Содержание курса «Корпоративное право» в системе гражданско-правовых дисциплин
(Кирилловых А. А.) («Юридическое образование и наука», 2007, N 3)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО» В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
А. А. КИРИЛЛОВЫХ
Кирилловых А. А., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Кировского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
В настоящее время в обиход повседневной жизни входит такое неизвестное еще недавно понятие, как корпорация, которое употребляется в различных словосочетаниях (например, корпоративизм, корпоративные символы, корпоративное государство, корпорация публичного права и т. п.). Корпорация, в общем, определяется как одна из форм предпринимательства, а попросту обозначает юридическое лицо, прежде всего в странах иностранного правопорядка. В российской юридической науке понятие корпорации и его применение в российской правовой действительности также не оставлено без внимания. Начиная с 1990-х годов в России идет активный процесс становления корпоративного законодательства, которое определяется как правовая база хозяйственной деятельности юридических лиц, признаваемых корпорациями, в связи с чем корпоратизация рассматривается как объективное явление, обусловленное развитием частноправовых форм в экономике. Неслучайным также является и стремление увязать конкретные экономические процессы и связанные с этим нормативные нововведения с формированием, во-первых, корпоративного законодательства, представляющего собой систему нормативных актов о корпорациях, но также и корпоративного права как науки и учебной дисциплины. Необходимо обратить внимание на то, что корпоративное право как учебная дисциплина вошла в учебные планы юридических вузов не так давно и представляет собой специальный правовой курс, формирование содержательной части которого во многом зависит от угла зрения преподавателя и учебного плана конкретного вуза. В немногочисленных работах, посвященных осмыслению и развитию корпоративного права <1>, представлены взгляды на современное понимание роли и места данного правового образования в рамках изучения его как самостоятельной правовой учебной дисциплины. ——————————— <1> Кашанина Т. В. Корпоративное право: Учебник для вузов. М., 1999; Еремичев И. А., Хужокова И. М., Кулиниченко Е. Ю. и др. Корпоративное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. А. Еремичева. М., 2005; Гущин В. В., Порошкина О. Ю., Сердюк Е. Б. Корпоративное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2006.
Следует учесть, что наука является составляющим элементом в построении корпоративного права. Исходя из определяющей роли науки корпоративного права (которая находится пока еще в зачаточном состоянии) подходы к содержанию данной учебной правовой дисциплины представляют определенную трудность. Помимо этого, отсутствуют четкая концепция, представление о том, что является главным, стержневым в структуре данного предмета. Поскольку первичной по отношению к учебной дисциплине «Корпоративное право» является наука корпоративного права, то в связи с этим учебная дисциплина должна впитать определенные составляющие признаки правовой науки. К таковым можно отнести системность. При сохранении данного признака знания предполагают упорядоченное построение, которое рассчитано таким образом, чтобы достаточно полно охватить общественные отношения, формируемые благодаря анализу системы отраслей российского права, наиболее близко стоящих к предмету научного исследования. Таким образом, устанавливается зависимость системы науки, а впоследствии и учебной дисциплины, от системы права. Между тем система правовой науки шире, чем система отрасли права, поэтому, учитывая такое традиционное несовпадение, логично включение в науку и учебную дисциплину «Корпоративное право» разделов, которые не входят в предмет отрасли права. Соответственно, формируя учебный цикл, который органично определяется учебно-тематическим планом предмета, следует предусматривать вопросы, представляющие собой темы общетеоретического характера, определяющие вводно-описательную часть цикла с установлением предмета и метода учебной дисциплины. В данный блок могут войти вопросы, раскрывающие историю развития корпоративного права, его предмет и метод, особенности корпоративных норм, места корпоративного права в системе права и т. п. Корпоративное право в учебном цикле представляет собой гражданско-правовую дисциплину, поскольку, в общем и целом, отражает содержание некоторых институтов гражданского права. В системе гражданско-правовых дисциплин корпоративное право, с одной стороны, занимает промежуточное положение по отношению к предпринимательскому, коммерческому, гражданскому праву, однако с другой — включает ряд правовых институтов этих отраслей, тем самым формирует собственное место наряду с указанными правовыми дисциплинами. В свою очередь, такое взаимодействие составляет особенности предмета и соответственно содержания курса корпоративного права, которое, в сущности, представляет собой регулирование деятельности корпораций на различных уровнях их взаимодействия. Поэтому предметом изучения корпоративного права как учебной дисциплины являются основы правового регулирования корпоративных и тесно связанных с ними отношений. В предмет корпоративного права включаются следующие основные группы отношений, имеющих корпоративную природу: 1) отношения внутреннего порядка — складывающиеся внутри корпорации; 2) отношения, возникающие между корпоративными объединениями (образованиями); 3) отношения по государственно-правовому регулированию корпоративной деятельности. Данные группы общественных отношений, составляющих предмет корпоративного права, представляют собой совокупность общественных отношений, регулирование которых строится за счет норм различной отраслевой принадлежности. 1. Внутренние отношения приобретают развитие путем воздействия на них норм гражданского, трудового права (заключение учредительного договора между учредителями, трудовых договоров с работниками, разработка и введение правил внутреннего трудового распорядка организации и т. п.). 2. Внешние отношения могут иметь как гражданско-правовую (заключение гражданско-правовых договоров), так и публично-правовую природу (бухгалтерская и налоговая отчетность, контроль и надзор государственных органов, судебная защита прав и т. п.). Следовательно, нетрудно заметить, что те или иные группы общественных отношений, составляющие предмет корпоративного права, получают свое регулирование нормативными актами соответствующих отраслей. В первую очередь нормами гражданского, административного, трудового, финансового, процессуального права. Таким образом, корпоративное право как учебная дисциплина определяется как межотраслевой учебно-правовой комплекс, включающий в себя частные и публичные, имеющие материальную и процессуальную основу отрасли права. По своей структуре, определенной природой установленных корпоративных отношений, корпоративное право как система норм, определяющих основу учебной дисциплины, представляет следующие содержательные блоки: — общие положения о корпорациях как юридических лицах; — правовое положение основных видов корпораций и их объединений; — корпоративное управление; — корпоративный и государственный контроль; — договорная работа в корпорациях; — регулирование труда в корпорациях; — защита прав корпорации. Конкретное содержание данных блоков учебного курса может быть определено также с учетом необходимости восполнить отдельные пробелы в учебном плане за счет включения в содержание предмета отдельных правовых институтов, которые не были освещены, либо, наоборот, скорректировать нагрузку на предмет, исключив из него ранее изученные вопросы в рамках иных учебных дисциплин. Например, наличие в учебном плане спецкурсов «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» или «Ценные бумаги», «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» делает объективно нецелесообразным рассмотрение в рамках курса корпоративного права соответствующих вопросов, тогда как в ином случае включение в разделы учебной дисциплины отдельных положений, касающихся корпоративных ценных бумаг и банкротства корпораций, вполне логично для воспроизведения общей картины разнообразных корпоративных отношений, имеющих междисциплинарный оттенок. В целом корпоративное право, определенное особенностями предмета и метода, на сегодняшний день имеет широкий взгляд на свое содержание. Объективно соотношение корпоративного права и акционерного права, которое достаточно давно существует в качестве учебной дисциплины, не определяет их как дисциплины тождественные друг другу, поскольку акционерное право в сравнении с содержанием корпоративного права определяется как часть и целое. Вряд ли есть смысл доказывать это объективное положение вещей, достаточно лишь указать, что акционерные общества в курсе «Корпоративное право» рассматриваются в качестве одного из видов корпоративных образований как юридических лиц. Соответственно, эти две учебные дисциплины взаимно не исключают друг друга, и их сосуществование в учебном процессе возможно с условием достаточно узкого представления одной из них на корпорации и корпоративную деятельность. При этом корпоративное право в отличие от акционерного права не имеет специализации в своем предмете, что и определяет с учетом необходимости возможность изучения отдельных видов юридических лиц корпоративного типа за рамками спецкурса «Корпоративное право». Последовательная разработка наукой основных подходов к определению структуры корпоративного права как учебной дисциплины и формирование на этой основе учебных программ в рамках отдельных предметов специализации позволит более детально подойти к решению вопроса о системе подготовки и повысить качество образования студентов по специальности «Юриспруденция».
——————————————————————