Информация о деле

(Редакционный материал)

(«Законность», 1996, N 2)

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ

Результаты проверки рассмотрены на коллегии прокуратуры области с участием представителей областных ведомств: комитета по охране природы, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, государственного Центра санэпиднадзора; руководства акционерного общества «Пермнефть».

Коллегия, заслушав отчеты должностных лиц и обсудив состояние исполнения законодательства об охране природы в названных отраслях, приняла решение внести представления в адрес областного комитета по охране природы, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, руководству АО «Пермнефть».

В представлении, внесенном председателю областного комитета по охране природы, отмечается, что в районах добычи нефти и газа, расположения химических предприятий экологическая обстановка по-прежнему остается неблагополучной. Природоохранные мероприятия в полном объеме не выполняются. За прошлый год в химической промышленности, например, выполнено немногим более половины от запланированного объема. Такая хозяйственная деятельность приносит значительный ущерб окружающей среде. Из более чем 900 предприятий области 20 отраслей на долю химиков и нефтяников (АО «Пермнефть»), а их всего 17, приходится более 50% сбросов загрязняющих веществ в водоемы.

Длительное время многие подразделения «Пермнефти» и предприятия химии осуществляют свою деятельность в нарушение ст. 30 Водного кодекса РСФСР: не имеют разрешения на специальное водопользование, не выполняют необходимых природоохранных мероприятий.

Продолжают свою производственную деятельность без разрешения на спецводопользование и крупные химические предприятия: АО «Бератон», «Сода», «Камтекс», «Сорбент», «Галоген».

Крайне неудовлетворительной является работа очистных сооружений на предприятии «Пермнефть». Из 3600 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух лишь около 40% оборудованы пылегазоулавливающими установками. Более 60% выбросов попадает в окружающую среду без всякой очистки.

Значительный экологический ущерб природной среде причиняется многочисленными авариями, особенно в подразделениях «Пермнефти». Так, в 1994 г. здесь произошло около 1200 прорывов трубопроводов, за 6 месяцев прошлого года более 700. Ущерб окружающей природной среде составил более 3,5 млрд. рублей.

При 40 наиболее крупных авариях у нефтяников за последние 2,5 года материалы в следственные органы комитета передавались только в 5 случаях, несмотря на совместное указание «Об улучшении взаимодействия комитетов по охране природы и органов прокуратуры по фактам загрязнения окружающей среды и о порядке оформления и направления материалов по ним в органы прокуратуры».

В нарушение ст. 45 Закона «Об охране окружающей природной среды» предприятия химии и нефтедобычи не обеспечивают соблюдения установленных нормативов по обезвреживанию и утилизации отходов. Это, в свою очередь, приводит к вторичному загрязнению окружающей среды.

В этих условиях областной комитет, подведомственные ему технические инспекции и горрайкомитеты по охране природы не обеспечивают надлежащего контроля за соблюдением законодательства об охране природы, возложенного на них Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70), не принимают настойчивых мер по пресечению вскрываемых нарушений, не используют в полном объеме свои полномочия.

За последние 2,5 года административные санкции этими контролирующими органами применялись только к одному химическому предприятию и шести должностным лицам.

Редко применяется и такая мера воздействия, как приостановка, ограничение мощности цехов, производств, отрицательно влияющих на окружающую среду.

Не все комитеты по охране природы обеспечивают неукоснительное соблюдение предприятиями ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды» по вопросам платы за использование природных ресурсов. Так, на момент проверки долг предприятий двух отраслей составил более 150 млн. руб.

Прокуратура Пермской области потребовала принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений законодательства об охране природы, активизации деятельности территориальных комитетов и инспекций по охране природы по соблюдению природоохранительного законодательства всеми организациями, должностными лицами.

——————————————————————