Социальная справедливость в информационном обществе: проблема цифрового равенства
(Данилов Н. А.) («Информационное право», 2012, N 2)
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОГО РАВЕНСТВА
Н. А. ДАНИЛОВ
Данилов Никита Аркадьевич, стажер — исследователь научно-учебной лаборатории по информационному праву Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ).
Рецензент: Богдановская Ирина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук.
В статье исследуются причины цифрового неравенства в современных государствах, опыт зарубежных государств в сфере обеспечения цифрового равенства. Учитывая, что в постиндустриальных государствах значительное количество публичных услуг оказывается при помощи информационно-коммуникационных технологий, а информация о деятельности публичных органов предоставляется в электронной форме, отсутствие у граждан доступа к информационно-коммуникационным технологиям приводит к неравенству прав граждан. В этой связи рядом государств принимаются как правовые, так и социально-экономические меры, направленные на обеспечение цифрового равенства. На примере зарубежных государств исследуются методы, позволяющие устранить или минимизировать цифровое неравенство.
Ключевые слова: цифровое равенство, электронное государство, социальное государство, постиндустриальное государство, информационно-коммуникационные технологии.
Social justice in informational society: problem of digital equality N. A. Danilov
The author of the article provides the research of the reasons of digital divide. The author also analyzes experience of foreign countries in the sphere of digital divide elimination. In postindustrial states a significant number of public services is provided by the means of information and communication technologies. Information regarding activities of public bodies is provided by electronic means. Therefore, lack of access to information and communication technologies leads to inequality of citizens’ rights. In order to overcome inequality and digital divide different countries take legal, social and economic measures. The author analyzes measures that are taken by foreign countries.
Key words: digital equality, electronic state, social state, post-industrial state, informational-communication technologies.
Проблема цифрового равенства в информационном обществе. Невозможность использования информационно-коммуникационных технологий всеми гражданами приводит к проблеме так называемого цифрового неравенства, при котором значительная часть населения лишается возможности получать доступ к информации о деятельности публичных органов, получать дистанционный доступ к публичным услугам, выражать свое мнение по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий. Учитывая, что постиндустриальные государства стремятся оказывать публичные услуги при использовании Интернета, предоставляют доступ к информации о деятельности органов государственной власти через веб-сайты, наличие доступа к Интернету у одних граждан и отсутствие такого доступа у других ведут к неравенству прав граждан на доступ к информации и на получение услуг. Отсутствие доступа к информационно-коммуникационным технологиям приводит не только к неравноправию граждан, но представляет собой неудобство для современного государства. Как справедливо отмечается исследователями электронного государства, все преимущества электронного государства не могут быть реализованы до тех пор, пока достаточное количество граждан не станет использовать информационно-коммуникационные технологии для получения информации, услуг и выражения собственного мнения <1>. ——————————— <1> Darrell M. West. Digital Government: Technology and Public Sector Perfomance. Princeton University Press, Princeton and Oxford, 2007. P. 30, 231.
В отсутствие развитых электронных сетей и наличия доступа к информационно-коммуникационным технологиям у большинства граждан государственному аппарату приходится содержать одновременно две системы: ресурсную, состоящую из человеческих ресурсов, традиционной инфраструктуры (офисов государственных органов, систем бумажного документооборота и др.), а также цифровую, подразумевающую использование информационно-коммуникационных технологий. Целью данной статьи является исследование опыта зарубежных государств в сфере устранения цифрового неравенства. Несмотря на широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в мире, в большом количестве государств, в том числе относимых к развитым, сохраняется значительное количество людей, не пользующихся данными технологиями по тем или иным причинам. Среди причин цифрового неравенства среди граждан можно выделить необеспеченность граждан информационно-коммуникационными технологиями; формирование на сайтах разделов с ограниченным использованием, доступ к которым предоставляется только после внесения определенной платы (получение доступа к информации на возмездной основе); невозможность использования информационно-коммуникационных технологий гражданами с ограниченными возможностями; незнание пользователями информационно-коммуникационных технологий языка, на котором предоставляется информация. Социально-экономические способы обеспечения цифрового равенства. Формирование и развитие электронного правительства возможны только при устранении цифрового неравенства. Такое устранение может быть достигнуто только в социальном государстве, обеспечивающем равный доступ граждан к информационно-коммуникационным технологиям, которые позволяют оказывать значимые социальные услуги, а также обеспечивающем равный доступ граждан к праву на доступ к информации о деятельности публичных органов. Атрибутивными признаками социального государства являются социальное равенство (заключающееся прежде всего в равном доступе граждан к наиболее значимым благам и услугам), социальное обеспечение (заключающееся в социальной поддержке граждан, по объективным причинам не могущих себя обеспечить) и общее развитие благосостояния (целью которого является прежде всего устранение социального неравенства). В случае если доступ к информационно-коммуникационным технологиям значительного количества граждан ограничен, остальные граждане получают необоснованные преимущества в получении благ и публичных услуг; государство поддерживает инициативы только тех граждан, которые обладают доступом к информационно-коммуникационным технологиям; не имеющие доступа к информационно-коммуникационным технологиям граждане лишаются субъективного права на доступ к информации. Для установления цифрового равенства государство может использовать различные методы: устанавливать точки доступа к информационно-коммуникационным технологиям в публичных местах (библиотеках, школах, университетах, государственных учреждениях), проводить информационное просвещение граждан (издавать буклеты, организовывать лекции и др.). В различных государствах проблема цифрового неравенства решается по-разному. Так, например, США пошли по пути устранения неравенства между различными социальными группами населения. С целью вовлечения женщин в работу Агентство национальной безопасности США предоставляет им возможность участвовать в программах непрерывного обучения, разработало специальные социальные программы по уходу за детьми, заключает трудовые договоры, предполагающие гибкий рабочий график, предоставляет абонементы в спортивные центры. Введение данных мер привело к тому, что женщины составляют в Агентстве более 41% ученых в сфере компьютерных технологий, более 31% математиков, более 11% инженеров (что составляет уровень, намного превышающий средний уровень по США) <2>. ——————————— <2> Holmes Douglas. eGov. eBusiness Strategies for Government. Nicholas Brealey Publishing. London, 2001. P. 238 — 239.
Для устранения цифрового неравенства между пожилыми людьми, традиционно меньше пользующимися цифровыми технологиями, и молодым поколением в США действует социальная программа «Поколения онлайн» <3>. Данная программа направлена на самообучение пожилых пользователей (целевой аудиторией данной программы являются прежде всего граждане, достигшие 65 лет). Она предполагает предоставление пожилым людям адаптированного программного обеспечения на простом английском языке, содержащего пошаговые инструкции для индивидуального и группового обучения. Доступ к программному обеспечению предоставляется в библиотеках, домах престарелых, жилых комплексах для престарелых людей, центрах для пожилых <4>. ——————————— <3> URL: http://www. generationsonline. com/. <4> Holmes Douglas. eGov. eBusiness Strategies for Government. Nicholas Brealey Publishing. London, 2001. P. 240.
Отдельные штаты также принимают ряд мер, направленных на устранение цифрового неравенства. К примеру, в штате Пенсильвания две недели в году при покупке компьютеров не взимаются налоги с покупок, что обеспечивает бум продаж компьютерной техники <5>. ——————————— <5> Там же.
В Чехии действует специальная социальная программа «Персональные компьютеры против барьеров», целью которой является обучение информационным технологиям инвалидов для их последующего трудоустройства и ресоциализации. Программа осуществляется на базе государственно-частного партнерства между Министерством труда Чехии и корпорацией «Майкрософт». Министерство помогает прошедшим курс обучения инвалидам в трудоустройстве в сфере информационных технологий, тогда как «Майкрософт» осуществляет поддержку путем предоставления денежных средств, программного обеспечения и оборудования. Более двух третей прошедших обучение инвалидов находят впоследствии работу, преимущественно становясь специалистами в сфере программного обеспечения <6>. ——————————— <6> Holmes Douglas. eGov. eBusiness Strategies for Government. Nicholas Brealey Publishing. London. 2001. P. 240.
Выше были описаны причины и последствия цифрового неравенства, а также социально-экономические методы, принимаемые различными государствами с целью их устранения. Представляется, что цифровое неравенство может быть устранено только в социальном государстве, принимающем комплекс социально-экономических мер, направленных на обеспечение равного доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям, услугам, оказываемым при помощи информационно-коммуникационных технологий, а также к информации о деятельности публичных органов. Отсутствие доступа к информационно-коммуникационным технологиям в современном государстве, оказывающем услуги и предоставляющем информацию в электронной форме, влечет за собой неравенство прав граждан, таким доступом обладающих, и граждан, по тем или иным причинам не обладающих возможностью пользоваться такими технологиями.
——————————————————————