Проблемные вопросы в законодательстве о статусе военнослужащих, о воинской обязанности и военной службе, требующие разрешения

(Трофимов Е. Н.)

(«Закон и армия», 2005, N 6)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., помощник начальника Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища военного института по правовой работе, начальник юридической службы, подполковник юстиции.

1. Обеспечение жильем военнослужащих

После принятия нового Жилищного кодекса, который вводится в действие с 1 марта 2005 года, внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в части обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и граждан, уволенных с военной службы, не имеющих на сегодняшний день жилья для постоянного проживания, остались непрописанными порядок и условия обеспечения жильем указанной категории граждан.

Так, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, получившие жилье до 1 марта 2005 года, сохраняют право приватизации жилья на существующих условиях до 1 января 2007 года, то есть сохраняют возможность оформить в собственность полученное жилье бесплатно.

Молодые офицеры, пожелавшие участвовать в ипотечной системе обеспечения жильем, в соответствии с законодательством также получат жилье в собственность.

Приобретение жилья военнослужащими, подлежащими увольнению по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 10 лет и более, путем участия в программе «Государственные жилищные сертификаты» также предполагает для них право собственности на приобретенное жилье.

Остается не прописанным в законодательстве порядок обеспечения жильем самой многочисленной группы военнослужащих, которые на сегодняшний день (до 1 марта 2005 года) не имеют жилья для постоянного проживания.

Из анализа действующего законодательства следует, что эта категория военнослужащих помимо указанных выше способов обеспечения жильем (получение ГЖС и участие в ипотечной системе) сохраняет право получения жилья на условиях социального найма. Но такое положение ставит их в неравные условия по сравнению с теми, кто получил жилье (получил ордер) до 1 марта 2005 года, так как в соответствии со статьей 60 нового Жилищного кодекса жилье по договору социального найма передается гражданину во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом, и не предполагает возможность получения его в собственность. Указанное является существенным ущемлением прав сегодняшних военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не имеющих жилья.

Разрешение такой несправедливости возможно путем дополнения пункта 1 статьи 60 нового Жилищного кодекса после слов «установленных настоящим Кодексом» выражением «если иное не установлено настоящим Кодексом», а пункт 1 статьи 65 Жилищного кодекса дополнить абзацем следующего содержания: «Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право передать нанимателю предоставленное жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством». При этом в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотреть порядок передачи в собственность жилья, предоставленного военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 10 лет и более.

Эту проблему можно решить и более простым способом:

— путем непосредственной передачи в собственность жилья, предоставляемого военнослужащему или гражданину, уволенному (увольняемому) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющему общую продолжительность военной службы 10 лет и более.

Таким образом, сохранение права на получение в собственность предоставляемого жилья всеми категориями военнослужащих и граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющему общую продолжительность военной службы 10 лет и более является существенным условием социальной защиты военнослужащих и их прав, гарантированных статей 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

2. О правовом статусе военнослужащих постоянного состава (командный и преподавательский состав) высших военных образовательных учреждений Министерства обороны и проблемах их укомплектования

В течение всего периода существования Вооруженных Сил Советского Союза, а потом и Вооруженных Сил Российской Федерации прохождение военной службы офицерами в высших военных образовательных учреждениях Министерства обороны было более престижным, чем прохождение службы в частях и соединениях Вооруженных Сил, и предполагало более высокий уровень денежного довольствия (в том числе за счет более высоких тарифных разрядов), а также возможность получить воинское звание на ранг выше, чем в частях и соединениях Вооруженных Сил.

Благодаря этому военно-учебные заведения Министерства обороны комплектовались наиболее профессионально подготовленными и квалифицированными офицерскими кадрами.

Сегодня обстановка изменилась: существовавшие ранее преимущества для офицеров, проходящих военную службу в военно-учебных заведениях Министерства обороны, утрачены, и проблема укомплектования военных ВУЗов остра как никогда.

В связи с увеличением денежного довольствия в частях постоянной готовности эта проблема еще более обострилась. Особенно это характерно для первичных офицерских должностей. Так, на сегодняшний день должности командиров взводов укомплектованы кадровыми офицерами лишь в частях постоянной готовности, следовательно, военный ВУЗ может получить командиров взводов для курсантских подразделений лишь с этих частей. Но в случае такого перевода офицер теряет в размере денежного довольствия почти в два раза. На такое не многие соглашаются. И это закономерно. Указанное приводит к тому, что офицерские должности в военных ВУЗах недоукомплектованы, а качество подготовки тех, кто все же соглашается проходить службу в военных ВУЗах, не соответствует современным требованиям.

Все это отражается на качестве подготовки курсантов — будущего наших Вооруженных Сил.

Эту проблему можно было бы разрешить путем увеличения размера денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в военных ВУЗах, до уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в частях постоянной готовности. При этом указанную проблему можно было бы решить и без существенного увеличения финансовых затрат со стороны Министерства обороны за счет изменения существующего «аморфного» правового статуса курсантов после заключения ими контракта.

3. О правовом статусе курсантов военных ВУЗов после заключения ими контракта

Если правовой статус курсантов военных ВУЗов до заключения ими контракта более или менее определен (они в полном объеме имеют статус военнослужащих по призыву), то правовое положение курсантов военных ВУЗов после заключения контракта имеет много противоречий. Так, в соответствии с действующим законодательством правовой статус курсанта после заключения контракта сочетает в себе как права и обязанности военнослужащего по призыву, так и права и обязанности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. При этом в законодательстве о воинской обязанности и военной службе и о статусе военнослужащих с учетом особенностей правового статуса курсантов они не выделены в отдельную категорию. Таким образом, сохраняя в большей части права и обязанности военнослужащих по призыву в течение всего периода обучения, курсанты по контракту получают денежное довольствие гораздо большее, чем денежное довольствие военнослужащего по призыву. При этом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы срок обучения в военном ВУЗе засчитывается в срок военной службы по призыву как два к одному. Следовательно, срок военной службы по призыву два года равняется четырем годам обучения в военном ВУЗе.

Отсюда логично было бы заключать контракт с курсантами после 4 лет обучения. А высвободившиеся при этом денежные средства (за счет того, что размер денежного довольствия до заключения контракта будет гораздо меньше, чем получает курсант после заключения контракта) направить на увеличение денежного довольствия офицеров постоянного состава военных ВУЗов, что позволит решить проблему с укомплектованием должностей.

Все изложенное выше возможно решить путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, четко определив правовой статус курсантов военных ВУЗов.

——————————————————————