Международные договоры (соглашения) субъектов РФ: конституционно-правовая основа, понятие, виды

(Казанцев М. Ф.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 18)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ (СОГЛАШЕНИЯ) СУБЪЕКТОВ РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

М. Ф. КАЗАНЦЕВ

Казанцев М. Ф., заведующий отделом права Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, доцент, кандидат юридических наук.

Право субъектов Российской Федерации заключать международные договоры (соглашения) зиждется на их конституционно-правовом статусе. Из ст. 72 Конституции Российской Федерации (согласно которой в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации) следует право регионов участвовать в международных и внешнеэкономических связях, которое, в свою очередь, предполагает право заключения соответствующих договоров (соглашений) <1>. ——————————— <1> О международных договорах (соглашениях), заключаемых субъектами Федерации, см.: Пустогаров В. В. Международная деятельность субъектов Федерации // Московский журнал международного права. 1992. N 2. С. 3 — 18; Бирюков П. Н. О международной договорной правоспособности субъектов Российской Федерации // Правоведение. 1998. N 2. С. 35 — 38; Бузуртанова Ф. А. Правовые аспекты международных договоров субъектов Российской Федерации с иностранными государствами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.

В развитие Конституции Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» <2> (далее — Федеральный закон от 4 января 1999 г.) предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на заключение с иностранными партнерами соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 231.

Таким образом, право субъектов Российской Федерации заключать международные договоры имеет конституционно-правовую основу, в принципиальном плане бесспорно и не нуждается в дополнительном обосновании, чего нельзя сказать о терминологии, связанной с этим правом. Терминологическая проблема здесь состоит в том, что Федеральный закон от 4 января 1999 г. избегает именовать договоры (соглашения) субъектов Российской Федерации (их органов государственной власти) с иностранными партнерами международными договорами. В этом Законе такие договоры обозначаются громоздким термином «соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей». Подоплека федерального законодателя здесь очевидна: он не хочет даже терминологически смешивать рассматриваемые договоры с межгосударственными международными договорами. В ст. 7 Федерального закона от 4 января 1999 г. прямо говорится: «Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами». Стремление федерального законодателя понять можно, обосновать — сложно. Дело в том, что термин «международный договор» не имеет эксклюзивной привязки к международным договорам, заключаемым государством, органами власти государства. Международным может именоваться любой договор с участием иностранного партнера, даже договор частноправового характера, например договор купли-продажи между российским юридическим лицом и иностранной компанией. Характерно, что один из документов Международного института унификации частного права (УНИДРУА) именуется «Принципы международных коммерческих договоров» <3>. Поэтому с логико-терминологической точки зрения нет никаких препятствий договоры (соглашения) субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами именовать международными договорами (соглашениями). Нет таких препятствий и с правовой точки зрения, так как обозначение договоров (соглашений) субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами международными договорами (соглашениями) само по себе не означает, что эти договоры имеют статус межгосударственных международных договоров, основанных на международном праве. Показательно, что в Конституции Российской Федерации международные договоры, заключаемые на федеральном уровне, именуются не просто международными договорами, а международными договорами Российской Федерации (в частности, в ст. 15, 46, 62, 69, 71, 72, 86). ——————————— <3> См.: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 г. / Пер. с англ. А. С. Комарова. М.: Статут.

Если бы для договоров, заключаемых субъектами Российской Федерации с иностранными партнерами, был найден приемлемый краткий термин взамен термина «международный договор», то от последнего можно было бы отказаться в интересах терминологического отмежевания международных договоров субъектов Российской Федерации от международных договоров Российской Федерации. Однако такая задача трудновыполнима. Употребленный Федеральным законом от 4 января 1999 г. термин «соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» из-за своей громоздкости вряд ли будет воспринят практикой, которая любит краткие, пусть и не всегда точные, термины <4>. ——————————— <4> С учетом сказанного договоры (соглашения), заключаемые субъектами Российской Федерации (их органами власти) с иностранными партнерами, будут в дальнейшем именоваться международными договорами субъектов Российской Федерации. При цитировании Федерального закона от 4 января 1999 г. или ссылках на него используемый им термин «соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» не будет заменяться на термин «международный договор». При этом следует иметь в виду, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей охватываются понятием «международные договоры».

Международный договор (соглашение) субъекта Российской Федерации — это договор (соглашение), заключаемый в качестве его стороны непосредственно субъектом Российской Федерации либо его органами государственной власти с иностранными и международными субъектами (партнерами), в частности субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, органами государственной власти иностранных государств, международными организациями. Международный договор субъекта Российской Федерации, как и любой другой правовой договор, по своей правовой природе является правовым актом, который выражает согласованную волю заключивших его сторон. Посредством правового договора его стороны осуществляют правовое договорное регулирование своих отношений. Международные договоры (соглашения) субъектов Российской Федерации не являются международными договорами (в частности, международными договорами Российской Федерации), на которые распространяются Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. <5> и Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. <6>. ——————————— <5> Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772. <6> Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 87 — 113.

Правовой режим международных договоров (соглашений) субъектов Российской Федерации (т. е. правовые требования к таким договорам) определяется: 1) нормами международного права (только в части, касающейся договоров субъектов федераций); 2) положениями международных договоров (соглашений) соответствующих субъектов Российской Федерации; 3) федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 4 января 1999 г.; 4) договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации, которые применяются к международным договорам (соглашениям), поскольку иное не предусмотрено нормами международного права, положениями международных договоров (соглашений) субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством. В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о международных договорах, например: Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 января 2000 г. N 4-РЗ «О международных соглашениях и межрегиональных договорах (соглашениях) Кабардино-Балкарской Республики» <7>, Закон Астраханской области от 11 июля 2005 г. N 40/2005-ОЗ «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» <8>. ——————————— <7> Кабардино-Балкарская правда. 26 января. 2000. N 16. <8> Астраханские известия. 21 июля. 2005. N 29.

Предметом международных договоров (соглашений) субъектов Российской Федерации могут быть вопросы, по которым субъект Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. Международные договоры (соглашения) субъекта Российской Федерации могут быть подразделены на: 1) международные договоры (соглашения) субъекта Российской Федерации, заключаемые от имени субъекта Российской Федерации (их подписывает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, иными иностранными и международными субъектами (партнерами) по вопросам экономического, научно-технического, культурного, иного сотрудничества; 2) межпарламентские международные соглашения субъекта Российской Федерации — соглашения, заключаемые от имени законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов федераций иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, парламентскими организациями международных организаций, их подразделениями по вопросам межпарламентского сотрудничества; 3) межправительственные международные соглашения субъекта Российской Федерации — соглашения, заключаемые от имени правительства, иного высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правительствами, иными органами исполнительной власти субъектов федераций иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, исполнительными органами международных организаций, их подразделениями по вопросам, относящимся к ведению правительства, иного высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) межведомственные международные соглашения субъекта Российской Федерации — соглашения, заключаемые от имени отраслевого (межотраслевого) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов федераций иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, исполнительными органами международных организаций, их подразделениями по вопросам, относящимся к ведению соответствующего отраслевого (межотраслевого) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 4 января 1999 г. в виде исключения допускает возможность заключения субъектами Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей также и с органами государственной власти иностранных государств непосредственно, однако только с согласия Правительства Российской Федерации. Примером такого соглашения может служить Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, заключенное в г. Баку 22 февраля 2006 г. <9>. ——————————— <9> Собрание законодательства Свердловской области. 2006. N 6 — 1. Ст. 807.

——————————————————————