Идите, граждане, служить — будете в квартирах жить! (Об обязанности предоставления военнослужащим служебных жилых помещений в виде отдельной квартиры)
(Гореликов В. В.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2005, N 10)
ИДИТЕ, ГРАЖДАНЕ, СЛУЖИТЬ — БУДЕТЕ В КВАРТИРАХ ЖИТЬ!
(ОБ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ СЛУЖЕБНЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ВИДЕ ОТДЕЛЬНОЙ КВАРТИРЫ)
В. В. ГОРЕЛИКОВ
Гореликов В. В., помощник начальника 518-ой Центральной авиационно-технической базы ВВС по правовой работе, старший лейтенант юстиции.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в том числе в ст. 15 данного Закона, вступившие в силу с 1 января 2005 г. Так, в ранее действовавшей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривалось: «Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (выделено мной. — В. Г.) по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)».
Пункт 1 ст. 15 вышеназванного Закона в новой редакции установил: «Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (выделено мной. — В. Г.) по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ ОБЩЕЖИТИЯ (выделено мной. — В. Г.). При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Таким образом, если ранее государство устанавливало гарантию на предоставление военнослужащим в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место военной службы жилых помещений для постоянного проживания, то с 1 января 2005 г. в этот срок военнослужащим должны быть предоставлены только служебные жилые помещения, т. е. помещения для временного проживания.
Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно вопроса о предоставлении служебных жилых помещений, необходимо уточнить, что является жилым помещением. Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) дает исчерпывающий перечень помещений, относящихся к жилым. Так, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При этом жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Предоставление служебных жилых помещений осуществляется по правилам ст. 104 ЖК РФ, которой определено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Важным представляется то, что ЖК РФ (в отличие от ранее действовавшего ЖК РСФСР) сформулировал данное положение в императивной норме (так, ст. 101 ЖК РСФСР 1983 г. предполагала возможность предоставления служебного жилого помещения и не в виде отдельной квартиры).
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом под помещениями вспомогательного характера (по мнению автора) следует понимать кухни, санузлы, ванные комнаты, внутренние тамбуры и т. д.
Таким образом, ст. 104 ЖК РФ ограничивает право органов военного управления предоставлять в качестве служебного жилого помещения комнату в коммунальной квартире или часть квартиры. Но не менее важным (по мнению автора) является следующее положение: военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 1998 г., должны предоставляться именно служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры, а не жилое помещение в общежитии. Статья 92 ЖК РФ определяет, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях и т. д. Жилые помещения специализированного жилищного фонда (к которым и относятся вышеуказанные категории жилья) предоставляются отдельным категориям граждан, которые определены законодательством и могут устанавливаться органами государственной власти России, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Так, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет категории граждан-военнослужащих, которым предоставляются специализированные жилые помещения. Исходя из смысла норм данного Закона военнослужащим могут предоставляться как общежития, так и служебные жилые помещения, однако именно в этой части имеются существенные противоречия.
Так, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает: «Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (выделено мной. — В. Г.) по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь…»
В то же время: «Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ ОБЩЕЖИТИЯ (выделено мной. — В. Г.). При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Таким образом, можно обоснованно полагать, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), могут предоставляться и общежития (на первые пять лет военной службы), а военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 1998 г., должны предоставляться только служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры. Кроме того, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы:
— военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Помимо этого, служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует не без оснований утверждать, что те категории военнослужащих, которые имеют право на предоставление служебных жилых помещений, и совместно проживающие с ними члены их семей должны проживать в служебных жилых помещениях, предоставленных им в виде отдельной квартиры.
Однако пп. 3, 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливают несколько иное:
«3. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ, ИЛИ ОБЩЕЖИТИЯ (выделено мной. — В. Г.)…
4. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим — гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ ОБЩЕЖИТИЯ (выделено мной. — В. Г.). В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи».
На взгляд автора, имеются противоречия между п. 3 и п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 той же статьи. Однако по юридической силе данные нормы равны и по сложившейся практике, в том числе в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, военнослужащим предоставляются общежития.
Тем не менее как в п. 3, так и в п. 4 ст. 15 вышеназванного Закона четко определены категории военнослужащих, которым должны предоставляться либо служебные жилые помещения, либо жилые помещения в общежитиях. Это военнослужащие, прибывшие на новое место службы (п. 3), военнослужащие, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющиеся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащие, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения (п. 4).
Системный анализ п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет прийти к выводу, что норма, установленная п. 3 ст. 15 в отношении военнослужащих — граждан Российской Федерации, прибывших на новое место военной службы, должна распространяться только на военнослужащих — граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что если военнослужащий не подпадает под вышеуказанные категории, то он и члены его семьи должны обеспечиваться именно служебными жилыми помещениями в виде отдельной квартиры. Поэтому, к примеру, молодому лейтенанту, назначенному на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам его семьи должна быть предоставлена служебная квартира. К этой категории следует относить соответственно военнослужащих, которые должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Если же этого лейтенанта через год, предположим, переведут на другое место службы, тогда в соответствии все с тем же п. 3 ст. 15 названного Закона его могут обеспечить жилым помещением и в общежитии, хотя п. 1 ст. 15 обязывает предоставлять служебное жилое помещение, и не позднее трехмесячного срока.
На практике, разумеется, в большинстве случаев офицеров размещают по принципу: где придется и как придется. И зачастую получение комнаты в обветшалой «общаге» по прошествии 2 — 3 лет ожидания на семью из 4 человек (а то и больше) является огромной радостью, так как это лучше, чем кладовая в казарме. Но хотелось бы напомнить, что право на судебную защиту своих прав еще никто не отменял.
——————————————————————