Правовое регулирование рекламы на транспортных средствах и с их использованием

(Минбалеев А. В.) («Транспортное право», 2009, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

А. В. МИНБАЛЕЕВ

Минбалеев А. В., старший преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

Отношения, возникающие по поводу рекламы на транспортных средствах и с их использованием, регулируются ст. 20 Федерального закона «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) <1>. В целях реализации положений Закона о рекламе на транспортных средствах и с их использованием, а также реализации поручения Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. и Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 <2> до недавнего времени действовала Инструкция МВД России о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах (далее — Инструкция) <3>. Данный акт определял основные требования к размещению рекламы, а также порядок осуществления контроля за размещением рекламы на транспортных средствах, подлежащих регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сегодня Приказ утратил силу с принятием Приказа МВД России от 23 января 2007 г. N 68 «Об отмене нормативного правового акта МВД России» <4>. Таким образом, ограничения по размещению и распространению наружной рекламы на транспортных средствах устанавливаются преимущественно Законом о рекламе. ——————————— <1> Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1232. <2> Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897. <3> Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1998 N 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 28. <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 10.

В отношении рекламы на транспортных средствах и с их использованием законодательно устанавливается, что размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство, например правом пользования. Договор на размещение рекламы на транспортном средстве (на распространение рекламы на транспортном средстве) по своей правовой природе относится к числу смешанных договоров, сочетающих в себе элементы договора подряда, возмездного оказания услуг и аренды. Подрядные отношения связываются с моментом непосредственного размещения (монтаж-демонтаж рекламного материала, покраска транспортного средства, украшение транспортного средства автокосметикой и т. п.). Отношения по оказанию услуг связываются с услугой по транспортировке (распространение неопределенному кругу лиц в процессе движения транспортного средства) рекламного материала. Арендные отношения связываются с моментом эксплуатации (временного пользования) поверхности транспортного средства, занятого рекламой. В Законе о рекламе установлен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Оценка соблюдения указанного положения при размещении рекламы на транспортных средствах, по мнению Федеральной антимонопольной службы России, должна осуществляться на основе определения целевого назначения использования транспортного средства. Так, размещение рекламы на транспортном средстве, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в вид определенного товара), должны рассматриваться как неисполнение установленных Законом о рекламе требований <5>. Запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций вызвал немало споров и критики со стороны практиков, которые отмечали, что «введение запрета на использование транспортных средств в качестве мобильной рекламы исключает всякую конкуренцию в области наружной рекламы, поскольку рынок наружной рекламы монополизирован крупными компаниями-владельцами стационарных рекламных конструкций. Больше всего в данной ситуации пострадают предприятия малого и среднего предпринимательства, поскольку данный вид распространения рекламы отличается невысокой стоимостью размещения» <6>. ——————————— <5> См.: Аналитическая записка Федеральной антимонопольной службы России «Общая характеристика отдельных требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». <6> Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 — 2011 гг. Утв. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

В ноябре 2006 г. депутатами Государственной Думы Российской Федерации Б. Н. Пастуховым, В. В. Гришуковым, Б. Л. Резником, И. Н. Родионовым и А. Н. Савельевым была осуществлена попытка изменить данную норму, в связи с чем в Государственную Думу внесен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О рекламе» (в части рекламы на транспортных средствах), в котором предлагалось разрешить использование для целей рекламы специальных рекламных автомобилей, сертифицированных в установленном порядке и зарегистрированных в органах безопасности дорожного движения. Законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации, которое отметило, что «применение указанных автомобилей в условиях плотных транспортных потоков является одной из причин возникновения заторов и уменьшения пропускной способности дорог, отвлекает внимание участников дорожного движения от контроля за изменяющейся дорожной обстановкой, следствием чего является повышение вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение безопасности дорожного движения в целом» <7>. ——————————— <7> Там же.

Также законодательно запрещается любое размещение рекламы на следующих транспортных средствах: 1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской. Это, в частности, транспортные средства, имеющие цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. N 473-ст) <8>; ——————————— <8> В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» устанавливается постепенная замена действующих стандартов техническими регламентами. До вступления в силу новых технических регламентов применяются действующие ГОСТы.

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; 3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне; 4) предназначенных для перевозки опасных грузов. Данные транспортные средства имеют окраску согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <9>. ——————————— <9> Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 // Библиотечка «Российской газеты». 2001. Выпуск N 12.

Основное требование к рекламе, размещаемой на транспортных средствах, — это запрет создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и такая реклама должна соответствовать иным требованиям технических регламентов. Требования соответствия техническим регламентам, прописанные в Законе о рекламе, на сегодняшний момент не могут быть удовлетворены в силу отсутствия самих технических регламентов. Закон запрещает и распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств. Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России указанный запрет в равной мере распространяется на звуковую рекламу, размещаемую как внутри транспортного средства (сообщение рекламных объявлений в салоне автобусов, троллейбусов и др.), так и снаружи транспортного средства (установка на крыше транспортного средства громкоговорителя для трансляции рекламы и т. п.). В салоне транспортного средства допускается установка видеомониторов для трансляции рекламы, однако реклама, распространяемая в транспортном средстве таким способом, не должна иметь звукового сопровождения. Вместе с тем запрет звукового сопровождения рекламы на транспортных средствах не распространяется на звуковую рекламу, размещенную в помещениях метрополитена, в частности переходах, станциях, павильонах, холлах <10>. Между тем арбитражные суды некоторое время придерживались противоположного мнения. ——————————— <10> Пункт 6.4 Аналитической записки Федеральной антимонопольной службы России «Общая характеристика отдельных требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Так, по делу в отношении ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» применительно распространяемой в салонах микроавтобусов звуковой рекламы суд установил, что «анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что законодатель устанавливает запрет на распространение звуковой рекламы на транспорте и звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, исходя из необходимости создания безопасных условий движения на дороге, в том числе с учетом необходимости соблюдения допустимого уровня шума. В настоящем случае, как следует из пояснений представителей антимонопольного органа и заявителя, речь идет о распространении звуковой рекламы в микроавтобусах путем демонстрации рекламы на мониторах, расположенных в салонах микроавтобусов и обращенных к пассажирам. Между тем антимонопольным органом не представлено доказательств признания используемой ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» рекламы ненадлежащей, не соответствующей законодательству Российской Федерации о рекламе, а также влияния данной рекламы на безопасность дорожного движения. В этой связи представляется несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств в соответствии с антимонопольным законодательством является актом недобросовестной конкуренции» <11>. ——————————— <11> Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 г. N 09АП-13059/2007-АК // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Таким образом, из данного решения суда можно было сделать вывод о том, что допускается распространение рекламы внутри транспортного средства, направленной на пассажиров, при условии наличия безопасных условий движения на дороге. Разрешение звуковой рекламы в транспортных средствах было подтверждено и другими решениями арбитражных судов <12>. Данная судебная практика была прекращена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 г. N 5848/08. Президиум отметил, что «частью 6 статьи 20 Закона о рекламе установлен запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также на звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств. Каких-либо видов или условий использования транспортных средств, ограничивающих применение этой нормы Закона о рекламе, законодателем не установлено, следовательно, звуковое сопровождение рекламы, а также звуковая реклама в салоне транспортного средства не допускаются, так как в любом случае осуществляются с использованием транспортного средства» <13>. ——————————— <12> Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 сентября 2007 г. N А45-10972-07-2-21 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2008 г. N Ф04-571/2008(1246-А45-6) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». <13> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 г. N 5848/08 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Полагаем, что нормы Закона о рекламе в недостаточной степени конкретно устанавливают запрет на звуковую рекламу внутри транспортного средства и во избежание различных толкований законодателю необходимо четко определить позицию по данному вопросу. Кроме вышеуказанных требований необходимо учитывать и положения о запрете отдельных видов рекламы на транспортных средствах исходя из требований безопасности дорожного движения. В частности запрещается: 1) устанавливать на транспортных средствах в целях рекламы внешние световые приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем транспортных средств, а также использовать в этих целях внешние световые приборы, установленные на транспортных средствах в соответствии с требованиями ГОСТ 8769 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости»; 2) наносить на транспортные средства рекламу, которая по изображению, цвету, месту расположения имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб; 3) использовать для нанесения рекламы на транспортные средства покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом; 4) наносить на транспортные средства рекламу, перекрывающую внешние световые приборы, бортовые номера, информационные надписи и символы, а также ограничивающую видимость с места водителя. Подводя итоги, необходимо отметить, что современное законодательство в сфере рекламы на транспортных средствах и с их использованием явно эволюционирует в сторону ужесточения требований, что повышает безопасность дорожного движения и защищает жизнь и здоровье как водителей, так и пешеходов.

——————————————————————