Сотрудничество таможенных служб России и Израиля
(Коломиец А. И.)
(«Таможенное дело», 2013, N 4)
СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ РОССИИ И ИЗРАИЛЯ
А. И. КОЛОМИЕЦ
Коломиец Анна Ивановна, старший преподаватель кафедры «Организация и правовое регулирование таможенного дела» Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
Статья описывает развитие сотрудничества таможенных органов России и Израиля, возможности обмена информацией между таможенными службами обеих стран для упрощения торговли, потенциал торгово-экономического сотрудничества России и Израиля.
Ключевые слова: сотрудничество таможенных органов, таможенная служба, торгово-экономическое сотрудничество.
Cooperation of customs services of Russia and Israel
A. I. Kolomiyets
Kolomiyets Anna Ivanovna, senior lecturer of the Department «Organization and legal regulation of customs» of the Legal Institute of MIIT.
The article describes the development of cooperation of customs bodies of Russia and Israel, the possibility of exchanging information between the customs services of both countries to facilitate trade, the potential of trade and economic cooperation between Russia and Israel.
Key words: cooperation between customs authorities, the customs service, trade and economic cooperation.
Отношения между Россией и Израилем занимают важную нишу в международных дипломатических отношениях. Израиль является как экономическим, так и стратегическим партнером России. Советский Союз — одно из первых государств, признавших независимость Израиля в 1948 г.
На сегодняшний день между Россией и Израилем уже существуют развитые деловые отношения, израильские предприятия участвуют во множестве совместных проектов с российским частным бизнесом. За последние годы наработан значительный опыт успешного сотрудничества России и Израиля в сфере высоких технологий и телекоммуникаций.
Расширение экономического сотрудничества между Государством Израиль и Российской Федерацией связано с именем Авигдора Пибермана.
В настоящее время между Россией и Израилем поддерживается активный политический диалог, действует солидная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества. Россия является одним из приоритетных государств для внешней политики Израиля.
Торгово-экономические отношения между Россией и Израилем находятся на высоком уровне, и Израиль является важным партнером России на Ближнем Востоке. Вопросами торгово-экономических отношений занимается Смешанная российско-израильская комиссия, главная задача которой заключается в интенсификации торговых отношений и укреплении экономического сотрудничества между двумя странами.
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о высших органах законодательной власти двух стран — Государственной Думе и Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между двумя странами. В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года. Ее возглавлял Рафаэль Эйтан. После выборов в Думу в 1996 г. российская комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее координатором был избран П. Шелищ. Эта комиссия установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей сотрудничества с Израилем:
1) заимствование опыта государственной и общественной поддержки;
2) социально-экономической адаптации новых репатриантов в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;
3) социальная защита пожилых людей;
4) заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с российскими инновационными организациями;
5) содействие израильских фирм в деле привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;
6) взаимная торговля между нашими странами;
7) возврат в Россию незаконно вывезенных в Израиль капиталов.
По работе комиссии отчетливо видна ее заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из 120. Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии отношений.
Развитие торгово-экономических отношений с Израилем представляет для России интерес в силу высокоразвитой экономики Израиля, использующей новейшие технологии и разработки мирового уровня. Возобновившиеся в 1990 г. торгово-экономические связи с этой страной получили свое развитие.
В 2012 г. товарооборот между странами вырос на 70% и достиг 3 миллиардов долларов. Основной статьей израильского импорта из России также остается алмазное сырье.
Импорт из Израиля включает главным образом машины и оборудование, в т. ч. аппаратуру для телефонной, телеграфной и радиосвязи, медицинские приборы и устройства (45 — 60% общего объема импорта), продукцию химической и пищевой промышленности, медикаменты.
Среди основных направлений российско-израильского сотрудничества также можно выделить такие отрасли, как телекоммуникации, информационные технологии, связь, технологии и промышленные инновации, агротехнологии.
Россия и Израиль тесно работают в области телекоммуникаций, сельского хозяйства, био — и нанотехнологий, медицинского оборудования, туризма, в алмазной промышленности.
Для координации работы на приоритетных направлениях в рамках смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству созданы постоянно действующие рабочие группы по сотрудничеству в инновационной сфере, сельском хозяйстве, энергетике и туризме.
Для содействия укреплению деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества между российскими и израильскими предпринимателями было принято решение создать российско-израильский деловой совет, который уже приступил к работе. В настоящее время наблюдается рост израильско-российской торговли. Новый импульс развитию этих отношений придает Федеральная таможенная служба РФ, по решению которой будут созданы особые условия оформления грузов для израильских экспортеров.
Правительство Российской Федерации и Правительство Государства Израиль, исходя из того, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, налоговым и социальным интересам их стран, а также законным интересам торговли; принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет опасность для здоровья граждан и общества; учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при импорте или экспорте товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения и контроля импорта и экспорта товаров; убежденные, что усилия по предотвращению нарушений таможенного законодательства и по обеспечению правильного взимания импортных и экспортных пошлин и налогов могут стать более эффективными благодаря сотрудничеству между их таможенными службами; принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудничества о взаимном административном содействии; принимая во внимание также положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., через свои таможенные службы принимают меры по развитию и совершенствованию методов и технических средств проведения таможенного контроля пассажиров и товаров; оказывают друг другу содействие в предотвращении, расследовании и преследовании нарушений таможенного законодательства, а также в наказании за их совершение; оказывают друг другу содействие в предоставлении информации для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства; предпринимают меры для осуществления сотрудничества в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий, и стремятся к гармонизации, унификации и упрощению их таможенных систем, к усовершенствованию таможенной техники, а также к решению вопросов, связанных с применением и соблюдением таможенных правил.
Таможенные службы принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенного оформления в целях облегчения и ускорения перемещения товаров между территориями государств обеих сторон.
Таможенные службы могут по взаимному согласованию признавать применяемые единообразные бланки таможенных документов на русском, иврите или английском языках.
Таможенные службы:
а) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информацией о новых средствах и методах совершения нарушений таможенного законодательства;
б) сообщают друг другу о существенных изменениях их таможенного законодательства, а также о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Таможенные службы могут по взаимной договоренности использовать метод контролируемой поставки незаконно перемещаемых товаров и предметов в целях выявления лиц, вовлеченных в незаконный оборот этих товаров и предметов.
Незаконные партии товаров, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия обеих таможенных служб могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием, полной или частичной заменой незаконной партии товаров. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать договоренности и взаимопонимание по финансовым вопросам и порядку их осуществления.
Сейчас обе стороны — Израиль и Россия — рассматривают возможность создания для участников внешнеэкономической деятельности зеленых коридоров, целью которых является упрощение процедуры оформления и увеличение объемов торговли между странами.
Безусловно, никакой отмены таможенных пошлин для экспортеров не предвидится, речь идет лишь о скорости оформления и за счет этого — расширении товарного потока. Такое решение позволит предоставить новые возможности для ведения бизнеса. Также в будущем планируется организовать российско-израильскую зону свободной торговли, что, конечно же, не может не повлиять на развитие деловых отношений двух стран.
Таким образом, российско-израильские отношения носят совсем другой характер, чем раньше, при СССР, за последние 17 лет они развиваются по всем параметрам, начиная от политического сотрудничества, наращивания товарооборота и заканчивая культурными связями, туризмом.
Внешнеторговый оборот между Россией и Израилем в 2011 — 2012 гг. вырос и достиг докризисного уровня. Это стало возможным благодаря активной работе государственных структур двух стран, направленной на упрощение таможенных процедур, пропаганду инновационных технологий, взаимодействие бизнеса и власти в рамках Смешанной российско-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Список литературы:
1. Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем: дорога длиною в 15 лет // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 11.
2. Советско-израильские отношения. 1941 — 1953: Сб. док. / Под ред. Б. Л. Колоколова, Э. Бенцура и др.: В 2 кн. М.: Междунар. отношения, 2000.
3. Эпштейн А. Д. Израиль — Россия: несостоявшийся роман? // Россия в глобальной политике. 2007. N 3.
4. Эпштейн А. Д., Кожеуров С. В тени отмененного визита президента: актуал. тенденции рос.-израил. отношений // Полит. ру.
——————————————————————