Понятие «вооруженность» как признак незаконного вооруженного формирования
(Аджиев А. Д.) («Общество и право», 2009, N 2)
ПОНЯТИЕ «ВООРУЖЕННОСТЬ» КАК ПРИЗНАК НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ
А. Д. АДЖИЕВ
Аджиев Арсенали Дагирович, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.
Понятие «вооруженность» происходит от понятия «оружие». В русском языке слово «оружие» происходит от «орудие» — «всякое вещественное и невещественное средство, пособие, рычаг действий, все, посредствующее между деятелем и делом, инструмент или снаряд, машина, снасть» <1>. ——————————— <1> Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / Сост. Н. В. Шахматова и др. СПб., 2004. С. 421.
К началу развития в Российской империи системы правового регулирования оборота оружия можно отнести появившийся уже в XVIII в. отдельные нормативные акты <1>. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 г. специальный раздел предусматривал уголовную ответственность за незаконное производство, изготовление, торговлю и хранение боевого оружия и боеприпасов к нему. С 1867 г. на Кавказе применяется такая мера предупреждения преступлений с использованием оружия, как его добровольная сдача <2>. Таким образом, в Российской империи существовала довольно строгая и стройная законодательная система, регулирующая оборот оружия под контролем государства <3>. ——————————— <1> См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. 19. СПб., 1830. С. 11 — 12. <2> См.: Невский С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2003. С. 135. <3> Белоконь А. В. Исторические аспекты развития процесса правового регулирования оборота оружия в российском государстве // Российский следователь. 2007. N 16.
В 1917 г. в связи с разрушением царской России и приходом новой власти коренным образом изменилась вся выстроенная к тому времени система правового регулирования оборота оружия. Революция ознаменовала собой коренное изменение жизни общества в России. Старое законодательство было упразднено. Охрана правопорядка Советской властью была поручена новым органам, одним из которых являлась Рабоче-крестьянская милиция. За годы войны у населения скопилось большое количество оружия, поэтому одной из основных целей правового регулирования оборота оружия стало разоружение населения. Первоначально ответственность за незаконный оборот оружия предусматривалась декретами советской власти, постановлениями и положениями ВЦИК, к которым относятся: Декрет «О сдаче оружия» от 10 февраля 1918 г. <1>; Положение о революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК РСФСР 20 ноября 1919 г. <2>; Декрет СНК РСФСР «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» от 12 июля 1920 г. <3>; Декрет СНК РСФСР «Об охоте» от 28 июля 1920 г. В соответствии с этими законодательными актами граждане обязаны были сдать все хранящееся у них оружие под угрозой лишения свободы сроком от одного года. ВЧК и губернская ЧК наделялись правом непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за «сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия». Рассмотренные Декреты сыграли значительную роль в борьбе с незаконным оборотом оружия в первые годы Советской власти. ——————————— <1> Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия» // СУ РСФСР. 1918. N 93. Ст. 993. <2> См.: История советского уголовного права (1917 — 1947) / Под ред. проф. А. А. Герцензона. М., 1948. С. 222 — 223. <3> Декрет СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» // СУ РСФСР. 1920. N 69. Ст. 314.
Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. <1>, введенный в действие с 1 июня 1922 г., предусматривал ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220). Предметом данного преступления являлось любое огнестрельное оружие. Кроме того, введена уголовная ответственность за изготовление, приобретение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения при том условии, что «не доказана преступная цель учинения этих деяний». В период 1924 — начала 1926 г. уголовная ответственность за незаконный оборот оружия претерпевала различные изменения, то ужесточаясь, то декриминализовываясь. ——————————— <1> См.: Уголовный кодекс РСФСР с алфавитно-предметным указателем. 2-е изд. М., 1922. С. 27.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. <1>, введенный в действие с 1 января 1927 г., также предусматривал ответственность за незаконный оборот оружия. Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения наказывались принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией во всяком случае названных веществ, снарядов, оружия (ст. 182). Данный состав преступления также неоднократно изменялся в зависимости от изменений криминогенной обстановки и политической ситуации в стране. Так, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 августа 1929 г. дополнило ст. 182 УК РСФСР частью второй об ответственности за пересылку по почте взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и предметов, таких как порох, патроны и т. п., а также едких кислот и других едких веществ. Предусматривалось наказание в виде принудительных работ на срок до шести месяцев или штрафа до одной тысячи рублей с конфискацией почтового отправления <2>. ——————————— <1> Уголовный кодекс РСФСР (ред. 1926 г.). М., 1927. С. 45. <2> СУ РСФСР. 1929. N 60. Ст. 592.
В зависимости от целей виновного незаконный оборот оружия в ряде случаев охватывался составом государственных преступлений (гл. 1 УК) <1>. В частности, ст. 58.2 предусматривала ответственность за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры. В соответствии со ст. 58.11 УК РСФСР 1926 г. всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению деяний, предусмотренных в главе о государственных преступлениях, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из государственных преступлений, влекло за собой меры социальной защиты, которые указаны в соответствующих статьях данной главы. При этом организационная деятельность могла выражаться также и в приобретении оружия. ——————————— <1> Глава первая введена в действие со времени вступления в силу Положения о преступлениях государственных, принятого 3-й сессией ЦИК СССР // СЗ СССР. 1927. N 12. Ст. 123.
Особое значение имела деятельность государства по борьбе с незаконным оборотом оружия в годы Великой Отечественной войны. Правовое регулирование оборота оружия осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», Постановлением Государственного Комитета Обороны от 16 января 1942 г. N 1156 «О сдаче трофейного имущества»; Приказом Народного комиссара юстиции СССР от 28 января 1942 г. <1>. ——————————— <1> См.: Тихий В. П. Ответственность за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ по советскому уголовному праву. Харьков, 1976. С. 5 — 6.
В послевоенные годы (1953 — 1959 гг.) гладкоствольное оружие находилось в свободной продаже, поскольку после окончания Великой Отечественной войны жесткость правового регулирования оборота оружия несколько ослабла. Положение изменилось в связи с изданием Постановления Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. N 478, отменившего продажу гладкоствольного оружия без соответствующего разрешения. В 60-е гг. совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая оборот оружия. Четко определяются субъекты и объекты правоотношений в этой сфере. Третий Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. <1> предусматривал ответственность за незаконный оборот оружия в ст. 218. Анализ содержания данной правовой нормы позволяет выделить ее особенности и отличия от ст. 182 УК 1926 г., которые состоят в следующем: к предмету преступления относится охотничье нарезное огнестрельное оружие, тогда как согласно ч. 1 ст. 182 исключалась уголовная ответственность за незаконные действия (изготовление, хранение, покупка и сбыт) с любыми видами огнестрельного охотничьего оружия; к признакам объективной стороны состава преступления добавилось также ношение огнестрельного (кроме гладкоствольного охотничьего) оружия; хранение холодного оружия без соответствующего разрешения не входит в признаки состава преступления; пересылка по почте или багажом взрывчатых, легковоспламеняющихся, едких веществ стала рассматриваться как самостоятельное преступление, ответственность за которое была предусмотрена ст. 217 УК (пересылка взрывчатых веществ) и ст. 220 УК (пересылка легковоспламеняющихся и едких веществ); санкции за совершение рассматриваемых преступлений были значительно снижены. ——————————— <1> Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г. «Об ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ» <1> Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» <2> в ст. 218 УК РСФСР были внесены следующие изменения и дополнения: установлена ответственность за приобретение огнестрельного оружия; наказание за ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов и взрывчатых веществ без соответствующего разрешения значительно повысилось. Теперь за совершение данных деяний устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет; ст. 218 УК РСФСР была дополнена примечанием о том, что лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности; повышено наказание за ношение, изготовление или сбыт холодного оружия без соответствующего разрешения до двух лет лишения свободы. ——————————— <1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. N 7. Ст. 116. <2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. N 29. Ст. 781.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 г. в УК РСФСР была введена ст. 218.1 «Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ» <1>. Предметом преступления, предусмотренного ст. 218.1 УК РСФСР, являлось нарезное огнестрельное оружие. Ответственность за хищение гладкоствольного охотничьего оружия традиционно наступала по статьям УК о преступлениях против собственности. Кроме того, хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ находили отражение в ряде иных норм УК РСФСР: 1) в отдельных случаях охватывались составом бандитизма — ст. 77; 2) являлись квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст. 188 УК «Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи». ——————————— <1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. N 23. Ст. 533.
Действующее законодательство об оружии представляет собой достаточно стройную многоступенчатую систему. Первую ступень образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, устанавливающие порядок оборота оружия, к которым, прежде всего, относятся Закон Российской Федерации «Об оружии» <1>, иные законодательные акты, регулирующие оборот оружия, в том числе принадлежащего государственным военизированным организациям. ——————————— <1> Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 21.07.1998 N 117-ФЗ; от 31.07.1998 N 156-ФЗ; от 17.12.1998 N 187-ФЗ; от 19.11.1999 N 194-ФЗ, от 27.11.2001 N 152-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; 2001. N 49. Ст. 4558.
Вторая ступень представляет собой постановления Правительства Российской Федерации в этой области (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»). К третьей ступени относятся нормативные правовые акты федеральных министерств в сфере оборота оружия, среди которых ведущее положение занимают Приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации, такие как Приказ от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814», от 7 октября 1997 г. N 650 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 «О мерах по обеспечению боевым ручным стрелковым оружием Центрального банка РФ (в том числе Российского объединения инкассации), Сберегательного банка Российской Федерации, Главного центра специальной связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и их территориальных подразделений» и ряд других. Федеральный закон «Об оружии» 1996 г. разделяет оружие на три категории: гражданское, служебное и боевое. Федеральный закон «Об оружии» носит больше криминалистический характер, а также регулирует общественные отношения в области административного права. В нем не даются определения тяжелого вооружения, оружия массового поражения (химического, бактериологического, ядерного и др.). Определения этих видов оружия даны в других законодательных актах. Вместе с тем практика показывает увеличение числа и опасности правонарушений, связанных с незаконным оборотом тяжелых и особо опасных вооружений — различных видов артиллерийского и ракетного оружия (артиллерийские орудия и минометы, ракетные установки, переносные ракетные и зенитно-ракетные комплексы и т. п.). Незаконные действия с таким оружием представляют большую общественную опасность, чем те же действия с ручным стрелковым оружием. Следует отметить, что современное уголовное законодательство РФ об ответственности за преступления в сфере оборота оружия формировалось в условиях отсутствия подробной правовой регламентации данного оборота. Определение понятия «оружие» в истории уголовного законодательства претерпевало значительные изменения, что и было нами прослежено. Сразу после принятия Закона «Об оружии» 1993 г. в теории уголовного права появилась пагубная тенденция к ограничению огнестрельного оружия стрелковым оружием (ручным оружием индивидуального использования) и т. п. Такой подход совершенно справедливо представляется ошибочным многими авторами <1>, поскольку не основывается на действующем законодательстве. Ни нормы Закона «Об оружии», ни соответствующие нормы уголовного законодательства не содержат определения данных понятий. ——————————— <1> Шарапов С. Н. Понятие оружия в военно-уголовном законодательстве // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1.
В уголовном законодательстве оружие в одних случаях предусмотрено в качестве предмета преступления и характеризует объект преступного посягательства, в других — может являться средством совершения преступления и становиться признаком объективной стороны состава преступления. Однако правильное установление признаков состава преступления всегда требует четкого и однозначного определения свойств, признаков и целевой предназначенности средств, с помощью которых осуществляется преступное посягательство, либо выступающих в роли предмета посягательств. В соответствии с вышеизложенным необходимо отметить, что авторы не одинаково определяют вооруженность незаконного формирования. Одни из них понимают вооруженность как наличие у его членов огнестрельного и холодного оружия любых видов <1>. Другие признают вооруженным формирование, имеющее любые виды оружия, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии». Причем необязательно, чтобы вооружены были все члены данного формирования. Более обстоятельно и конкретно высказывается Н. П. Водько: «Под вооруженностью формирования понимается наличие у его участников оружия как огнестрельного, так и холодного, а также иных предметов, предназначенных для поражения живой цели, причинения имущественного вреда, устрашения» <2>. Авторы одного Комментария к УК РФ под вооруженностью понимают обладание участниками формирования оружием, т. е. «устройствами и предметами, конструктивно предназначенными для поражения живой или иной цели» <3>. Авторы другого Комментария к УК РФ под редакцией Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева определяют оружие несколько иначе. Оружие — «такой предмет материального мира, единственным или основным назначением которого является поражение живой силы и на ношение и хранение которого требуется специальное разрешение» <4>. ——————————— <1> См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А. И. Рарога. М.: Триада Лтд, 1996. С. 227; Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. М.: Инфра-М-Норма, 1998. С. 378. <2> Водько Н. П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью. М.: Юриспруденция, 2000. С. 40. <3> Комментарий к УК РФ // Под общ. ред. Никулина С. И. М., 2001. 952 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное). —————————————————————— <4> См.: Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М-Норма, 2001. С. 504; Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В. И. Радченко. М.: Вердикт, 1996. С. 360.
Практически так же, как и в Законе «Об оружии» 1996 г., трактуется понимание оружия и в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. <1>. Здесь лишь дополнительно указывается, что «устройства и предметы» могут быть как отечественного, так и иностранного производства и не указывание «подача сигналов» в качестве предназначения оружия, что, на наш взгляд, совершенно правильно. ——————————— <1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5.
В свете новой редакции ст. 222 УК РФ (ФЗ от 8 декабря 2003 г. и ФЗ от 21 июля 2004 г.) проблематичным становится признание незаконного формирования вооруженным в случае владения его членами только гражданским гладкоствольным огнестрельным оружием, его основными частями и боеприпасами к нему, а также газовым и холодным (включая метательное) оружием. С учетом положений указанного Постановления нельзя рассматривать в качестве вооруженности незаконного вооруженного формирования владение его членами и (или) наличие в его арсенале только пневматического оружия и (или) газового оружия со слезоточивыми и раздражающими веществами. Наличие у членов незаконного формирования макетов оружия или непригодного к целевому применению оружия не образует признака вооруженности такого формирования. Не образует признака вооруженности незаконного формирования владение его членами предметами, обладающими свойствами оружия или используемыми в качестве оружия. Следовательно, под вооруженностью незаконного вооруженного формирования понимается наличие у его членов (всех или большинства) любого оружия, которое является предметом составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот оружия. При этом не имеет значения, заводского или самодельного изготовления, отечественного или иностранного производства все эти виды вооружения. В перечень вооружения, кроме того, входит оружие массового поражения (в том числе ядерные и радиоактивные материалы) и тяжелое вооружение (крупнокалиберные пулеметы, гранатометы, минометы, артиллерийские орудия, ракетные установки, зенитные комплексы, а также боевая техника — БТР, БМП, танки, самолеты, вертолеты, боевые катера и т. п.). Владение членами незаконного формирования неисправным или учебным оружием будет являться признаком вооруженности для данного формирования лишь в том случае, если такое оружие имело пригодные для использования комплектующие детали либо члены формирования собирались привести его в пригодное состояние и совершили для этого определенные действия. Федеральным законом N 92 от 25 июня 1998 г. было внесено дополнение в диспозицию ст. 222 УК РФ, согласно которому установлена ответственность за незаконный оборот основных частей оружия. Однозначного ответа на вопрос, является ли владение членами незаконного формирования основными частями оружия признаком его вооруженности, нет. Определяющими критериями в подобных ситуациях должны выступать способность формирования с имеющимся вооружением провести операцию по типу боевой, а также является ли данное вооружение (основные части оружия) единственным в формировании или имеется иное оружие. При расследовании конкретных уголовных дел вопрос вооруженности может быть решен только с учетом всех обстоятельств дела и заключений соответствующих (баллистических) экспертиз, которые назначаются в случае необходимости в уголовно-процессуальном порядке. В противном случае возможны ошибки в квалификации, чреватые безнаказанностью виновных либо произволом правоохранительных органов. Несоответствие понятийного аппарата, используемого в Законе «Об оружии», уголовно-правовым терминам и дефинициям, используемым в УК относительно оружия и его видов, очевидно. Анализ норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за незаконный оборот оружия, позволяет сделать вывод о том, что понятие и виды оружия в уголовном праве отнюдь не ограничиваются устройствами и предметами, понятие и виды которых содержатся в Федеральном законе «Об оружии». Попытки применения Закона «Об оружии» применительно к задачам уголовного права неизбежно приводят к неустранимым противоречиям, нестыковкам <1>. ——————————— <1> Шарапов С. Н. Указ. соч.
Несмотря на то что отраслевое законодательство имеет в виду только обычное оружие, представляется, что уголовное право должно исходить из более широкого понятия оружия, включая в него как обычное оружие, так и боевое огнестрельное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, а также оружие массового поражения. Это обусловлено прежде всего тем, что боевое огнестрельное оружие и оружие массового поражения полностью исключено из гражданского оборота, состоит на вооружении Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, имеет исключительно боевое предназначение; его оборот не регламентируется отраслевым законодательством об оружии. Такой подход находит отражение и в правоприменительной практике. Необходимо, на наш взгляд, выработать более широкое толкование оружия как собирательного понятия, включающего в себя обычное оружие (по Федеральному закону «Об оружии») и оружие массового поражения «от автомата до баллистической ракеты». Понятие оружия в уголовном праве должно быть единым и унифицированным применительно ко всем статьям Уголовного кодекса и должно включать в себя как обычное оружие, так и оружие массового поражения. Следует отметить, что вполне допустимо использование оружия массового поражения в качестве предмета вооруженности незаконных вооруженных формирований. И на практике такие примеры уже встречаются. Достаточно вспомнить бандформирования Басаева, Радуева и др.
——————————————————————