоблюдение требования об установке указанного специального знака на транспортном средстве. Теперь попытаемся оценить перспективу возврата (повторного введения) специального знака ОСАГО, тесно увязывая ее с решением вопроса о целесообразности установления соответствующей административной ответственности. Изучение существующих административных санкций за правонарушения в области дорожного движения и юридического механизма их реализации в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) позволяет прийти к выводу о необходимости рассмотрения различных вариантов установления ответственности за противоправные деяния, связанные с нарушением требования о размещении на транспортном средстве действующего специального знака ОСАГО. Установление соответствующей административной ответственности водителей транспортных средств можно осуществить двумя путями. Первый путь — внесение изменений в диспозицию ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе определенных документов) путем включения в нее положения о том, что при управлении транспортным средством водитель не имеет при себе указанного специального знака (по некоторой аналогии с талоном о прохождении государственного технического осмотра). Санкция — предупреждение или штраф в размере 100 руб. Здесь представляется важным сделать одну важную оговорку: проведение прямой аналогии между специальным знаком ОСАГО и талоном о прохождении государственного технического осмотра является некорректным. Данный талон является единственным документом, свидетельствующим о прохождении государственного технического осмотра, а указанный специальный знак служил в качестве своеобразного дополнения основного документа ОСАГО — страхового полиса. Одновременно необходимо внести следующее изменение в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения): предусмотреть, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки упомянутый специальный знак. Кроме того, потребуется изменить технологию изготовления специального знака ОСАГО и применявшийся способ его крепления (с поверхности знака снималось защитное покрытие, а сам он приклеивался к ветровому стеклу). Второй путь — использование нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями запрещается эксплуатация транспортных средств. Санкция такая же — предупреждение или штраф в размере 100 руб. При этом следует включить в п. 11 Основных положений норму о том, что в перечень оснований для запрещения эксплуатации транспортных средств входит отсутствие специальных знаков ОСАГО (обратим внимание на то, что в настоящее время в отношении талонов о прохождении государственного технического осмотра это не установлено). Таким образом, принципиальное отличие описанных вариантов установления соответствующей ответственности водителей транспортных средств заключается в том, что в первом случае требуется внесение изменений в КоАП РФ и упомянутое выше Постановление Правительства Российской Федерации, а во втором — только в Постановление Правительства Российской Федерации. Однако применительно к обоим случаем следует учитывать один важный момент: юридический механизм привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 и 2 ст. 28.6 КоАП РФ (имеются в виду назначение административного наказания без составления протокола и переход к обычному производству по делу), предусматривает обязательное присутствие привлекаемого к ответственности физического лица. В силу этого контроль за соблюдением соответствующих требований в отношении припаркованного транспортного средства малоэффективен, поскольку необходимо дожидаться появления водителя. Что касается аналогичного контроля в отношении движущихся в потоке транспортных средств, то и его эффективность представляется сомнительной по двум причинам: 1) рассматриваемый специальный знак имеет небольшой размер и не слишком заметен с учетом нередко встречающейся тонировки лобовых стекол транспортных средств; 2) правонарушение является не настолько значительным, чтобы при отсутствии иных причин останавливать транспортное средство. Привлечение к соответствующей административной ответственности владельцев транспортных средств (либо страхователей) предполагает, прежде всего, определение субъекта, обязанного осуществить размещение специального знака ОСАГО на транспортном средстве. Нужно иметь в виду, что согласно ст. 1 Федерального закона об ОСАГО страхователем является лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. Следовательно, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации страхователем может быть не только владелец транспортного средства, но и иное уполномоченное им лицо. В настоящее время в ст. 15 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщик вручает страхователю только страховой полис. Если внести в данную статью соответствующие изменения, то страхователю одновременно будет вручаться и специальный знак ОСАГО (как и было ранее, согласно прежней редакции этой статьи). Поэтому потребуется решить вопрос о том, кому следует вменить в обязанность размещение указанного знака на ветровом стекле транспортного средства. В случае вменения такой обязанности владельцам транспортных средств существует два пути привлечения к административной ответственности указанных лиц. Первый путь — при условии установления административной ответственности водителей транспортных средств автоматически используется норма, содержащаяся в ст. 2.6.1 КоАП РФ: к ответственности за правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Юридический механизм такого привлечения к ответственности предусмотрен в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ. В данном случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело, и оформляется в порядке, регламентированном в ст. 29.10 КоАП РФ. Однако, как уже отмечалось ранее, с учетом незначительного размера специального знака ОСАГО, размещенного на ветровом стекле транспортного средства (которое к тому же может иметь тонировку), представляется сомнительной техническая возможность выявления правонарушения в виде отсутствия указанного знака (не говоря уже о наличии недействительного специального знака). Второй путь — специальное установление административной ответственности владельцев транспортных средств, например путем внесения соответствующих изменений в ст. 12.37 КоАП РФ (несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств), в виде включения в эту статью соответствующей третьей части. Если вменить обязанность размещать специальный знак ОСАГО на транспортных средствах страхователям, то для привлечения данных лиц к административной ответственности также потребуется специальное установление такой ответственности. Юридический механизм привлечения владельцев транспортных средств (страхователей) к ответственности в этих случаях закреплен в ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, вступившей в силу с 11 августа 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ. Там предусматривается возможность составления протокола в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, если они извещены в установленном порядке. При этом возникают вопросы организационного обеспечения данного извещения, поскольку потребуются значительные усилия для того, чтобы найти как реального владельца транспортного средства, так и страхователя, которым может быть иное лицо (поиск последнего представляется особенно затруднительным с учетом отсутствия соответствующих сведений о страхователе в страховом полисе). Имеются и вопросы, связанные с осуществлением документирования правонарушения в виде отсутствия на транспортном средстве специального знака ОСАГО либо наличия недействительного (просроченного) специального знака. Представляется, что для этого придется обращаться к показаниям специальных технических средств, позволяющих зафиксировать отсутствие указанного специального знака на лобовом стекле конкретного транспортного средства (имеется в виду одновременное отображение государственного регистрационного знака), либо к показаниям свидетелей (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ). Эффективным механизмом воздействия на лиц, совершивших правонарушения в области дорожного движения, является применение такой меры обеспечения производства по делу, как запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков (ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ). Следует иметь в виду, что с 1 июля 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ данная мера применяется за неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно за управление таким транспортным средством (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). В то же время необходимо учитывать, что за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса ОСАГО, как, впрочем, и талона о прохождении государственного технического осмотра (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ), запрещение эксплуатации транспортного средства не осуществляется. Поэтому возможность установить в качестве основания применения указанной меры совершение такого правонарушения, как отсутствие специального знака ОСАГО, представляется практически нереальной. Наконец, нужно оценить и перспективу принятия законодательного решения о том, чтобы одновременно предусмотреть соответствующую административную ответственность как водителей, так и владельцев транспортных средств (либо страхователей). Если привлекать к ответственности и водителей, и владельцев транспортных средств (либо страхователей) в случае установления соответствующей ответственности (например, в ч. 2 ст. 12.3 и в ст. 12.37 КоАП РФ), то возникает вопрос о квалификации рассматриваемого деяния, когда владелец транспортного средства (либо страхователь) выступает в качестве водителя, поскольку объективная сторона этого деяния применительно к владельцу транспортного средства (либо страхователю) и к водителю представляется, по сути, идентичной. На основе изложенного представляется целесообразным сделать вывод о том, что возврат (повторное введение) специального знака ОСАГО не имеет серьезной перспективы. Во многом это обусловливается объективными проблемами, связанными с привлечением соответствующих лиц к юридической ответственности на основе положений КоАП РФ за невыполнение требования о размещении указанного специального знака на транспортном средстве. Наличие многочисленных сложностей как правового, так и организационного характера заставляет усомниться в результативности подобного законодательного решения. В качестве дополнительного аргумента можно привести результаты анализа зарубежного опыта, описанного в начале настоящей статьи.
——————————————————————