О совершенствовании мер государственной защиты иностранцев и лиц без гражданства, содействующих российскому уголовному правосудию

(Янин С. А., Клочков А. В.) («Миграционное право», 2009, N 2)

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩИХ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ

С. А. ЯНИН, А. В. КЛОЧКОВ

Янин С. А., преподаватель кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Клочков А. В., федеральный судья, заместитель председателя Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда, кандидат юридических наук.

Не вызывает сомнений тот факт, что преступность (а особенно ее организованные формы) является вот уже много лет одной из наиболее серьезных проблем российского общества, препятствующей нормальному развитию экономики страны, негативно влияющей на качественное функционирование органов управления. Тезис о том, что официальная статистика не отражает реальную картину преступности, в своем выступлении в Государственной Думе еще 9 марта 2005 г. привел В. В. Устинов, в означенный период Генеральный прокурор России. Официальная статистика совершаемых преступлений свидетельствует о нестабильности их динамики. Так, в 2005 г. — 3 554 700 преступлений; в 2006 г. — 3 855 400 преступлений; за период с января по ноябрь 2007 г. — 3 320 800 преступлений <1>. ——————————— <1> Официальный сайт МВД России: URL: http://mvdrf. ru.

Однако, по мнению В. В. Устинова, преступлений совершается в 3 — 5 раз больше, чем их регистрируется. Несмотря на прошедшие с момента означенного выступления годы, данная ситуация не изменилась. Разница между статистическими показателями и реально существующим положением может быть объяснена как нарушениями учетно-регистрационной дисциплины, так и тем, что многие граждане, опасаясь оказания на них незаконного воздействия со стороны преступников, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы по поводу совершения в отношении их преступлений, а решать свои проблемы самостоятельно. Очевидно, что решение задач уголовного судопроизводства невозможно без участия потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, способствующих расследованию. Достижение целей уголовного судопроизводства предполагает создание условий для полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела. Воздействие на участников уголовного судопроизводства представляет угрозу для осуществления правосудия. Обеспечение безопасности лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, есть обязанность государства, что, соответственно, выступает гарантией правосудия в полном смысле этого слова. Именно поэтому с целью решения задач уголовного судопроизводства жизненно необходимо соответствующим образом оградить его участников от какого бы то ни было незаконного воздействия на них. Закрепив в ст. 45 Конституции гарантию государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация взяла на себя обязанность «защитить любого субъекта уголовно-процессуальных отношений, добросовестно выполняющего свой гражданский долг» <2>. Но если государство не исполняет свою обязанность по защите указанной категории лиц, то их отказ участвовать в расследовании и последующем рассмотрении уголовного дела в суде не может быть морально осуждаем и наказуем. ——————————— <2> Зайцев О. А. Правовое регулирование и механизмы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. N 1. С. 288.

В последние годы в России ситуация с обеспечением безопасности свидетелей и потерпевших стала меняться. Сделан существенный прорыв в законодательстве, регламентирующем этот вопрос, заявил, выступая на представительном форуме первой Международной конференции по вопросам защиты прав потерпевших и свидетелей в уголовном процессе «Солидарность. Действие. Право» (г. Москва, 22 — 23 марта 2007 г.), статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант милиции Николай Овчинников <3>. ——————————— <3> Анонс проходившей 22 — 23 марта 2007 г. в г. Москве первой Международной конференции по вопросам защиты прав потерпевших и свидетелей в уголовном процессе «Солидарность. Действие. Право». URL: http://mvdrf. ru.

Примерами государственной деятельности в этом направлении являются введение в действие новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов (ряд положений в данных законах посвящен аспектам обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых); вступление в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; качественное улучшение материально-технической базы и финансирования правоохранительных органов. Министр внутренних дел России генерал армии Р. Г. Нургалиев, выступая на указанной выше Конференции, отметил, что на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 гг. выделено почти 949 млн. руб. <4>. ——————————— <4> Там же.

Однако данные усилия не в полной мере отвечают современным реалиям. Применимо к сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства остается неурегулированным вопрос государственной защиты лиц, не являющихся гражданами России, но содействующих российскому правосудию. Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законными основаниями для нахождения лица на территории России являются наличие у него вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы, либо иных предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. Необходимо отметить, что данный Федеральный закон ограничивает срок действия документов, дающих право пребывания на территории России: виза — 90 суток, случай въезда при безвизовом режиме при выполнении какого-либо трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказании услуг) — на время действия такового (но не более чем на 1 год) (ст. 5 Закона), разрешение на временное проживание — 3 года (ст. 6 Закона), вид на жительство — 5 лет (ст. 8 Закона). После истечения указанных сроков необходимо продление их действия в установленном законом порядке. В случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России осуществляется депортация — принудительная высылка иностранного гражданина за ее пределы (ст. 31 Закона). Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в России на основании ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке ст. 34 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» может повлечь за собой их административное выдворение за пределы России. Данные меры — депортация и административное выдворение — осуществляются органами внутренних дел. Очевидно, что вопросы незаконной миграции на сегодня стоят очень остро. Она приносит международным преступным группировкам баснословные доходы — 7 млрд. долларов ежегодно. Эту цифру называл первый замдиректора ФСБ РФ Владимир Проничев в интервью СМИ. С незаконной миграцией пытаются бороться, но пока результат неутешительный. Границы России, что называется, не на замке от преступных синдикатов. Активная и наступательная деятельность Федеральной миграционной службы МВД России в этом направлении все же не может полностью снять означенную проблему. При наличии в стране большого количества незаконных мигрантов (по неофициальным данным, порядка 5 млн. человек) ими и в их отношении совершается все большее количество преступлений. Данные статистики свидетельствуют о том, что в 2004 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 48 927 преступлений, в отношении указанных категорий лиц совершено 10 300 преступлений; в 2005 г. такими лицами совершено 51 200 преступлений, в отношении данных лиц совершено 13 300 преступлений; в 2006 г. указанными лицами совершено 53 000 преступлений, в отношении таковых лиц совершено 15 611 преступлений; за период с января по ноябрь 2007 г. названными лицами совершено 46 500 преступлений, в отношении иностранцев совершено 14 921 преступление <5>. ——————————— <5> Официальный сайт МВД России: URL: http://mvdrf. ru.

Таким образом, приведенные цифры статистических данных указывают на то, что иностранцы и лица без гражданства достаточно часто попадают в поле зрения правоохранительных органов и становятся участниками уголовного судопроизводства. В случае если названные категории лиц вовлечены в уголовное судопроизводство России, оказывают помощь в раскрытии преступлений, изобличении лиц, их совершивших, может потребоваться длительное их пребывание на территории страны. Данный вопрос Законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» никак не урегулирован. Думается, необходимо перенять положительный зарубежный опыт в этом отношении. Так, например, в Федеративной Республике Германия наработан опыт защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, в число которых включены лица без гражданства и иностранцы. В 1986 г. в ФРГ был принят Закон о защите потерпевших. В 1990 г. был принят ряд межведомственных (МВД и Министерства юстиции) нормативных актов. Далее, в 1993 г., был принят Закон «О главном свидетеле». Наконец, в 1998 г. принимается Закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность», носящий комплексный межотраслевой характер. С его принятием были внесены соответствующие изменения в уголовно-процессуальное, жилищное, налоговое, административное и иные отрасли германского законодательства. В основу данного Закона легли, как указывает В. А. Казакова, следующие принципиальные положения и ключевые задачи, направленные на решение проблемы защиты свидетелей: — создание при федеральных и земельных органах подразделений по защите свидетелей; — обеспечение защиты как непосредственно для свидетеля, так и для его родственников, членов семьи и иных близких ему лиц; — эффективное обеспечение сохранности анкетных данных лица, подлежащего защите, от возможного выслеживания со стороны преступников; — блокировка передачи хранящихся в информационной базе данных, касающихся лиц, подлежащих защите; — временное предоставление документов, удостоверяющих личность, на основе измененных анкетных данных; — предоставление иностранцам, подлежащим защите, гражданства ФРГ; — организация возможных контактов только через подразделение по защите свидетелей; — обеспечение лицам, подлежащим защите, возможности реализации своих гражданских прав; — защита свидетеля в ходе судебного разбирательства; — защита свидетеля, находящегося в местах лишения и ограничения свободы; — наказуемость за несанкционированное разглашение мер по защите свидетеля <6>. ——————————— <6> Казакова В. А. Новый Закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. 2000. N 9. С. 75.

В случае если с правосудием ФРГ сотрудничает иностранец, компетентные органы легализуют его нахождение на территории страны, приостанавливая решение о выдворении иностранного гражданина и предоставляя тем самым временное разрешение на пребывание. В необходимых случаях может предоставляться вид на жительство (если подлежащее защите лицо желает выехать за границу, например). В особых случаях ФРГ предоставляет гражданство тем иностранцам, которые сотрудничают с государственными органами в интересах правосудия. Данный шаг предпринимается, если необходимо длительное нахождение иностранного гражданина на территории ФРГ и его помощь правосудию важна для страны. Кроме ФРГ, подобная практика легализации положения иностранца или лица без гражданства на территории страны, а в исключительных случаях предоставления таковым лицам гражданства при названных обстоятельствах действует и в США <7>. ——————————— <7> Фитцджеральд Д. Программа обеспечения безопасности свидетелей // Подборка материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. М., 1999. С. 389 — 407.

В связи с изложенным представляется, что в Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» необходимо внести дополнения, касающиеся защиты сотрудничающих с правосудием иностранных граждан (лиц без гражданства), включающие в себя вопросы продления в упрощенном порядке срока их пребывания на территории России, приостановления решения об их депортации (либо административном выдворении) в случае вынесения такового, а также предоставления гражданства Российской Федерации. Последнее есть, на наш взгляд, мера исключительная, однако в таком случае необходимо принять во внимание, что подобное лицо действует в интересах правосудия, т. е. Российского государства, и подвергает опасности свои жизнь, здоровье и имущество, способствуя раскрытию и расследованию тяжких и особо тяжких преступлений. Хотя порядок предоставления гражданства России в общем порядке имеет определенные особенности (проживание на территории России непрерывно в течение 5 лет, а в предусмотренных законом случаях — 1 года и др.), ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» дает возможность предоставления гражданства «лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи». По нашему мнению, сотрудничество с правосудием и будет такой особой заслугой. Названный Закон предусматривает случаи, когда при наличии обстоятельств, предусмотренных п. «б» — «ж» ст. 16 Федерального закона (наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; преследование в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); осуждение и отбывание наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)), заявления таких лиц о приеме в гражданство России отклоняются. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 29 данного Федерального закона Президент России при наличии обозначенных выше условий вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 13 — 15 Федерального закона. Таким образом, обобщая вышесказанное о случаях сотрудничества с российским правосудием иностранных граждан (лиц без гражданства), которым требуется государственная защита, мы предлагаем следующие изменения в действующее законодательство <8>. ——————————— <8> Янин С. А. Правовые и организационно-тактические проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, на стадии предварительного расследования: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 72.

В ч. 1 ст. 24 «Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту» Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» необходимо внести п. 5, 6 и 7 следующего содержания: «5) в установленном законом порядке организовывать продление срока законного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, нуждающихся в применении мер государственной защиты, на весь срок ее осуществления; 6) требовать приостановления решения о депортации (административном выдворении) иностранных граждан и лиц без гражданства в случае нарушения ими установленного порядка пребывания на территории Российской Федерации и предоставления таким лицам разрешения на временное проживание; 7) в исключительных случаях при необходимости пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в течение длительного срока в связи с производством по уголовному делу и необходимостью осуществления в отношении их мер государственной защиты ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о предоставлении таким лицам и их близким гражданства Российской Федерации как лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией». На наш взгляд, предлагаемые меры позволят надлежащим образом обеспечить как права и законные интересы иностранных граждан (лиц без гражданства), сотрудничающих с российским уголовным правосудием, так и возможности правоохранительных органов по сотрудничеству с ними.

——————————————————————