Правовое регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации

(Назаренко Н. А.) («Финансовое право», 2008, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. А. НАЗАРЕНКО

Назаренко Н. А., старший преподаватель кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», кандидат юридических наук.

Согласно п. 5 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, одной из функций таможенных органов является обеспечение в пределах их компетенции защиты прав интеллектуальной собственности. В практической деятельности таможенных органов реализация этой функции выражается в рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также в ведении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Следует отметить, что Таможенный кодекс РФ не рассматривает в качестве товаров результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), однако содержит специальные положения о товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров). Особое внимание законодателя к подобным товарам не случайно. Прежде всего, это связано с обеспечением поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин и налогов, поскольку стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров <1>. Кроме того, таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, вызван необходимостью защиты государством прав интеллектуальной собственности, охраны внутреннего рынка Российской Федерации от проникновения контрафактных товаров, недопущения создания угрозы безопасности потребителей и причинения вреда правам и законным интересам российских производителей товаров. ——————————— <1> См.: пп. «г» п. 1 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» // Российская газета. 05.06.1993. N 107; Таможенная стоимость товаров. СПб.: «ПиК», 1996. С. 40 — 41.

Основным международным документом, регулирующим охрану интеллектуальной собственности, можно назвать Соглашение ГАТТ/ВТО по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Стремление России вступить во Всемирную торговую организацию помимо всего прочего потребовало принятия дополнительных мер правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе при перемещении товаров, содержащих такие объекты, через таможенную границу Российской Федерации. В то же время Таможенный кодекс РФ 1993 г. нормативной основы регулирования указанных вопросов не содержал, а документы, принятые Государственным таможенным комитетом по данным вопросам, статуса нормативных правовых актов фактически не имели <2>. ——————————— <2> См.: письма ГТК России от 28 октября 1997 г. N 01-15/20508 «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность» // Таможенный вестник. 1997. N 24; от 16 ноября 2000 г. N 01-06/33259 «О защите прав интеллектуальной собственности» // Таможенные ведомости. 2001. N 3.

Таким образом, насущной потребностью нового этапа развития таможенного законодательства стало включение положений об охране прав интеллектуальной собственности таможенными органами. В Таможенном кодексе РФ 2003 г. такие положения содержатся в пп. 4 п. 2 ст. 125, ст. ст. 149, 393 — 400, пп. 5 ст. 403. На основании указанных статей Таможенного кодекса РФ Приказом Государственного таможенного комитета России 27.10.2003 N 1199 было утверждено Положение о защите прав интеллектуальной собственности (далее — Положение), в котором определяется единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, Приказом ФТС России от 08.06.2007 N 714 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (зарегистрирован в Минюсте 22.08.2007 N 10038) (далее — Административный регламент). Данный Приказ и утверждаемый им Административный регламент вступил в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (был опубликован 05.09.2007 в «Российской газете»), таким образом, начало его действия определяется на дату 04.12.2007. С момента вступления в силу Административного регламента утратили силу те нормы Положения, которые регламентируют порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, его рассмотрения и принятия решения, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ст. ст. 9 — 52 Положения). Указанный Административный регламент в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 гг. детально регламентирует полномочия ФТС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС России, требования к порядку исполнения указанной государственной функции, перечень документов, подтверждающих исполнение государственной функции по ведению реестра, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен при исполнении указанной государственной функции. С учетом предстоящих изменений порядок охраны прав интеллектуальной собственности таможенными органами выглядит следующим образом: 1. Обладатель исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатель права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель) или его представитель, имеющие достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности подает в ФТС России заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. В Административном регламенте особо отмечается, что заявления от иных лиц (например, лицензиата, уполномоченного импортера (экспортера), декларанта, патентного поверенного и т. п.), не уполномоченных правообладателем, рассмотрению не подлежат. Кроме того, не подлежат рассмотрению аналогичные заявления в отношении товаров, содержащих иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т. п.). По сравнению с Положением Административный регламент предусматривает менее жесткие требования к оформлению заявления, перечню документов, которые подаются правообладателем в ФТС России. В частности, определяется, что заявление подается в письменном виде в произвольной форме, однако с обязательным указанием определенного круга сведений (о заявителе, об объекте интеллектуальной собственности, о товарах, обладающих признаками контрафактных, о предполагаемом сроке принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров). При этом заявитель имеет право представить любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных. В то же время Положение подобной нормы не содержало, что позволяло рассматривать указанный в нем аналогичный перечень как исчерпывающий. 2. Главное управление ФТС России, к основным функциям которого относится организация контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, осуществляет рассмотрение заявления. Административный регламент содержит конкретные положения о распределении полномочий между подразделениями и должностными лицами ФТС России по рассмотрению заявления, проверке заявленных сведений и документов, а также принятию соответствующего решения и его исполнению. 3. На правообладателя возлагается обязанность возместить имущественный вред, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу, несущему обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров в случае, когда товары оказались подлинными. В этих целях правообладатель должен представить в письменной форме обязательство о таком возмещении либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу этих лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб. 4. Таможенный контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности осуществляется только в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 125 ТК РФ, декларирование товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, может осуществляться определенными таможенными органами. При выявлении товаров, указанных правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (при этом возможно продление этого срока еще на 10 рабочих дней). О приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления уведомляются декларант и правообладатель, причем таможенный орган должен сообщить указанным лицам их взаимные адреса и наименования. 5. После получения уведомления таможенного органа о приостановлении выпуска товаров правообладатель должен обратиться в соответствующий таможенный орган за защитой своих прав в течение срока приостановления. Отсутствие такого обращения правообладателя после получения им уведомления может послужить основанием для исключения заявленных им объектов интеллектуальной собственности из реестра и фактического отказа таможенных органов от дальнейшей охраны таких объектов. В течение срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы могут принять решение об их изъятии или наложении ареста, в ином случае они обязаны решение о приостановлении выпуска отменить.

——————————————————————