Информатизация: опыт государственно-правового регулирования
(Ковалева Н. Н.) («Информационное право», 2012, N 2)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Н. Н. КОВАЛЕВА
Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.
Рецензенты: Мацкевич И. М., проректор по науке МГЮА, доктор юридических наук, профессор; Кабанова И. Е., преподаватель МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются понятие и характерные особенности процесса информатизации и его государственно-правового регулирования.
Ключевые слова: информатизация, информационное пространство общества, государственная политика в сфере информатизации.
Informatization: experience of state-law regulation N. N. Kovaleva
The article considers concept and typical peculiarities of process of informatization and its state-law regulation.
Key words: information, society information field, state policy in information sphere.
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних, объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера. Процесс информатизации — это процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное определение дает основание сделать вывод, что информатизация не является совершенно новой предметной сферой правового регулирования. Информация, средства связи, научно-технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права <1>. ——————————— <1> Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право. URL: http://www. fact. ru/num05/batchilo. html.
В процессе информатизации общества глубоко трансформируется и активизируется интеллектуальный потенциал социосферы, что позволяет говорить еще об одной закономерности информатизации — интеллектуализации общества. В результате этого совокупное общественное сознание не просто повышается, а приобретает новое качество — опережение бытия сознанием. Именно в этом состоит социально-философский аспект информатизации, и именно здесь скрыты потенциально огромные возможности для социальной мотивации людей, для рационализации государственного управления на основе социальной приоритетности, эффективного использования информационных ресурсов и технологий <2>. ——————————— <2> См. подробнее: Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере: Монография. Саратов: КУБиК, 2011. С. 4 — 9.
Информатизация государственного влияния в области экономики, в свою очередь, связана и с уяснением парадигмы развития самого государства. Необходимо определить ответы на вопросы: ослабевает или усиливается роль государства в условиях информационной революции, как проявляет себя регулирующая роль государства в информационном обществе относительно столь сложной системы, как экономика, при информатизации современного рынка и интернационализации всех ее компонентов: науки, производства, обмена, всех видов ресурсов под влиянием информатики? Представляется, что должен идти поиск адаптации современного государства к новым условиям информационной среды. В этом процессе одни механизмы государства будут ослабевать или исчезать, другие — усиливаться или возникать как новые. История правового регулирования процесса информатизации в России начиналась еще в 60-е годы XX в., когда 6 марта 1966 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления» <3> и работам по созданию и внедрению автоматизированных систем управления был придан статус приоритетных. За период 1971 — 1975 гг. было внедрено 2364 автоматизированные системы управления разных классов <4>. ——————————— <3> Орлов Е. И. Информатизация ЦК КПСС // Информационные ресурсы России. 2005. N 6. С. 34 — 37. <4> См.: Орлов Е. И. Информатизация высших органов государственной власти. М.: Информиздат, 2007. С. 55.
В настоящее время разработка автоматизированных информационных систем в различных областях государственного и муниципального управления по-прежнему является одной из приоритетных задач. В 90-е годы XX столетия, когда быстро развивающийся Интернет активизировал процессы глобализации, начался новый этап информатизации, главной целью которой становится создание информационного общества. Следует отметить, что в настоящее время активно реализующаяся административная реформа в значительной мере повлияла на правовое регулирование процесса информатизации. В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р <5>, цели и задачи обозначаются, в частности, как повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для достижения этих целей в 2008 г. на федеральном уровне и в регионах страны осуществлялись разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов) в органах исполнительной власти. К 2010 г. предполагалось оказание практически всех государственных услуг в электронной форме. Электронные административные регламенты, впервые упомянутые в рассматриваемой Концепции, представляют собой абсолютно новый класс информационных систем с точки зрения права. ——————————— <5> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг.» (с изм. на 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 46. Ст. 4720.
В рамках Концепции административной реформы в РФ в 2006 — 2010 гг. была проведена большая работа по созданию и внедрению электронных административных регламентов, или, другими словами, электронных государственных услуг. В целом опыт был признан удачным, о чем говорит распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 872-р «О перечне государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)» <6>, предписавшее обязательный переход на электронную форму для 46 видов основных государственных услуг к началу 2011 г. Н. И. Соловяненко приходит к выводу, что в нормативных документах РФ государственные услуги с использованием телекоммуникационных технологий последовательно позиционируются как совокупность не только технологических, экономических, финансовых, организационных, но и в значительной степени юридических взаимоотношений <7>. ——————————— <6> Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 872-р «О перечне государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 26. Ст. 3259. <7> Соловяненко Н. И. Правовые основы оказания государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов XVII международной научной конференции 20 — 21 мая 2008 г. М.: Академия управления МВД России, 2008.
Мировой опыт показывает, что территориальная целостность государства и его национальное единство невозможны без формирования целостного и единого информационно-коммуникационного пространства. Этот тезис весьма актуален для России. Большие пространственные масштабы, сложность территориально-административного устройства, трехуровневый характер управления делают чрезвычайно актуальной проблему целостности и связности системы информационно-коммуникационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечается в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р <8>, в результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики России проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться. ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 46. Ст. 6026; 2011. N 22. Ст. 3173; N 51. Ст. 7543; 2012. N 4. Ст. 514.
Информационная поддержка укрепления и развития российской демократической государственности прежде всего в соответствии с вышеназванной Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» направлена на действенное информационное обеспечение функционирования основных институтов власти: Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации. Таким образом, государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
——————————————————————