Новые квоты привлечения иностранных инвесторов в страховой бизнес, а также новые требования к заключению договоров ОСАГО могут быть одобрены уже на этой неделе
(Керенский И. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НОВЫЕ КВОТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В СТРАХОВОЙ
БИЗНЕС, А ТАКЖЕ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ
ОСАГО МОГУТ БЫТЬ ОДОБРЕНЫ УЖЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 17 декабря 2012 года
И. В. КЕРЕНСКИЙ
14 декабря Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект N 56775-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект). Основные поправки предполагается внести в нормы, регламентирующие организацию страхового дела в РФ (ожидается, что будет увеличена максимальная доля иностранных инвесторов, изменятся основания для отказа в выдаче лицензии). Кроме того, будут скорректированы правила заключения договора ОСАГО. Также будут внесены поправки в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Иностранным инвесторам могут разрешить вдвое увеличить долю
своего присутствия на российском рынке страховых услуг
Законопроект предусматривает увеличение возможной доли участия иностранного капитала в уставном капитале российских страховых организаций в два раза, с 25 до 50 процентов. Как указывают авторы законопроекта в пояснительной записке, на 31 декабря 2011 г. совокупный дефицит уставного капитала страховых организаций составлял более 20 млрд. руб., а квоты участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховых организаций, по сведениям ФСФР, были заполнены уже в I квартале 2011 г. Таким образом, увеличение доли участия иностранных организаций направлено на привлечение иностранных инвесторов.
Кроме того, законопроект способствует приведению российского законодательства в соответствие с международными актами в связи со вступлением России в ВТО. В частности, речь идет об устранении противоречия между нормами Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховом деле) и Протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».
В Перечне специфических обязательств России (приложение II к названному Протоколу) указано: выдача лицензий страховщику может быть ограничена в случае, если доля общего иностранного участия в общем уставном капитале страховщиков/перестраховщиков, являющихся российскими юрлицами, превысит 50 процентов. Данное правило распространяется на страховщиков, отвечающих хотя бы одному из следующих требований:
— страховщик является дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (инвесторам);
— доля иностранного инвестора (инвесторов) в уставном капитале (голосующих акциях) страховщика превышает 49 процентов.
Сейчас ФСФР России прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности, когда доля подобного участия превышает 25 процентов (абз. 3 п. 3 ст. 6 Закона о страховом деле).
Некоторые основания для отказа в выдаче лицензии
на осуществление страхования будут изменены
Авторы законопроекта предлагают внести поправки в ст. 32.3 Закона о страховом деле, в которой установлены основания для отказа соискателю в выдаче лицензии. Некоторые из указанных оснований будут изменены.
Так, вместо наличия у соискателя «неустраненного нарушения страхового законодательства» (подп. 2 п. 1 ст. 32.3 Закона о страховом деле) на дату подачи лицензии будет проверяться «наличие решения органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия ранее выданной лицензии либо о назначении временной администрации». Стоит отметить, что действующая норма предполагает более широкий круг оснований для отказа в выдаче лицензий. Например, отказ возможен, если субъект страхового дела фактически не находится по адресу, указанному в учредительных документах (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 N 09АП-9907/2009-АК по делу N А40-8732/09-94-55). Однако согласно той редакции подп. 2 п. 1 ст. 32.3 Закона о страховом деле, которая сформулирована в законопроекте, подобную причину отказа уже нельзя будет признать допустимой.
Такое основание для отказа, как «необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования» (подп. 7 п. 1 ст. 32.3 Закона о страховом деле), предлагается исключить из текста Закона.
Однако это не означает, что страховщику нельзя будет отказать в выдаче лицензии в случае необеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности. В подп. 8 п. 1 ст. 32.3 Закона о страховом деле (в новой редакции) как новое основание для отказа в выдаче лицензии предлагается наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о непредставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 Закона о страховом деле.
Договор ОСАГО будет заключаться, даже если невозможно сразу
внести сведения о нем в автоматизированную
информационную систему
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) была создана автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее — информационная система), в которой учитываются сведения о договорах обязательного страхования, транспортных средствах, их владельцах, а также о страховых случаях.
Сейчас страховщики могут не вносить сведения о договоре страхования в информационную систему одновременно с заключением договора ОСАГО. Однако планируется, что такая обязанность появится у них с 1 января 2013 г., когда будет запрещено заключение договоров ОСАГО без одновременного внесения сведений в информационную систему (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Также перед заключением договора страховщик обязан будет проверить сведения, предоставленные страхователем, на соответствие сведениям, содержащимся в информационной системе.
Однако в соответствии с законопроектом вступление в силу указанных правил предлагается отсрочить на полтора года — до 1 июля 2014 г. Предполагается, что в это время будут действовать переходные нормы, в соответствии с которыми страховщик сможет провести проверку сведений страхователя не в момент заключения договора ОСАГО, а в течение 15 дней после заключения договора. Столько же времени ему будет предоставлено для внесения информации о договоре в информационную систему.
На переходный период планируется установить дополнительную ответственность для страхователей, сообщивших недостоверные сведения о количестве страховых выплат и заключенных ранее договоров ОСАГО. Напомним, что на основании этих двух критериев рассчитывается один из коэффициентов страховых тарифов, который варьируется от 2,45 для начинающих водителей либо водителей, часто попадающих в ДТП, до 0,5 для наиболее опытных водителей.
Если в результате проверки сведений, предоставленных страхователем, выяснится, что сведения недостоверные и из-за этого страховая премия была занижена, то страхователь осуществляет следующие действия:
— указывает в информационной системе, что владелец транспортного средства предоставил ложные сведения;
— направляет страхователю уведомление о необходимости доплатить недостающую страховую премию.
Если же выяснится, что страховая премия была уплачена в большем размере, то страховщик обязан вернуть страхователю излишне уплаченную сумму.
Еще на один год будет отсрочено вступление в силу норм
о распределении рисков при осуществлении расчетов
с помощью электронных средств платежа
Ко второму чтению в законопроект была добавлена норма о том, что окончательное вступление в силу Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о платежной системе) предлагается отложить еще на один год.
Ранее предполагалось, что с 1 января 2013 г. начнут действовать последние нормы указанного Закона, регулирующие правила расчета электронными средствами платежа, в том числе банковскими картами (далее — ЭСП). С их вступлением в силу изменятся правила взаимодействия банков (иных операторов по переводу денежных средств) с клиентами, поскольку существенно поменяются правила распределения рисков при использовании ЭСП физлицом.
В частности, банк обязан будет уведомлять клиента о каждой совершенной операции. При утрате ЭСП физлицо в течение суток после получения уведомления о совершенной операции сможет заявить об утрате ЭСП, и оператор будет обязан компенсировать ему стоимость совершенной операции, если клиент не нарушил порядок использования ЭСП.
В случае принятия законопроекта указанные нормы начнут действовать с 1 января 2014 г.
В настоящее время законопроект передан на рассмотрение Совету Федерации.
Документ:
Законопроект N 56775-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
——————————————————————