Механизм защиты прав пострадавших на производстве и членов их семей в действующем законодательстве
(Чупрова Е. В.) («Адвокат», 2005, N 3)
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Е. В. ЧУПРОВА
Чупрова Е. В., кандидат юридических наук, доцент.
Одним из основных методов регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений является сочетание централизованного и локального способов. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда. Право человека на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, указано в ряде международных актов, в соответствии с которыми Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством и установила право каждого гражданина на труд в определенных условиях, не угрожающих жизни и здоровью (ст. 7, 37). Основными российскими законодательными актами, раскрывающими содержание права работника на безопасные и здоровые условия труда, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны труда). В ст. 210 ТК РФ и ст. 4 Закона выделены основные направления государственной политики в области охраны труда. На первое место поставлено обеспечение приоритета жизни и здоровья, которое подкрепляется законодательно подтвержденной возможностью для работника воспользоваться самозащитой своих прав, выражающейся в отказе от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности, а также иными гарантиями. Статья 184 ТК РФ гарантирует работнику (его семье) при повреждении здоровья или в случае смерти вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания возмещение его утраченного заработка (дохода), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью. Положения данной статьи реализуются посредством обязательного социального страхования. К наиболее важным направлениям государственной политики в области охраны труда следует также отнести расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и членов их семей на основе обязательного социального страхования работников в указанной сфере. Последнее направление существенно изменило порядок предоставления сумм возмещения вреда, причиненного здоровью работника. До недавнего времени в законодательстве действовали иные правила, согласно которым нарушение работодателем обязанностей (как правило, виновное) по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществляемых технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов, средствами индивидуальной и коллективной защиты и соответствующих требованиям охраны труда условий на каждом рабочем месте, влекло для него материальную ответственность. Недостатком прежнего законодательства являлось отсутствие гарантий и компенсаций лицам, пострадавшим на производстве. При ликвидации организации пострадавшие зачастую вообще не получали возмещение, несмотря на закрепленное положение о том, что в Фонде социального страхования РФ при ликвидации организации должны были капитализироваться суммы для получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. К концу 90-х гг. на фоне ухудшения экономической ситуации в стране стала вызывать тревогу и медико-демографическая ситуация: повысился уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин, в том числе на производстве. В настоящее время этот показатель в России почти в 2,5 раза больше, чем в развитых странах, и в 1,5 раза — чем в развивающихся. Как видим, принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125) было предопределено объективными причинами. Государство наконец установило реальные гарантии материальной и социальной поддержки лицам, пострадавшим на производстве: все организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы обязаны страховать своих работников и отчислять страховые платежи. Помимо части утраченного заработка работники в соответствии с медицинским заключением получили возможность за счет средств социального страхования получать медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Гарантированность помощи выражается и в том, что пострадавший работник обращается не к своему работодателю, а непосредственно в Фонд социального страхования РФ. Таким образом, в действующем законодательстве введено обязательное социальное страхование работников, а вина работодателя рассматривается не как одно из необходимых условий предоставления обеспечения при несчастном случае или профессиональном заболевании, а лишь в качестве одного из главных оснований возмещения морального вреда. Согласно ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165) обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие наступления указанных в ст. 7 данного Закона социальных рисков, к числу которых относятся трудовое увечье и профессиональное заболевание. Субъектами обязательного социального страхования являются участники рассматриваемых отношений, к которым относятся: страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи); страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. При трудовом увечье и профессиональном заболевании страховщиком будет являться Фонд социального страхования РФ; застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Законодательство не допускает какой бы то ни было посреднической деятельности в системе обязательного социального страхования. Согласно ст. 9 Закона N 165 отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц возникают с момента заключения с работником трудового договора. Именно с этого момента страхователи должны встать на учет в сроки, установленные действующим законодательством. Согласно Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, входит в число принципов этого вида социального страхования. Страхователи — юридические лица должны зарегистрироваться в качестве таковых в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ; страхователи — юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, встают на учет на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения; страхователи — физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, — на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее десяти дней со дня заключения указанного договора (ст. 6 Закона N 125). Согласно ст. 19 Закона N 125 страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Нарушение установленного Законом срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Осуществление юридическим или физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний — в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года — в размере 5 тыс. руб. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без соответствующего решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются. Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются. Согласно ст. 22.1 Закона N 125 в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки с него взыскиваются недоимки и пени. При регистрации региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) определяет страхователю класс профессионального риска для установления размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из класса профессионального риска видов экономической деятельности страхователей. Под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а под классом профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Закона N 125). Уровень производственного травматизма и профзаболеваемости существенно отличается по отраслям. Так, наибольшее количество несчастных случаев зарегистрировано в сельском хозяйстве (14%), далее следуют машиностроение и металлообработка (12%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (8%), пищевая (5%), угольная (4%), химическая промышленность и черная металлургия (по 2%), электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность (по 1%). Профессиональным заболеваниям и острым отравлениям в 2003 г. в наибольшей степени были подвержены работники угольной промышленности (14,4%), машиностроения и металлообработки (11%), сельского хозяйства (7,2%), черной металлургии (2,9%). В химической промышленности этот показатель составил 2,2%, в цветной металлургии — 1,5%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 1,3%. В настоящее время предусмотрено 22 класса профессионального риска. Кстати, по сравнению с международной классификацией, предусматривающей до 150 классов, это совсем немного. Учитывая особенности российской экономики и качество создаваемых для работников условий труда, очевидно следует существенно увеличить количество классов профессионального риска. Что касается размеров страховых тарифов, то ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год» они оставлены в прежних размерах и составляют от 0,2 до 8,5% от средств на выплату заработной платы <*>. Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, — в срок, установленный страховщиком (ч. 4 ст. 22 Закона N 125). ——————————— <*> Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765 дан перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы.
С целью обеспечения большей заинтересованности организаций в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в ч. 1 ст. 22 Закона N 125 предусмотрена возможность установления к страховым тарифам скидок и надбавок. Согласно положениям данной статьи и Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 <*>, максимальный размер такой скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа. ——————————— <*> СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696.
Конкретный размер скидок и надбавок рассчитывается страховщиком по специальной методике, исходя из следующих основных показателей: отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай. Скидка или надбавка устанавливается страховщиком, если эти показатели больше (для получения надбавки) либо меньше (для получения скидки) аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя. Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов и отсутствие задолженности по страховым взносам. Скидки, средний размер которых составил 39,17% базового тарифа, получили в 2002 г. 409 страхователей, или 27% предоставивших документы. Основные причины отказа в установлении скидки — невнимание страхователя к вопросам безопасности труда, что фиксируют показатели превышения количества страховых случаев на 1 тыс. работающих и дней временной нетрудоспособности над среднеотраслевыми; несоблюдение требований (количественных и качественных), предъявляемых к аттестации рабочих мест по условиям труда и уровню проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров застрахованных; наличие просроченной задолженности по страховым взносам, несвоевременное их перечисление; ведение финансово-хозяйственной деятельности менее трех лет. В 2002 г. общая сумма страховых взносов в связи с установлением надбавок увеличилась на 153,6 млн. руб., но за счет скидок страхователям уменьшилась на 156,9 млн. руб. В 2003 г. сумма скидок к страховым тарифам составила 173,9 млн. руб., надбавок — 275,9 млн. руб. Право на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая, т. е. подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Для возникновения права на обеспечение пострадавшему или его доверенному лицу необходимо подать страховщику заявление (день подачи заявления считается днем обращения за обеспечением) и представить самостоятельно либо через страхователя следующие документы (их заверенные копии): 1) акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании <*>; ——————————— <*> Ст. 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. N 73.
2) заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности и о его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации <*>; ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 (с изменениями от 8 апреля 2003 г.).
3) справка о заработке (доходе) пострадавшего за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат; 4) программа реабилитации пострадавшего; 5) документы, подтверждающие нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем либо гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу застрахованного; 6) иные документы, перечень которых определяется ст. 15 Закона N 125 и уточняется страховщиком для каждого страхового случая. Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее десяти дней со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий). Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховых выплат. При наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право на следующие виды обеспечения. 1. Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер этого пособия составляет 100% среднего заработка пострадавшего, а назначение и выплата производятся в том же порядке, что и пособие по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию. Условия обеспечения пособием по временной нетрудоспособности регулируются Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 (в ред. от 14 августа 1991 г.) «О пособиях по государственному социальному страхованию». Уточняет это Постановление Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 (с изменениями и дополнениями). Согласно Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21, документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы, являются листок нетрудоспособности и (в отдельных случаях) справка установленной формы. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Закон N 166) изменил порядок определения среднего заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности. Теперь средний заработок исчисляется за последние 12 месяцев по основному месту работы, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы было утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213. Статьей 14 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), который за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В 2005 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 12480 руб. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (далее — Закон N 202) <*>). ——————————— <*> Российская газета. 2004. 31 декабря.
2. Страховые выплаты: а) единовременная страховая выплата, согласно ст. 13 Закона N 202 определяемая в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из суммы 43,2 тыс. руб., выплачивается застрахованному не позднее одного календарного месяца со дня назначения; б) ежемесячная страховая выплата. Ее размер определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного и установленной ему степени утраты профессиональной трудоспособности. Средний месячный заработок пострадавшего определяется за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, при установлении диагноза профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) подтверждении утраты (снижения) его профессиональной нетрудоспособности. В состав заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, включаются все виды оплаты труда как по месту основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитываются суммы соответствующих пособий, выплаченных пострадавшему. Авторский гонорар и вознаграждение за выполнение работ по гражданско-правовым договорам учитываются в составе среднемесячного заработка, если с них уплачивались страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если комиссией по расследованию страхового случая установлено, что наступлению страхового случая содействовала грубая неосторожность застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты уменьшается соответственно степени вины пострадавшего, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного выражается в процентах и отражается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При определении вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию 18 лет, исчисляются из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Согласно ст. 14 Закона N 202 ежемесячная страховая выплата не может превышать 33 тыс. руб. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год. Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены. Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию. При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки (ч. 8 ст. 15 Закона N 125). При задержке страхователем выплат пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на один календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного производятся страховщиком. 3. Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. Дополнительные расходы включают в себя: лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуальный уход; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; проезд застрахованного, а в необходимых случаях также проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией; медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего лица, оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Кроме перечисленных выплат пострадавший может потребовать и компенсации морального вреда, причем речь идет не только об ответственности непосредственного причинителя вреда. По нашему мнению, в тех случаях, когда по вине государственных органов произошел незаконный отказ в назначении обеспечения, незаконная задержка выплаты назначенных пострадавшему сумм, следует говорить о полной компенсации ущерба (не только имущественного, но и морального), связанного с отсутствием материальной помощи. Вопрос о возмещении материального (а возможно, и морального) вреда гражданам может возникнуть и в иных случаях, в частности при несвоевременном назначении сумм обеспечения, внесении в документы неверных сведений, иных юридически значимых обстоятельств, незаконном отказе в назначении и перерасчете сумм обеспечения, нарушениях, допущенных предприятиями связи при выплате назначенных сумм, и в некоторых других случаях. Впервые возможность возмещения морального вреда была закреплена ст. 131 Основ гражданского законодательства СССР, действовавших с 3 августа 1992 г. по 1 марта 1996 г. В Гражданском кодексе РФ этому вопросу посвящена гл. 8 «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 гл. 59 «Компенсация морального вреда», положения которых в целом отражают требования, закрепленные в международных актах, таких, как Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Право на защиту нематериальных благ вытекает и из содержания Конституции РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью демократического правового государства. Кроме того, ст. 53 Конституции закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Под моральным вредом в современном гражданском законодательстве понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо нарушающими имущественные права гражданина. Как правило, компенсация морального вреда производится в случаях, прямо указанных в законе. Однако и при отсутствии прямого указания в законодательстве можно утвержда ть о праве граждан на компенсацию морального вреда, если нарушено имущественное право. Ведь оно неразрывно связано с правом на жизнь и здоровье, а невыплата денежных средств на содержание ставит под угрозу существование человека, для которого предусмотренные законом денежные выплаты могут оказаться единственным источником существования. Право на компенсацию морального вреда за пострадавшим на производстве сначала было закреплено в ст. 25, 30 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ 24 декабря 1992 г. и введенных в действие с 1 декабря 1992 г. Статья 8 Закона N 125 подтверждает это право за застрахованным, однако в ней подчеркивается, что выплата осуществляется самим причинителем вреда. Размер возмещения морального вреда определяется судом в решении исходя из степени тяжести травмы, иного повреждения здоровья, других обстоятельств, свидетельствующих о перенесенных потерпевшим физических и нравственных страданиях, а также с учетом имущественного положения причинителя вреда, степени вины потерпевшего и иных конкретных обстоятельств. Если в результате страхового случая произошла смерть застрахованного, право на страховое обеспечение согласно ст. 7 Закона N 125 имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего либо хотя и не состоявшие на иждивении умершего, но имевшие ко времени его смерти право на получение от него содержания. При этом к нетрудоспособным Закон относит граждан, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не старше 23 лет; признанных в установленном порядке инвалидами; престарелых, достигших 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). Указанные лица считаются состоявшими на иждивении застрахованного, если они находились на его полном содержании или систематически получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от того, состояли они в родственных отношениях с ним или нет. Иждивенцам умершего, имевшим при его жизни заработок, страховые выплаты назначаются в том случае, если судом будет установлено, что доля заработка умершего, приходившаяся на долю каждого из иждивенцев, являлась постоянным и основным источником их существования. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств. К лицам, которые не состояли на иждивении умершего, но имели ко времени его смерти право на получение от него содержания, гл. 13 и 14 Семейного кодекса РФ относят нетрудоспособных детей, родителей и супругов, в том числе и бывших супругов; ребенок умершего, родившийся после его смерти. Отцовство умершего должно быть подтверждено свидетельством о рождении, выданным в установленном порядке, либо судебным решением; один из родителей, супруг либо другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, если он не работает и занят уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, состоявшими на его иждивении и не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Данный член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления такого ухода, сохраняет право на получение страховых выплат и после окончания ухода за этими лицами; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. Указанным лицам предоставляются единовременная страховая выплата в размере 43,2 тыс. руб., а также ежемесячные страховые выплаты. Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее двух дней со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов. Причем единовременная страховая выплата производится равными долями лицам, имевшим право на ее получение на день смерти застрахованного. По судебному решению возможна компенсация морального вреда, однако осуществляться она будет самим причинителем этого вреда. К сожалению, можно предположить, что в связи с увеличением интенсивности производства и одновременным снижением среднего качества условий труда в России количество работников, получающих возмещение от Фонда социального страхования России, только возрастет. Это утверждение подкрепляется данными Госкомстата России, согласно которым в течение последнего десятилетия наблюдался стойкий рост численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Несмотря на то что пока наблюдается тенденция к снижению количества травмированных, их число по-прежнему остается высоким. Главное, на что необходимо обратить сегодня внимание законодателю, — профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Жесткий контроль за соблюдением благоприятных условий труда, неотвратимость ответственности руководителей за каждое нарушение, связанное с техникой безопасности и производственной санитарией, финансовая целевая поддержка работодателей и их заинтересованность в улучшении условий труда являются основными направлениями совершенствования законодательства в области защиты трудовых прав работников. И первые шаги в данном направлении уже делаются. Как уже отмечалось, с 2003 г. была введена система скидок и надбавок к страховым тарифам. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона N 202 Фонду социального страхования Российской Федерации в 2005 г. разрешено принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных указанному Фонду за 2004 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, происшедшим у данного страхователя в 2000 — 2004 гг., на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического лечения указанных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
——————————————————————