Надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации
(Погребинская Л.)
(«Законность», 2008, N 3)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Л. ПОГРЕБИНСКАЯ
Погребинская Л., прокурор отдела прокуратуры Тюменской области.
Сегодняшние реалии диктуют необходимость концентрации прокурорского внимания в области масс-медиа, значение которых в жизни современного общества трудно переоценить. Свобода массовой информации выступает одной из весомых гарантий соблюдения и защиты любых прав человека.
Законодательно свобода массовой информации определена в качестве основополагающего принципа правового регулирования организации и деятельности СМИ. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.) информационная сфера не только представляет собой системообразующий фактор жизни общества, но и неразрывно связана с состоянием политической, экономической, оборонной, социальной и других составляющих информационной безопасности России, от обеспечения которой существенно зависит национальная безопасность РФ.
В таких обстоятельствах надлежащее исполнение законодательства о свободе массовой информации — безусловная необходимость для нормального (защищенного) функционирования государства. Решающую роль в обеспечении соблюдения законов о СМИ играет прокурорский надзор. Результаты осуществления этого направления прокурорской деятельности проявляются во всех сферах общественной жизни — будь то борьба с экстремизмом, защита охраняемой законом тайны, создание условий для нравственного и духовного развития несовершеннолетних и т. д.
Особую актуальность надзор за исполнением законодательства о СМИ приобретает в рамках обеспечения законности избирательных кампаний, поскольку о кандидатах, избирательных объединениях, их программах и т. д. избиратели узнают прежде всего из сообщений по телевидению и радио, печатных изданий и иных СМИ. Поэтому надлежащее обеспечение предусмотренного федеральным законодательством информационного равенства субъектов избирательного процесса оказывает прямое влияние на справедливость самих выборов.
Как свидетельствует практика надзорной деятельности, большинство нарушений закона в ходе выборов допускаются на стадии предвыборной агитации (например, такие нарушения составили практически половину из всех, выявленных органами прокуратуры Тюменской области в ходе выборов депутатов Государственной Думы предыдущего созыва) и во многом связано с несоблюдением правил использования средств массовой информации. Анализ практических результатов надзора, полученных в ходе обеспечения законности многочисленных избирательных кампаний по выборам органов власти всех уровней, позволяет конкретизировать эти нарушения и выделить в качестве главной причины некоторых из них спорные положения действующего законодательства.
В первую очередь это касается порядка изъятия тиража периодических печатных изданий. ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ об основных гарантиях) на избирательные комиссии возложен контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и обязанность принимать меры к устранению допущенных нарушений. В случае распространения агитационных материалов с нарушением требований Закона соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные и иные уполномоченные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. В свою очередь, правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, в том числе по изъятию подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов.
Необходимо отметить, что в свете ФЗ об основных гарантиях агитационными материалами помимо прочего признаются материалы, распространяемые в периодических печатных изданиях, т. е. в СМИ.
Изъятие тиража (или части тиража) периодического печатного издания осуществляется по особым правилам, определенным в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». А именно такое изъятие допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда. Это требование не продублировано ни в законах о выборах, ни в административном законодательстве, конкретизирующем процедуру изъятия, и, наверное, поэтому на практике игнорируется. Так, во время предыдущей кампании по выборам депутатов Государственной Думы первым заместителем прокурора Тюменской области вынесено постановление о возбуждении административного производства по ст. 19.1 КоАП («Самоуправство») в отношении члена избирательной комиссии Тюменской области, который помимо прочего произвел изъятие тиража газеты с незаконными агитационными материалами без вступившего в силу судебного решения. Нарушение порядка изъятия тиража печатного издания член избиркома объяснял незнанием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. Постановлением мирового судьи член избирательной комиссии признан виновным и подвергнут административному взысканию в виде предупреждения. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением районного суда это постановление признано законным и обоснованным, оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Устранить условия для подобных нарушений может конкретизация в избирательном законодательстве порядка изъятия незаконных агитационных материалов, размещенных в периодических печатных изданиях. Целесообразно уточнение этого порядка, например, так, как это закреплено в ст. 11 ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой в целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующего номера периодического издания, решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции СМИ, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли. При этом требуют уточнения и сроки принятия судебного решения, поскольку практика свидетельствует, что наиболее эффектные грязные агитационные материалы, как правило, используются незадолго до голосования. В этом случае даже при рассмотрении судом заявления об изъятии тиража печатного издания в пределах сокращенного срока, отведенного для рассмотрения избирательных споров, судебное решение, вступившее в силу непосредственно перед днем голосования, а то и после, зачастую становится бесполезным.
Совершенствование действующего законодательства — путь к исключению еще одного спорного момента предвыборной агитации. Согласно ФЗ субъекты избирательного процесса имеют право на предоставление бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, содержание, формы и методы которой зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе определять самостоятельно. Законом установлены случаи и порядок, когда государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны опубликовать или выдать в эфир эти агитационные материалы бесплатно на равных условиях. Возможность представителей СМИ редактировать эти материалы с точки зрения соблюдения субъектами предвыборной агитации установленных Законом запретов не предусмотрена. Ответственность же за размещение такой агитации действующим законодательством возлагается на редакцию, главного редактора, журналиста. На практике представители СМИ зачастую отказываются от опубликования (размещения) агитационных материалов, хотя и подлежащих обязательному бесплатному опубликованию (размещению), но содержащих нарушения закона. Так, прокуратурой Тюменской области по поручению Генерального прокурора РФ проведена проверка обращения руководителя фракции Государственной Думы о нарушениях прав кандидата К. на выборах главы города Тобольска, в том числе об отказе в опубликовании на бесплатной основе в городской газете агитационного материала кандидата. Проверкой установлено, что для публикации помимо прочего было представлено обращение депутата Государственной Думы, высказанное им в ходе местных выборов в поддержку кандидата К. Между тем согласно ФЗ об основных гарантиях на депутата Государственной Думы распространялся запрет на проведение предвыборной агитации в периодических печатных изданиях. Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание о кандидате физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, допускалась только в случае, если это мнение было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и при указании сведений о дате (периоде времени) этого обнародования и наименовании средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование. Помимо этого, ФЗ об основных гарантиях допускает использование в агитационных материалах положительных высказываний физического лица о кандидате только с письменного согласия этого физического лица. Требуемых Законом сведений в агитационных материалах кандидата К. не было. За распространение таких агитационных материалов в период подготовки и проведения выборов предусмотрена административная ответственность. Агитация была расценена и. о. главного редактора газеты как незаконная, кандидату К. отказано в предоставлении бесплатной печатной площади для ее опубликования. По результатам прокурорской проверки оснований для вмешательства не усмотрено.
Такие ситуации создают препоны в доступе к гарантированным Законом бесплатному эфиру или бесплатным печатным площадям. Во избежание подобных случаев целесообразно возложить ответственность за распространение через СМИ бесплатно размещаемых (публикуемых) агитационных материалов, не отвечающих требованиям Закона, непосредственно на зарегистрированного кандидата, избирательное объединение, зарегистрировавшее списки кандидатов.
——————————————————————