Новое в законодательстве об экспортном контроле

(Полищук И. А.) («Журнал российского права», 2009, N 4)

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

И. А. ПОЛИЩУК

Полищук Игорь Александрович — начальник юридической службы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, заслуженный юрист РФ.

1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле» <1> (далее — Федеральный закон N 283-ФЗ), направленный на приведение Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <2> (далее — Федеральный закон N 183-ФЗ) в соответствие с политическими и правовыми реалиями, что позволит повысить эффективность механизма правового регулирования в области экспортного контроля. Федеральный закон N 283-ФЗ разработан с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных стандартов в этой области. ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6044. <2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Прежде всего необходимо отметить, что одной из основных целей принятия Федерального закона N 283-ФЗ является создание правовой основы для использования института экспортного контроля в качестве меры противодействия терроризму. Особую актуальность это приобрело после принятия Советом Безопасности ООН Резолюции N 1373 от 28 сентября 2001 г. и Резолюции N 1540 от 28 апреля 2004 г. В этой связи Федеральным законом N 283-ФЗ противодействие международному терроризму отнесено к основным целям экспортного контроля, а в определения понятий «экспортный контроль» и «контролируемые товары» внесены существенные изменения, позволяющие расширить сферу применения Федерального закона N 283-ФЗ, распространив ее на продукцию, являющуюся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов. Согласно Федеральному закону N 283-ФЗ к указанной продукции относятся технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. В целях исключения расширенного толкования данного понятия Федеральным законом N 283-ФЗ определено, что к указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). Поясним, какие объекты гражданских прав имеются в виду. Согласно ст. 128 части первой ГК РФ <3> виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном федеральным законом. Например, Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» <4> к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав отнесены отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия. Согласно Федеральному закону от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» <5> оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют, по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и (или) окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения. ——————————— <3> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <4> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105. <5> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

Вместе с тем ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <6> предусматривает, что изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Президента РФ, не являющиеся законами, по вопросам, которые согласно части первой ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. В этой связи в настоящее время действует Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 <7>. ——————————— <6> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302. <7> Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492.

Что касается объектов гражданских прав, полученных в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия), перечень указанных видов деятельности определен ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <8>. В качестве примера можно привести деятельность в области авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, положения о лицензировании которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 346 «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники» <9>. Согласно одному из этих Положений разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, представляет собой научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию, модификации и модернизации изделий авиационной техники, включая средства наземного обслуживания летательных аппаратов. Принимая во внимание возможность использования указанных технических устройств и изделий террористами, отдельные их наименования и категории могут быть отнесены к продукции, являющейся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, и включены в списки (перечни) контролируемых товаров. ——————————— <8> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430. <9> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2159.

В целях устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, внесены изменения в ст. 20 Федерального закона N 183-ФЗ, регламентирующую режим всеобъемлющего контроля. Законодателем введена императивная норма, согласно которой российским участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным образом в случае, если достоверно известно, что данные товары и технологии будут использованы иностранным государством или иностранным лицом не только для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки, как было установлено ранее, но и для подготовки и (или) совершения террористических актов. Кроме того, согласно Федеральному закону N 283-ФЗ российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие контрольных списков (перечней), в случаях если они: имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы не только для создания оружия массового поражения, средств его доставки, как было установлено в прежней редакции ст. 20 Федерального закона N 183-ФЗ, но и для создания иных видов вооружения и военной техники, а также если они приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности; информированы об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля, которым в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <10> и Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» <11>, является ФСТЭК России. При этом в целях защиты интересов российских участников внешнеэкономической деятельности в новой редакции ст. 20 (N 283-ФЗ) установлено, что указанное информирование должно осуществляться исключительно в письменной форме. ——————————— <10> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945. <11> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541.

Следующий блок изменений, которые внесены в Федеральный закон N 183-ФЗ, направлен на совершенствование механизма лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями как одного из методов правового регулирования экспортного контроля в Российской Федерации. Так, ст. 19 Федерального закона N 183-ФЗ определялось, что лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающих их передачу иностранному лицу, выдавались федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой ст. 12 утратившего силу (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ) Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» <12>, т. е. федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности. Таким федеральным органом исполнительной власти было определено Министерство экономического развития и торговли РФ. На законодательном уровне в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <13> возникла неопределенность относительно федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование внешнеэкономических операций в отношении контролируемых товаров и технологий. Для устранения данной неопределенности Федеральным законом N 283-ФЗ внесены изменения в ст. 19 Федерального закона N 183-ФЗ, согласно которым лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. ——————————— <12> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923. <13> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Кроме того, Федеральным законом N 283-ФЗ к внешнеэкономическим операциям с контролируемыми товарами и технологиями, подлежащим лицензированию, дополнительно отнесены операции по ввозу на таможенную территорию РФ отдельных видов контролируемых товаров и технологий в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств РФ. При этом номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию РФ подлежит лицензированию, устанавливается Правительством РФ на основании контрольных списков (перечней), утверждаемых указами Президента Российской Федерации. Важное значение в осуществлении межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти будет иметь норма, введенная Федеральным законом N 283-ФЗ и предписывающая органам внешней разведки РФ, государственным органам обеспечения безопасности и иным органам государственной власти в пределах их компетенции оказывать содействие специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области экспортного контроля. В частности, это позволит ФСТЭК России повысить оперативность принятия решений по вопросам осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией двойного назначения, а также обеспечит своевременность доведения информации до российских участников внешнеэкономической деятельности в случаях, определенных Федеральным законом N 183-ФЗ. Ряд новелл, предусмотренных Федеральным законом N 283-ФЗ, направлен на приведение Федерального закона N 183-ФЗ в соответствие с принятыми за последние годы федеральными законами. Прежде всего это касается вступившей в силу 1 января 2008 г. четвертой части ГК РФ <14>, которая объединила и уточнила все нормы, относящиеся к интеллектуальной собственности как к объектам гражданских прав в РФ. ——————————— <14> СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5496.

В статье 1225 четвертой части ГК РФ дан перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (в частности, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау)). Гражданское законодательство предполагает, что в экономический оборот вовлекаются не только и не столько результаты интеллектуальной деятельности, но прежде всего имущественные права на них. В то же время правила экспортного контроля могут распространяться не только на исключительные права, но и на иные права, указанные в четвертой части ГК РФ (право следования, право доступа и т. д.). В этой связи Федеральным законом N 283-ФЗ установлено, что в рамках экспортного контроля осуществляется комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономических сделок в отношении результатов интеллектуальной деятельности (прав на них). Соответствующие изменения внесены по всему тексту Федерального закона N 183-ФЗ. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <15> из текста Федерального закона N 183-ФЗ исключено понятие «конфиденциальная информация», определение которого давалось в признанных утратившими силу Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» <16> и «Об участии в международном информационном обмене» <17>. ——————————— <15> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448. <16> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609. <17> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

Таким образом, Федеральный закон N 283-ФЗ развивает правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также уточняет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности с учетом новых вызовов и угроз для безопасности государства. Кроме того, Федеральный закон N 283-ФЗ дал ориентиры для дальнейшего совершенствования российского законодательства в данной области в интересах обеспечения национальной безопасности РФ и укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Изменения в Федеральный закон N 183-ФЗ потребуют внесения соответствующих изменений в другие федеральные законы, в частности в УК РФ <18> (ст. 188 и 189), КоАП РФ <19> (ст. 14.20), а также в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». ——————————— <18> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <19> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

Кроме того, в целях реализации положений Федерального закона N 283-ФЗ в кратчайшие сроки предстоит внести изменения в ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регламентирующих вопросы экспортного контроля, а также в нормативные правовые акты ФСТЭК России и нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих исполнение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

——————————————————————