Психологические проблемы профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД
(Смирнов В. Н., Гайнулина А. В.) («Административное право и процесс», 2008, N 6)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД
В. Н. СМИРНОВ, А. В. ГАЙНУЛИНА
Смирнов В. Н., доцент, доктор психологических наук.
Гайнулина А. В., адъюнкт (Академия управления МВД России).
По итогам мониторинга населения, проведенного в 2007 г. ВНИИ МВД РФ, больше всего граждане России не удовлетворены деятельностью сотрудников ГИБДД (35%). По мнению опрошенных руководителей ряда подразделений ГИБДД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, данный факт во многом вызван рядом причин: формальным подходом сотрудников ГИБДД к участникам дорожного движения из-за существующей негативной системы оценки деятельности подразделений и сотрудников ДПС (31%), профессиональной деформацией некоторых сотрудников ДПС, низким уровнем их правосознания сотрудников (45%), неэффективной системой пропаганды безопасности дорожного движения среди граждан (20%), а также недостаточным уровнем профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к их профессиональному взаимодействию с водителями и пешеходами (51%).
Most of the citizens of the Russia are not satisfied with the activity of the workers of the SISRT (35%) as the results of population monitoring that carry out in 2007 with the ASRI of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. In interrogative leaders’ opinion of a number of subdivisions of the SISRT of the Ministry of Internal Affairs, Authority of Internal Affairs, Central Authority of Internal Affairs in the Subjects of the Russian Federation given fact is the consequence a number of reasons: the formal method of approach of the workers of the SISRT to the party to a road traffic because of present negative system of appraisal of the subdivisions and workers of the RPS activity (31%), professional deformation of some of the workers of the RPS, low standard their sense of justice (45%), uneffective system of advocacy of safety of a road traffic among citizens (20%), as well as an insufficient standard professional psychological preparation of the workers of the RPS to their professional cooperation with the drivers and pedestrians (51%) <*>. ——————————— <*> Smirnov V. N., Gajjnulina A. B. Psychological problems of professional activity of the workers of the RPS SISRT.
По итогам мониторинга населения, проведенного в 2007 г. ВНИИ МВД РФ, среди всех подразделений органов внутренних дел больше всего граждане России не удовлетворены деятельностью сотрудников ГИБДД (35%). Причем количество неудовлетворительных оценок населения по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%. По мнению опрошенных нами руководителей ряда подразделений ГИБДД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, данный факт во многом вызван рядом причин: формальным подходом сотрудников ГИБДД к участникам дорожного движения из-за существующей негативной системы оценки деятельности подразделений и сотрудников ДПС (31%), профессиональной деформацией некоторых сотрудников ДПС, низким уровнем правосознания сотрудников (45%), неэффективной системой пропаганды безопасности дорожного движения среди граждан (20%), а также недостаточным уровнем профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к их профессиональному взаимодействию с водителями и пешеходами (51%). В условиях продолжающегося роста дорожно-транспортного травматизма игнорирование вопросов продуктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения просто недопустимо. На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления на всех уровнях, как со стороны руководства МВД, сотрудников ДПС, так и со стороны самих водителей и пешеходов. Именно от умения сотрудников ДПС видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать у них положительные мотивы сопричастности общему делу безопасности дорожного движения, проявлять к ним внимание и заботу, ориентируя их на общесоциальные цели профессиональной деятельности, зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия между сотрудниками ДПС и гражданами, но и эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма. Одним из средств совершенствования взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения <1> является знание и эффективное применение сотрудниками ДПС психологических механизмов продуктивного взаимодействия с гражданами, которые при учете их личностных особенностей способствуют нивелированию формального подхода к участникам дорожного движения, максимально обеспечивая объективность и непредвзятость в решениях сотрудников ДПС, соблюдая законные права и интересы граждан. В связи с этим исследование теоретических и практических аспектов профессионального взаимодействия сотрудников ДПС с водителями и пешеходами отвечает насущным потребностям сегодняшнего времени. ——————————— <1> Приказ МВД РФ N 627 от 02.07.2002 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения».
Так как административная практика сотрудников подразделений ГИБДД объективно определяет напряженный и конфликтный характер взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами, а также часто порождает обоснованные жалобы с их стороны, важное значение приобретает умение сотрудников ДПС своевременно распознавать возникновение конфликтной ситуации с участниками дорожного движения, подбирать оптимальные стратегии для их конструктивного разрешения с целью достижения взаимопонимания в вопросах совершенствования безопасности дорожного движения. Нами было проведено исследование нескольких групп сотрудников ДПС ГИБДД ГУВД при г. Москве и ДПС ГИБДД МВД при Республике Башкортостан общим количеством 360 человек. В процессе исследования использовались методы психологической диагностики, экспертной оценки, формирующего эксперимента и другие. Для выявления особенностей регулятивного компонента профессионального взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения в процессе исследования применялся модифицированный опросник «Стратегия» А. И. Шипилова. Было установлено, что только около трети (по разным выборкам, от 15,4 до 30,8%) сотрудников придерживаются на практике наиболее эффективной стратегии конструктивного диалога при разрешении конфликтных ситуаций с гражданами, основанной на стремлении к достижению взаимопонимания и разрешения имеющихся противоречий путем построении партнерских отношений. Основная же масса сотрудников придерживаются в отношении участников дорожного движения стратегий, опосредованных неэффективными методами психологического воздействия либо даже использованием открытых угроз. В частности, при разрешении конфликтов на дорогах сотрудниками применяются такие стратегии, как переговорно-манипулятивная, манипулятивная, конфронтационная, нормативно-конфронтационная и конфронтационно-манипулятивная. С целью исследования особенностей мотивационно-целевой, коммуникативной, а также перцептивной сфер взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями была применена специально разработанная для исследования анкета семантического дифференциала в ситуациях контроля и надзора за перемещением транспортных средств, которая выявила некоторые различия во взглядах на когнитивный обмен сотрудников с участниками дорожного движения. Было установлено, что лишь 23,1% опрошенных сотрудников полагают необходимым вступать во взаимоотношения с участниками дорожного движения только по факту нарушения ими Правил дорожного движения. Кроме того, большинство опрошенных сотрудников полагают целесообразным не обращать внимания на ответную реакцию участников дорожного движения после того, как они высказали им свои претензии по поводу остановки транспортного средства. От 23,1 до 46,2% (по разным выборкам) опрошенных сотрудников считают самым эффективным способом взаимодействия с участниками дорожного движения усиление к ним мер административного воздействия. При этом более половины сотрудников не придают никакого значения актуализации у водителей и пешеходов мотивов сопричастности к соблюдению правил безопасности дорожного движения. Более трети участников (по разным выборкам, от 30,8 до 41,6%) главным приоритетом своей профессиональной деятельности считают текущую отчетность. Проведенным исследованием было установлено, что большинство опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД не понимают значимости выявления психологических особенностей неадекватного поведения участников дорожного движения, а следовательно, не могут дифференцировать степень их ответственности и необходимость выборочного применения к ним различных психологических механизмов межличностного взаимодействия в процессе соучаствующей или распорядительной профессиональной деятельности. Как уже было отмечено, характер и особенности взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения в значительной степени обусловлены мотивацией их профессиональной деятельности. Тестирование по модифицированной методике «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир) позволило определить соотношение у обследуемых сотрудников внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) трудовой деятельности. Оптимальным для прогноза эффективности профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД является преобладание внутренней мотивации над внешней положительной мотивацией, а также внешней отрицательной мотивацией. Исследованием было установлено, что значимо влияют на особенности взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с гражданами внутренние мотивы (ВМ), обусловленные самим содержанием профессиональной деятельности, такие, как возможность наиболее полной самореализации в дорожно-патрульной службе, стремление к работе, связанной с общением с участниками дорожного движения, удовлетворенность от самого процесса и позитивных результатов своей работы. Однако лишь у менее чем половины сотрудников (по разным выборкам, от 41,1 до 43,0%) преобладала внутренняя мотивация трудовой деятельности над внешней положительной, а также внешней отрицательной мотивацией. Внешняя позитивная мотивация (ВПМ) трудовой деятельности преобладала над другими видами мотивации примерно у трети (по разным выборкам, от 25 до 32,0%) сотрудников. Она определяет внешние условия и обстоятельства профессиональной деятельности сотрудников: материальную заинтересованность, стремление к продвижению по службе, престижность, потребность в завоевании уважения со стороны других, стремление к признанию со стороны руководства. И у четверти обследуемых сотрудников (по разным выборкам, от 23,1 до 25,0%) в общей структуре мотивации преобладала внешняя отрицательная мотивация, что негативно сказывалось на процессе и результатах их профессиональной деятельности. Такое соотношение мотиваций сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями, обусловленными стремлением избегать возможных ошибок, упущений, промахов, а в связи с этим — и самостоятельных решений, проявления инициативы по вопросам службы; порицаний, наказаний, иных неприятностей, которые ожидаются прежде всего от руководства. В процессе исследования нами был проведен формирующий эксперимент по специально разработанной программе профессиональной психологической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД, нацеленный на выработку у сотрудников знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, позволяющих им осуществлять компетентное профессиональное взаимодействие со всеми участниками дорожного движения. На теоретических занятиях осуществлялось ознакомление сотрудников ДПС ГИБДД с особенностями процесса их взаимодействия со всеми участниками дорожного движения. Полученные знания закреплялись на практических занятиях методом моделирования типичных, нестандартных, конфликтных и экстремальных ситуаций взаимодействия с участниками дорожного движения. При проведении практических занятий обращалось основное внимание обучающихся на совершенствование навыков вербальной и невербальной коммуникации, формирование адекватности межличностного восприятия, оптимизацию эмоционального обмена, развитие эмпатии к проблемам участников дорожного движения, выбору оптимальных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Сотрудники ДПС ГИБДД обучались также навыкам применения основ экстренной психологической помощи участникам дорожного движения. Проведенный комплекс профессионально-психологической подготовки позволил в большей степени переориентировать сотрудников на общесоциальные цели профессиональной деятельности, скорректировать ценностно-мотивационную сферу, изменить направленность профессиональной деятельности с формального администрирования на социальное обслуживание, конструктивное взаимодействие с участниками дорожного движения на благо безопасности дорожного движения.
——————————————————————