К вопросу о состоянии информационной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз
(Цибуля А. Н., Гордин В. А.) («Военно-юридический журнал», 2014, N 3)
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ
А. Н. ЦИБУЛЯ, В. А. ГОРДИН
Цибуля Алексей Николаевич, начальник кафедры Академии ФСО России (г. Орел), кандидат юридических наук, доцент.
Гордин Виктор Андреевич, курсант Академии ФСО России (г. Орел).
Статья посвящается оценкам угроз информационной безопасности государства в условиях разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: информация, информатизация, государственная и общественная безопасность, угроза информационной безопасности, органы государственной охраны.
On the issue of the state of informational security of the state in conditions of contemporary challenges and menaces A. N. Tsibulya, V. A. Gordin
The article is devoted to estimates of threats to information security of the state, in terms of intelligence and other activities of special services and organizations of foreign countries, as well as individuals, to the detriment of the national security of the Russian Federation.
Key words: information, informatization, state and security, threat of information security, authority of state security.
Сегодня информация является важнейшим источником развития личности, общества и государства в условиях интенсивной информатизации закономерностей общественных отношений. При этом информатизация — это прежде всего процесс не произвольный, а организуемый, управляемый. Под информатизацией понимается процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов <1>. Информатизация предполагает преобразование всего комплекса способов и условий развития информационных процессов общественных отношений, создание соответствующей технической базы и необходимого государственно-правового обеспечения. Можно согласиться, что процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной и правовой основы развития информационного общества <2>. В этой связи главными целями российского государства в сфере информатизации являются создание условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере с учетом важности информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России <3>. ——————————— <1> Большой юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2009. С. 264. <2> Подробнее об этом см.: Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие // СПС «Гарант». <3> Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170 «Об основах государственной политики в области информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст. 305; СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3096; 1997. N 3. Ст. 367; N 28. Ст. 3422.
В реализации указанных целей одно из ведущих мест занимают органы государственной охраны, которым законодатель определил в качестве основных задач: обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны; участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации <4>. ——————————— <4> Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 8 декабря 2011 г.). Ст. 13 // СПС «Гарант».
Учитывая важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России, ее вхождения в международное информационно-электронное пространство, безусловно, возникает необходимость совершенствования механизмов защиты интересов субъектов информации при передаче информации по международным каналам связи, а также защиты интересов общества и государства при распространении компьютерных технологий, связанных с попытками передачи интеллектуальных и творческих способностей человека внекомпьютерным системам. В целом же проблема обеспечения национальной безопасности в сфере информационных отношений вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан как России, так и мира. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, определено как внутренняя и внешняя потребность государства. Таким образом, угрозы безопасности всех потребностей государства следует рассматривать как деятельность, направленную против национальных интересов и стратегических национальных приоритетов государства. В современной действительности между государствами наблюдается устойчивый рост обострения противоречий, связанных с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, проблемами ядерного оружия и разоружением, в итоге возрастает уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз, в т. ч. и в информационной сфере. Следует отметить, что основными источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности являются разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба в первую очередь посредством возможностей в информационной сфере. При этом в условиях наращивания в мире процессов глобализации и формирования информационного общества информационный терроризм стал выступать в качестве самостоятельного фактора, способного угрожать национальной безопасности любой страны мира. Из этого следует, что безопасность — это состояние, при котором внешние и внутренние угрозы не достигают некоторого критического уровня, позволяющего говорить об угрозе жизненно важным интересам государства-общества-личности. На практике же говорят не о безопасности вообще (ибо абсолютная безопасность недостижима), а о конкретном ее уровне. Определение уровня безопасности, постановка задач органам власти по отражению угроз и информирование граждан о ситуации являются важнейшей функцией высшего эшелона государственной власти, конкретные механизмы осуществления которой зависят от конституционных устоев, политических традиций и т. п. Как было отмечено, примечательная особенность нынешнего периода развития общества и государственных институтов с точки зрения обеспечения национальной безопасности — переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится таким же важным ресурсом, как и материальные или энергетические ресурсы. При этом, в отличие от энергетических, информационные ресурсы являются собственностью, находятся в ведении соответствующих органов и организаций, подлежат учету и защите. Информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или, что еще хуже, уничтожить и тем самым нанести существенный вред. Собственная информация для производителя представляет значительную ценность, т. к. нередко получение (создание) такой информации — весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Очевидно, что ценность информации (реальная или потенциальная) определяется в первую очередь получаемыми результатами от ее реализации. Отметим, что многими учеными уже предпринимались попытки исследовать реализацию информационной функции в различных направлениях деятельности, например, О. А. Степанов отмечает, что в повседневной деятельности правоохранительных органов обращают на себя пристальное внимание факты коренного совершенствования их информационного обеспечения за счет предоставления возможности телекоммуникационного доступа к взаимосвязанной розыскной, ориентирующей, сигнальной и доказательственной информации, а также создания подразделений по предупреждению преступлений в сфере высоких технологий <5>. ——————————— <5> Степанов О. А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М.: Изд. Акад. МВД России, 2000. С. 5 — 7.
Особое место отводится информационным ресурсам в условиях рыночной экономики. Согласно традиционным экономическим канонам, важнейшим фактором рыночной экономики выступает конкуренция. Побеждает тот, кто лучше, качественнее, дешевле, используя наименьшие ресурсы, производит и продает. В сущности, это универсальное правило рынка, распространяющееся и на концепцию национальной информационной безопасности. В этих условиях основным выступает правило: кто владеет информацией, тот владеет миром. В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение (добывание, приобретение) конфиденциальной информации самыми различными способами, начиная от подкупа обладателя информации до прямого промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам. Такое развитие ситуации позволяет рассчитывать не только на повышение эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности, но и предъявляет дополнительные требования к соблюдению прав и интересов личности, жизнь которой, с одной стороны, становится более подконтрольной, а с другой — подвергается опасности психотронного воздействия путем использования компьютерных технологий. В этой связи значительно повышаются риски неправомерного доступа к информации. Так, с момента появления синдрома «Викиликс» <6> стало очевидным, что крайне остро стоит вопрос о необходимости единообразного подхода к регулированию информационной сферы в общемировом масштабе. Именно это послужило началом переоценки мировым сообществом традиционных отношений к информации, которая способна не только нанести вред, распространяющий свое влияние практически на все сферы государственного управления, но также может оказать долгосрочное влияние на дальнейшее развитие того или иного правового субъекта, чьи интересы напрямую или косвенно расходятся с ее содержимым. Таким образом, ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что современная информация способна если не изменить, то оказать реальное влияние на ход истории развития мировой государственности, а «Викиликс» — это еще один вид оружия в жестокой информационной войне, целью применения которого является стремление неких сил ограничить мировое влияние ведущих стран бескровным, но очень технологичным способом. ——————————— <6> Сайт WikiLeaks, запущенный в 2006 г. под руководством основателя Джулиана Ассанжа, впоследствии опубликовал 77 тыс. секретных документов по действиям США в Афганистане, выложил 400 тыс. документов по войне США в Ираке, а также личную переписку американских чиновников и дипломатов.
В силу глобального характера угроз, стоящих сегодня перед миром, обеспечение информационной безопасности любого государства, даже самого сильного как в военно-политической, так и социально-экономической сфере, возможно только в рамках принятия коллективной стратегии, основанной на строгом следовании нормам и принципам международного права при однородном толковании их содержания и понимании их взаимосвязи. Выработать и принять коллективную стратегию мирового развития взаимодействия регионов и государств целесообразно при участии уже созданных и функционирующих региональных организаций, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Договора о коллективной безопасности, Организация Североатлантического договора, а также Агентства национальной безопасности (АНБ) и ряда других. Однако на деле все государственные и негосударственные организации находятся под постоянным влиянием друг друга, взаимодействуя как в открытую, руководствуясь мировыми нормами и соглашениями, так и ведя тайную внутреннюю политику двойных стандартов, т. е. пытаются в долгосрочной перспективе создать для своего дальнейшего развития благоприятные условия. Под такими условиями все чаще понимают не какие-либо материальные или иные ценности, а именно полезную информацию и ее качественно-количественные преобразования, направленные на увеличение тезауруса заинтересованного в ней лица или органа государственной власти. По-видимому, в настоящее время такой процесс обмена-передачи ценной информации берет на себя роль своеобразного индикатора прогрессивности здорового современного демократического общества. Но вполне естественно, что информация, являющаяся полезной для одних заинтересованных в ней сторон, крайне нежелательна или вредна для других, пытающихся скрыть, не допустить ее разглашения. Вот тут-то и вступает в силу принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром». Возрастает роль отдельных субъектов или личностей на политической арене, в той или иной мере владеющих такой информацией, способной нанести вред или создать предпосылки для угроз национальной безопасности как в региональном, так и в мировом масштабе. Как следствие, за последнее десятилетие заметно увеличилась степень риска разглашения, кражи информационных ресурсов и других противозаконных действий, связанных с информацией, относящейся к категории «государственная тайна» <7>, или любой другой, закрепляющей за собой законного правообладателя, сотрудниками иностранных спецслужб, работниками средств массовой информации и других межведомственных организаций. Этому способствует множество различных негативных факторов, таких как распространение наркомании, идеологии терроризма, экстремизма, деятельности различных антигосударственных организаций, направленной на дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти, включая подрыв статуса государственных, политических и общественных деятелей (например, действия сторонников т. н. евроинтеграции Украины явно носили цель полной дискредитации действующей власти в этой стране). ——————————— <7> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
Плодотворной почвой для этого являются возникающие противоречия в отношениях между развитыми и развивающимися странами, проблемы социального неравенства, неграмотность, бедность, безработица и международная преступность. Также имеются проблемы сохранения нравственных и культурных ценностей общества, всеобщей деградации общественных масс и понижения уровня культурного развития, правового нигилизма и неуважения и несоблюдения прав человека. Все это деструктивно сказывается на становлении современного демократического общества, идет вразрез с основными положениями демократии, тем самым побуждает общественность и отдельных индивидуумов к различным действиям, носящим характер принудительного привлечения внимания властей и всего мирового сообщества. В подтверждение вышесказанному обращает на себя внимание также и событие, потрясшее все мировые державы, осознание которого, надеемся, позволит окончательно убедиться в несостоятельности существующей информационной правовой базы, которое связано с деятельностью американского технического ассистента, теперь уже бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ США Эдварда Джозефа Сноудена (англ. Edward Joseph Snowden), дело которого, безусловно, определяет необходимость скорейших изменений существующих подходов в международно-правовом регулировании информационной безопасности. В этой связи отметим, что Российская Федерация еще несколько лет назад представила в ООН проект Конвенции об информационной безопасности, которую до сих пор не удается принять в связи с мощным сопротивлением США и некоторых их союзников. В частности, в ней предпринята попытка определить международную информационную безопасность как состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве. Однако действия США по блокированию проекта данной Конвенции имеют вполне понятные, но противоправные основания. Будем надеяться, что именно дело Сноудена заставит многих членов международного сообщества, в т. ч. и страны Европы, ставшие жертвами информационной агрессии США, пересмотреть свои подходы и поддержать российскую международно-правовую инициативу. Помимо этого, Бразилия и Германия официально также представили в ООН проект резолюции Генеральной Ассамблеи о недопустимости электронного шпионажа. Документ призывает покончить с глобальной слежкой и распространить на Интернет закрепленное в Международном пакте о политических и гражданских правах право на невмешательство в частную жизнь. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что феномен Сноудена всерьез всколыхнул сознание общественности, осветил многие, доселе тщательно скрываемые для простого обывателя, проблемы, детали и тонкости внешней и внутренней политики США и тем самым подорвал и без того шаткий авторитет как самих США, так и всего блока НАТО на мировой политической арене. По мнению многих экспертов и политологов, отголоски великого разоблачения еще не раз дадут о себе знать, ибо проблема информационного противостояния — проблема всего современного информационного общества. Решить такую проблему представляется возможным лишь только силами самого общества, постепенно переходя от ставших теперь уже традиционными для него проблем национальной безопасности к проблемам современного информационного демократического общества. Только преодолев все эти проблемы, современное общество может в полной мере называться информационно развитым, демократическим и защищенным. Пока же оно находится на стадии становления как многофункциональная, разветвленная система, включая процессы информатизации, без которой просто немыслимо дальнейшее развитие всего человеческого социума. Как долго продлится это становление, зависит от каждого из нас, ибо каждый из нас — единица представления такой системы. Вместе с тем исследования в этом направлении активно ведутся, в т. ч. и отечественными учеными (И. А. Саитов, А. Е. Миронов, А. В. Королев), а имеющийся анализ и обобщение существующего опыта позволили им сформулировать весьма актуальные направления в сфере обеспечения информационной защиты. Среди них выделим следующие: организация мониторинга и прогнозирование потребностей различных структур в процессе информационного обмена через международные сети; координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; разработка федеральных программ совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям в условиях соблюдения требований безопасности информационных ресурсов; установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации <8> — решение которых не представляется возможным без ведущего участия Федеральной службы охраны Российской Федерации, являющейся федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющей ряд функций, в т. ч. по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области правовой информатизации Российской Федерации и координации работ, производимых в этой сфере. ——————————— <8> Саитов И. А., Миронов А. Е., Королев А. В. Противодействие кибертерроризму — важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. N 2. С. 78 — 79.
Список литературы
1. Большой юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2009. 2. Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие // СПС «Гарант». 3. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 8 декабря 2011 г.). Ст. 13 // СПС «Гарант». 4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант». 5. Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170 «Об основах государственной политики в области информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст. 305; СЗ РФ. 1995. N 31 Ст. 3096; 1997. N 3. Ст. 367; N 28. Ст. 3422. 6. Саитов И. А., Миронов А. Е., Королев А. В. Противодействие кибертерроризму — важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. N 2. С. 78 — 79. 7. Степанов О. А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М.: Изд. Акад. МВД России, 2000.
——————————————————————