Особые экономические зоны в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
(Мартынюк С. В.) («Внешнеторговое право», 2007, N 2)
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С. В. МАРТЫНЮК
Каждое государство стремится обеспечить эффективное развитие экономики. Существует множество рыночных способов, с помощью которых можно создать мощную экономику на территории той или иной страны. Одним из таких способов является создание особых экономических зон. На сегодняшний день, по данным ООН, в мире насчитывается 3000 особых экономических зон. Годовой экспортный оборот их составляет 600 миллиардов долларов <1>. ——————————— <1> Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю. Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации» (21 июня 2006 г.) // СПС.
В Российской Федерации история особых экономических зон не так велика. В российском законодательстве понятие «особые экономические зоны» смешивалось с понятием «свободные экономические зоны». Последние впервые были упомянуты в Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже не действующем <2>. В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод». В 1996 г. был принят Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В 1999 г. был принят Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Надо отметить, что целью принятия двух вышеуказанных Законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики в Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц. ——————————— <2> Доронина Н. Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. N 6 (СПС).
Наконец, 22 июля 2005 г. был принят Закон «Об особых экономических зонах», который действуют на сегодняшний день в редакции от 3 июня 2006 г. Согласно вышеупомянутому Закону на территории Российской Федерации существует три типа особых экономических зон: — промышленно-производственные экономические зоны; — технико-внедренческие экономические зоны; — туристско-рекреационные экономические зоны. Зачем нужны особые экономические зоны и что они собой представляют? Ответ на этот вопрос можно найти в статье 3 Закона «Об особых экономических зонах», где сказано, что целью создания особой экономической зоны является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Проанализировав данное положение Закона, становится ясно, что Российская Федерация пытается таким образом привлечь инвестиции для поддержки тех отраслей экономики, которые невозможно поддерживать только средствами государственного бюджета. Особая экономическая зона представляет собой определенный комплекс мероприятий: а) установление особого налогового режима для резидентов экономической зоны; б) создание особых органов управления экономической зоной; в) установление срока функционирования экономической зоны. Органы власти субъектов Федерации могут отменить для хозяйствующих субъектов особой экономической зоны региональные налоги. К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Помимо налоговых льгот, могут уменьшаться, к примеру, размеры арендной платы за землю. Так, в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» установленный максимальный размер арендной платы составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год. Управление особой экономической зоной осуществляется федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Его территориальные подразделения вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации компаний в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента данной зоны. Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый орган и таможенный орган в течение дня, следующего за днем регистрации. Таким образом, государство создает возможности для благоприятного ведения предпринимательской деятельности в той или иной сфере. Общие экономические проблемы оказывают непосредственное воздействие и на уровень особых экономических зон. Подготовка специалистов является ключевым вопросом <3> в развитии особых экономических зон. Эту проблему планируется решить путем взаимодействия с ведущими вузами страны. ——————————— <3> Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю. Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации» (21 июня 2006 г.) // СПС.
Другой проблемой является расширение перечня отраслей экономики, для поддержки которых создаются особые экономические зоны. В среднесрочной перспективе Правительство РФ планирует включить портовые зоны в состав особых экономических зон. Однако весьма и весьма плачевное состояние наших морских портов, конечно же, создает серьезные трудности для осуществления вышеуказанной идеи. Предполагается, что Сингапур, у которого имеются портовые экономические зоны, будет оказывать методическое, финансовое, организационное содействие в организации портовых зон. Подводя итог, можно отметить, что особые экономические зоны несомненно являются действенным инструментом инновационной и инвестиционной политики государства. Рациональное и последовательное введение особых экономических зон на территории Российской Федерации способствует становлению стабильной экономической системы, особенно в области микро — и мезоэкономических отношений.
——————————————————————