Внешнеэкономическая сделка как объект административного правонарушения в области таможенного дела
(Косицина Л. А.) («Таможенное дело», 2010, N 1)
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СДЕЛКА КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Л. А. КОСИЦИНА
Косицина Л. А., доцент кафедры экономики и финансового права Омского юридического института, кандидат юридических наук.
В современном обществе с точки зрения экономических и политических интересов внешнеэкономическая деятельность является одной из ключевых. Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, «самоизоляция — это путь в тупик». Необходимо продолжать процесс интеграции в мировую экономику, активизировать действия во внешнеэкономической политике <1>. Россия ставит перед собой задачу взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, наряду с этим она готова содействовать своим компаниям в повышении эффективности и выходу на новые рынки. ——————————— <1> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. 6 нояб.
При этом не будет преувеличением утверждение, что взаимовыгодная торговля тесно связана с информацией о потенциальном партнере, для чего необходима своего рода «презентация» государства, причем не только в области торговли, но и в сфере науки, культуры. Для регулирования отношений, возникающих в процессе обмена и торговли товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности между государствами, необходим четко определенный на законодательном уровне понятийный аппарат. В научной литературе не раз возникали дискуссии по поводу различных ключевых понятий, используемых как в международном частном праве, так и в таможенном праве, например «участник ВЭД» и «внешнеэкономическая сделка» <2>. Отсутствие законодательно закрепленного понятия «внешнеэкономическая сделка», отвечающего современным требованиям рынка, создает проблемы при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности при нарушении ими таможенного законодательства. ——————————— <2> См.: Федосеева Г. Ю. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая сделка» // Журнал российского права. 2002. N 12; Канашевский В. А. Понятие внешнеэкономической сделки в российском праве, доктрине и судебно-арбитражной практике // Журнал российского права. 2008. N 8.
Согласно таможенному законодательству все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю <3>. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет российское лицо, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось на основании внешнеэкономической сделки; иное лицо, если такая сделка не заключалась <4>. При этом в тех случаях, когда в основе действий российской стороны лежит внешнеторговая сделка, необходимость определения или корректировки понятия «внешнеэкономическая сделка» в большинстве случаев не возникает. Другое дело, когда предметом спора является, например, договор о ввозе картин для организации выставки на территории Российской Федерации <5>. Суды в подобном случае не признают договор внешнеэкономической сделкой, несмотря на то что сторонами являются российское и иностранное юридические лица. При этом суды делают упор на отсутствие коммерческого характера сделки, т. е. цены сделки (даже при наличии оплаты услуги по организации выставки). ——————————— <3> См.: ст. 14 ТК РФ. <4> См.: ст. 16 ТК РФ. <5> См.: дело N 77-140/08 // Архив Омского областного суда.
Действительно, процесс внешнеэкономического сотрудничества прежде всего связан с торговым оборотом, а значит, с заключением договоров. Основу любого договора составляют равные права и возможности сторон, в том числе и выбор права, которое подлежит применению к договору (ст. 1210 ГК РФ), дающее, по мнению судов, основание иностранному представителю иностранного юридического лица оформить ввозимое как собственный багаж, а это в нашем случае ни много ни мало более полусотни картин XVII — XXI вв. (остается позавидовать представителю). Однако если речь идет о внешнеэкономической сделке, то кроме интересов сторон следует учитывать интересы государства, так как согласно п. «ж», «к», «л» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, валютное регулирование и вопросы внешней политики относятся исключительно к ведению Российской Федерации. Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 7-П, публично-правовые таможенные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу товаров, непосредственно связаны с имущественными отношениями, с участием как зарубежных, так и российских контрагентов, на которых возложено обеспечение соблюдения таможенных требований. При этом исполнение таможенных обязанностей, публично-правовых по своему характеру, во многом зависит от исполнения имущественных обязательств соответствующих контрагентов. При этом забота о выборе контрагента и обеспечение выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежат на российской стороне, она отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов <6>. Таким образом, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, можно говорить о виновности в недекларировании или недостоверном декларировании российского юридического лица даже вне зависимости от того, признает суд вышеописанную сделку внешнеэкономической или нет. ——————————— <6> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс», «Невско-балтийская транспортная компания» // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409.
Однако вернемся к понятию «внешнеэкономическая сделка». В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) <7>. ——————————— <7> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
Некоторые ученые предлагают свое толкование понятия внешнеэкономической сделки, основываясь на гражданском законодательстве Российской Федерации <8>. При этом отмечается, что главным признаком внешнеэкономической сделки является факт нахождения сторон сделки на территории разных государств. ——————————— <8> См.: Халипов С. В. Настольная книга таможенного брокера. М.: Юриспруденция, 2007. С. 47 (внешнеэкономическая сделка — это действия граждан и (или) юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере внешнеэкономической деятельности, т. е. в сфере международного обращения товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); Коник Н. В. Таможенное дело: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008; Таможенное право: Учебник / Отв. ред. О. Ю. Бакаева. М.: Норма, 2008 (внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью).
Другие полагают, что основным критерием является предпринимательский, коммерческий характер сделки, из состава внешнеэкономических, по их мнению, необходимо исключить сделки бытового характера (договор дарения) <9>. ——————————— <9> См.: Федосеева Г. Ю. Указ. соч.
Третьи считают, что ключевым в толковании понятия «внешнеэкономическая сделка» является термин «международная коммерческая сделка». Обязательным условием осуществления международной коммерческой сделки называют ее заключение с иностранным партнером. При этом основываются на Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи (Венской конвенции) и Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров. Согласно Венской конвенции международная коммерческая сделка — это договор (соглашение) между двумя или несколькими организациями, находящимися в разных государствах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный характер договора вытекает из того, что сторонами (субъектами) выступают коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах. Так, договор не будет считаться международным, если он заключен между субъектами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства. В то же время договор признается международным, если он заключен между субъектами одной государственной (национальной) принадлежности, но их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств <10>. ——————————— <10> См.: Коник Н. В. Указ. соч. С. 171 — 172.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <11> внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она является одним из направлений внешнеэкономической деятельности, которая наряду с внешней торговлей, где в основе действительно находится коммерческая сделка, включает также осуществление обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. ——————————— <11> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) <12>. ——————————— <12> Толковый словарь таможенного права / Под ред. проф. А. Н. Козырина. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2006. С. 43.
Кроме того, Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусматривает внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям <13>. Согласно этому же Закону юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям, обязаны вести учет операций по перемещению таковых <14>. Более того, Таможенная конвенция A. T.A. для временного ввоза товаров разделяет внешнеэкономическую деятельность на международную коммерческую и культурную деятельность <15>. Стамбульская конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. <16> определяет порядок временного ввоза для организации и проведения выставок, в том числе и с благотворительной целью. То есть в понятие «внешнеэкономическая деятельность» следует включать и культурную деятельность, к которой относится ввоз товаров для выставок, а договор, на основе которого такой ввоз возможен, является внешнеэкономическим. ——————————— <13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718. <14> См.: Приказ Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 г. N 117 // БНА РФ. 2008. N 24. <15> Таможенные ведомости. 1996. N 1. <16> Таможенные ведомости. 1996. N 2.
Таким образом, необходимо дополнить Таможенный кодекс Российской Федерации определением внешнеэкономической сделки, которое, по нашему мнению, должно быть сформулировано следующим образом: «Внешнеэкономическая сделка — это договор, заключенный между резидентом и нерезидентом, находящимся за пределами таможенной территории Российской Федерации, на возмездной или безвозмездной основе, по поводу перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности».
——————————————————————