Правовая информатизация как средство повышения правовой культуры курсантов образовательных учреждений ФСИН России
(Рекша Ю. М.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 5)
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Ю. М. РЕКША
Рекша Ю. М., старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России.
Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства — эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи — формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства [1].
Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между профессиональными группами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично [2].
Современная информационная система должна давать представителям всех профессиональных групп, особенно не слишком многочисленных, уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.
В образовательных учреждениях ФСИН России необходимо создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности курсантов повышение эффективности права и его применения. Этой цели в значительной степени способствует система правовой информатизации.
Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель правовой информатизации в вузе состоит в построении правовой информационной системы, охватывающей все сферы жизни вуза [3].
Правовая информатизация в вузе осуществляется одновременно по следующим направлениям:
— информатизация правотворческой деятельности;
— информатизация правореализационной деятельности;
— мониторинг правового обеспечения.
Информационно-правовые ресурсы вуза должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров — Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Информационная система вуза должна обеспечивать:
— ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерархией системы, в том числе эталонных банков нормативных актов, мощных центральных банков, региональных банков и локальных банков различного назначения;
— поиск и выдачу информации по запросам пользователей;
— организацию информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней, а также с внешними базами данных;
— сбор, хранение и ведение межотраслевых классификаторов и систем кодирования правовой информации;
— ведение банка периодических терминов с толкованиями и разъяснениями;
— ведение и тиражирование таблиц соответствия и других средств обеспечения совместимости информации для ее обмена в системе;
— обеспечение интерактивного доступа к распределенной базе данных правовой информации.
С этой целью необходимо создание программы «Правовая информатизация вуза», реализация которой позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер курсантской жизни за счет информатизации; обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации.
В ходе реализации данной программы курсанты усваивают, приобретают в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она должна представлять собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].
Модель предлагаемой Программы можно представить в виде схемы (см. схему 1).
Руководящее звено вуза
\/ \/
Организация постоянно Организация условий для
действующей правовой службы получения дополнительного
профессионального образования
Мониторинг Телефон
осведомленности службы В своем вузе В ином учеб.
доверия заведении
\/
Создание и постоянное обновление базы данных
/\ /\ /\
\/
Организация \
актива правовой \
информатизации \
\/
Создание спец. секции \
во внутривузовской \
периодической газете \
\
\/
Организация свободного
доступа в компьютерном
классе к базе
Схема 1. Модель правовой информатизации вуза
Правовая информатизация активизирует познавательную деятельность курсантов. Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентаций.
Правовая информатизация способствует также социально-приспособительной деятельности. В основе социально-приспособительной деятельности курсантов лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности.
Процесс правовой информатизации направлен на формирование четырех типов оценочных отношений:
— к праву (его принципам, институтам и нормам);
— к правовому поведению людей;
— к правоохранительным органам и их деятельности;
— к собственному правовому поведению (правовая самооценка).
Таким образом, правильно поставленный процесс правовой информатизации в вузе позволит курсантам усвоить, приобрести в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].
Литература
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М.: Педагогика, 1991.
3. Вернадский В. И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник высшей школы. 1998. N 12.
4. Вильданова Ф. З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Прикладная психология. 2002. N 5/6.
——————————————————————