Обучение прокуроров и судей в Греческой Республике
(Андреев Г. В.) («Законность», 2013, N 10)
ОБУЧЕНИЕ ПРОКУРОРОВ И СУДЕЙ В ГРЕЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Г. В. АНДРЕЕВ
Андреев Геннадий Владимирович, старший прокурор отдела подготовки и повышения квалификации кадров управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент.
Статья посвящена различным аспектам обучения прокуроров и судей, обсуждению вопроса об уровнях высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура) в контексте прокурорской деятельности.
Ключевые слова: обучение прокуроров и судей, отбор и подготовка кадров, Национальная школа прокуроров и судей.
Training of public prosecutors and judges in the hellenic republic G. V. Andreyev
The article is dedicated to various aspects of training of public prosecutors and judges, discussion of the levels of higher legal education (bachelor’s and master’s degrees) in the context of prosecutorial activities.
Key words: training of public prosecutors and judges, selection and training of human resources, National school of prosecutors and judges.
Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка 6 июня с. г. встретился с Генеральным прокурором Верховного суда Греческой Республики Иоаннисом Тендесом. Это мероприятие завершило работу «круглого стола», в рамках которого рассмотрены различные вопросы организации прокурорского надзора в сфере охраны лесов и территорий населенных пунктов от природных пожаров, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Такой обмен опытом стал первым мероприятием, предусмотренным Программой сотрудничества между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Верховного суда Греческой Республики (далее — Прокуратура Греческой Республики) на 2013 — 2014 гг. в целях практической реализации Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Греческой Республики от 16 апреля 2010 г. <1>. ——————————— <1> Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет: http://www. genproc. gov. ru (дата обращения: 06.06.2013).
Сейчас Греция переживает сложный период, связанный с продолжающимся в течение нескольких лет социально-экономическим кризисом, который привел к росту безработицы среди населения и незаконной миграции, снижению доходов и пенсий, обнищанию населения и иным негативным последствиям. В крайне сложных условиях прокуратура, являясь частью судебной системы, независимой от судов и исполнительной власти <2>, наряду с правоохранительными органами обеспечивает соблюдение законности и правопорядка в стране. ——————————— <2> См.: справка Главного управления международно-правового сотрудничества «Органы прокуратуры Греческой Республики» (май, 2012 г.).
Органам прокуратуры в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона об организации судов предоставлены полномочия по возбуждению и осуществлению уголовного преследования, обеспечению исполнения приговора суда, надзору за местами лишения свободы и иные права <3>. Прокурор предъявляет обвинение в совершении преступлений и представляет государство на всех стадиях уголовного процесса <4>. ——————————— <3> См.: Там же. <4> См.: Там же.
Обязательность исполнения требований прокуроров всеми органами власти и инстанциями подкрепляется не только законами и президентскими декретами, но и безупречным авторитетом системы прокуратуры в греческом обществе. Указания прокуроров неукоснительно исполняются следователями, полицейскими и иными должностными лицами. Бордосской декларацией «Судьи и прокуроры в демократическом обществе» <5> (далее — Бордосская декларация) определено, что исполнение закона и, когда это применимо, дискреционные полномочия обвинения на этапе досудебного разбирательства требуют, чтобы статус прокурора обеспечивался законом на максимально высоком уровне таким же образом, как и статус судей (п. 6). Указанные и иные причины предопределяют целесообразность рассмотрения различных аспектов отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Греции, а в сравнении с ними и иного опыта в этой сфере. ——————————— <5> Заключение N 12 (2009) Консультативного совета европейских судей (КСЕС) и заключение N 4 Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП) для Комитета министров Совета Европы об отношениях между судьями и прокурорами. Страсбург, 8 декабря 2009 г.
Поступить на службу в Прокуратуру Греческой Республики можно только после годичного обучения в Национальной школе прокуроров и судей (далее — Национальная школа), которая расположена в городе Салоники. Участвовать в приемных экзаменах в это учебное заведение может любой гражданин Греческой Республики, имеющий высшее юридическое образование. До вступительных экзаменов допускаются лица, окончившие высшие учебные заведения по программам «Бакалавриат юриспруденции» и «Магистратура юриспруденции». Успешно пройдя вступительные испытания, лица, имеющие ученые степени или ученые звания, обладают некоторым преимуществом при рассмотрении вопроса о зачислении в Национальную школу. Для сравнения отметим, что в системе прокуратуры Королевства Дания на должности прокуроров назначаются только граждане, имеющие квалификацию «магистр», а на должности административных работников — граждане, имеющие степень «бакалавр» <6>. В контексте проработки проблемы соответствия уровней высшего юридического образования должностям, установленным в органах прокуратуры РФ, полагаем целесообразным эту (датскую) модель рассматривать в качестве основной (базовой), дополнив ее положением о приеме на прокурорские должности дипломированных специалистов-правоведов. Кроме того, надо ориентироваться на мнение российского судейского сообщества относительно того положения, что степень бакалавра, являясь первой ступенью высшего образования, не дает права на занятие должности судьи <7>. В связи с этим отметим, что Болонской декларацией, к которой в 2003 г. присоединилась Россия, провозглашена система высшего образования, основанная, по существу, на двух основных циклах обучения. Программа бакалавриата, являясь предварительным (undergraduate), или «достепенным» уровнем, должна длиться не менее трех лет. Второй цикл, названный выпускным (graduate), или «послестепенным», должен вести к получению степени магистра или степени доктора <8>. Из этого следует, что обучение по программе «бакалавр юриспруденции» по своей сути — начальный этап обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом <9>. По данным М. Ларионовой, Европейским экономическим сообществом 2 апреля 1963 г. были приняты Общие принципы реализации общей политики в сфере профессионального образования <10>. Один из основных принципов, заложивший фундамент сегодняшнего процесса формирования общеевропейского образовательного пространства, — достаточная степень свободы для собственных действий, учитывающих национальное, культурное и социально-экономическое своеобразие <11>. Кроме того, министры образования шести стран — членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1974 г. при формировании основных положений взаимодействия в сфере образования отметили, что сотрудничество должно быть адаптировано к специфике и потребностям этой сферы; ни при каких обстоятельствах образование не должно рассматриваться исключительно как компонент экономической жизни; сотрудничество должно учитывать традиции систем образования каждой страны, все разнообразие образовательных политик и систем <12>. По нашему мнению, в рамках реализации Болонской декларации необходимо определить принципы, формы и методы образования в том числе в системе прокуратуры, которые позволят сохранить и, самое главное, преумножить лучшие традиции отечественной высшей школы. ——————————— <6> См.: справка об обмене опытом представителей Генеральной прокуратуры РФ и Генеральной прокуратуры Королевства Дания в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, проведенном 30 марта 2011 г. (г. Москва) во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2009 г. N 372/35р «О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания на 2010 — 2012 годы». <7> Определения Верховного Суда РФ от 11 ноября 2009 г. N 41-Г09-21 и от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3. <8> Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 г. // http://www. inf. tsu. ru. <9> Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр»). <10> См.: Ларионова М. В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт (статья первая) // Высшее образование сегодня. 2006. N 2. С. 47. <11> См.: Там же. С. 48. <12> См.: Там же. С. 48.
Продолжим знакомство с опытом подготовки прокуроров в Греции. Количество мест для обучения определяется с учетом прогноза кадровой ситуации в системе прокуратуры Греческой Республики (увольнения работников в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе, назначения на судейские должности или в иные государственные инстанции и т. д.). Средний ежегодный набор составляет 20 — 30 слушателей, которые после обучения выбирают профессиональный путь судьи или прокурора. Конкурс на одно место составляет 25 — 30 человек. Наряду с высоким социальным положением и достойной заработной платой кандидатов на указанные должности привлекают престиж и уважение, которые эти профессии имеют в обществе. Уставом Национальной школы предусмотрена возможность обучения слушателей из числа прокурорских работников государств Европейского союза, Восточной Европы и Черноморского бассейна. В приемной комиссии, называемой Судебным советом, работают председатель Верховного суда Греческой Республики, Генеральный прокурор Греческой Республики, наиболее квалифицированные и опытные судьи, прокуроры, а также десять ведущих профессоров юридических вузов Греции, представители юридической общественности страны, адвокаты. Директор школы по должности является заместителем председателя Верховного суда Греческой Республики. На вступительных испытаниях особое внимание обращается на знание законодательства Греческой Республики и международного права, умение правильно толковать нормы права, на безошибочность и правильность письма, риторику и логику устной речи, умение аргументированно выступать перед аудиторией. Также учитываются личные качества кандидатов, в их числе профессионализм, навыки сотрудничества, энергичность, выносливость, умение расставлять приоритеты, нацеленность на результат. В связи с этим отметим, что специалистами прокуратуры Королевства Дания при осуществлении отбора кандидатов на работу самое пристальное внимание обращается на их способность «встроиться в систему» <13>. Рассматривая этот опыт в контексте совершенствования деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ, полагаем, что профессиональное качество «понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности», которым должен обладать помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора <14>, по своей сути нацеливает работника на интегрированность в систему прокуратуры и признание им соответствующих этических принципов. Кодексом этики прокурорского работника РФ, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, определено, что, являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа РФ, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством (абз. 2 преамбулы). Принцип системности определен Конституцией РФ, в соответствии с которой прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129). Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура, являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. ——————————— <13> См.: справка об обмене опытом представителей Генеральной прокуратуры РФ и Генеральной прокуратуры Королевства Дания в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, проведенном 30 марта 2011 г. (г. Москва) во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2009 г. N 372/35р «О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания на 2010 — 2012 годы». <14> Квалификационная характеристика должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденная Приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378.
Вступительные экзамены проводятся в залах судебных заседаний Верховного суда Греческой Республики. Эта форма работы, обеспечивая преемственность поколений, оказывает значительное воспитательное воздействие на всех кандидатов в слушатели Национальной школы, формирует уважение к суду и прокуратуре, гордость за выбранную профессию юриста, ответственность перед обществом и государством. Члены экзаменационной комиссии располагаются на местах судей Верховного суда Греческой Республики. Письменные и устные экзамены принимаются только членами Судебного совета (как правило, три судьи и два прокурора), которые внимательно изучают уровень подготовки кандидатов и их способность после обучения в Национальной школе успешно работать на прокурорских или судейских должностях. Судьи, согласно п. 1 ст. 21 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Такие высокие требования применимы к прокурорам. В связи с этим целесообразно отметить, что в п. 10 Бордосской декларации <15> указано, что разделение общих правовых и этических ценностей всеми профессионалами, участвующими в правовом процессе, является важнейшим условием надлежащего отправления правосудия. Повышение профессионального уровня (квалификации), в том числе подготовка руководящего персонала, является для судей и прокуроров как правом, так и обязанностью. ——————————— <15> Заключение N 12 (2009) Консультативного совета европейских судей (КСЕС) и заключение N 4 Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП) для Комитета министров Совета Европы об отношениях между судьями и прокурорами. Страсбург, 8 декабря 2009 г.
Программы обучения разрабатываются Судебным советом и утверждаются председателем Верховного суда Греческой Республики. Обучение в Национальной школе начинается 1 сентября и продолжается, как правило, до 20 мая следующего года. Слушатели учатся практически каждый день. Занятия проводятся по блокам, самостоятельным разделам и темам (организованная преступность, борьба с коррупцией, решения Европейского суда по правам человека и т. д.). С мая по август (включительно) слушатели проходят профессиональную практику, которая заключается в приобретении у опытных прокуроров и судей, реализующих функции наставников, практических знаний, навыков и умений по соответствующим должностям. Слушатель обязан постоянно находиться рядом с наставником при его выезде в различные инстанции (суды, полицейские управления, таможенные органы и т. д.), который должен рассказывать о порядке принятия решений по находящимся в производстве материалам. К концу практики наставляемый должен быть способным самостоятельно принимать решения в соответствии с компетенцией. Такая форма профессионального обучения позволяет формировать морально-этические принципы кандидатов на судейско-прокурорские должности, изучать деловые и личные качества с учетом специфики служебной деятельности. Обучение в Национальной школе финансируется только из государственного бюджета. С каждым слушателем заключается договор о том, что после окончания учебного заведения он обязан пять лет отработать в системе прокуратуры. В противном случае выпускник обязан полностью возместить стоимость обучения, включающую проживание в гостинице (общежитии), питание, работу преподавателей и вспомогательного персонала, стипендию и иные произведенные Греческой Республикой финансовые расходы в целях обучения слушателя. В системе прокуратуры Греции работают более 500 прокурорских работников (прокуроров и помощников прокуроров), которые в зависимости от квалификации и опыта службы определяются на соответствующие прокурорские должности. Генеральный прокурор Верховного суда руководит прокурорами, издавая приказы и инструкции, касающиеся исполнения ими своих обязанностей. Прокуроры независимы, назначаются пожизненно, до достижения указанного в законе возраста <16>. Прокуроры функционируют при каждом суде, за исключением полицейских судов, а именно при Верховном суде, апелляционных судах и судах первой инстанции. Военные прокуроры прикреплены к военным судам <17>. Прокуроры при исполнении своих обязанностей и выражении своего мнения действуют независимо, руководствуясь законом и своей совестью <18>. ——————————— <16> См.: справка Главного управления международно-правового сотрудничества «Органы прокуратуры Греческой Республики» (май, 2012 г.). <17> См.: Там же. <18> См.: Там же.
Надзорная деятельность прокуроров организована в соответствии с предметным и зональным принципами. В компетенцию прокуроров первого уровня входит надзор за исполнением законов на определенной территории (области или большого города) по конкретным сферам деятельности. С их учетом устанавливаются соответствующие прокурорские должности (прокурор по окружающей среде, прокурор по преступлениям, связанным с внутрисемейным насилием, прокурор по борьбе с торговлей предметами древности, прокурор по делам несовершеннолетних, прокурор по делам экстрадиции и судебно-правовой помощи, прокурор для обращений) <19>. Прокуроры второго уровня наделены правом надзора за определенными сферами обеспечения прав и свобод граждан на территории всей Греческой Республики. Для этого уровня установлены следующие прокурорские должности: прокурор по борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности; прокурор по борьбе с экономическими преступлениями; прокурор, осуществляющий надзор над Национальной службой информации и прокурор по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми <20>. Следует отметить, что прокуроры и судьи имеют абсолютно равные социальные гарантии, в том числе «зеркальные» оклады по соответствующим должностям, которые в среднем в три раза превышают среднюю заработную плату по стране для государственных служащих. Во всех районах Греции офисы прокуроров и судей расположены в общих для них административных зданиях. ——————————— <19> Справка «Обучение и повышение квалификации судей и особенно прокуроров в Греции» (Служба переводов МИДа Греции, Ф.092.22/4772-1/1). <20> Там же.
В Греции прокуроры и их помощники, проявляя высокую дисциплинированность и ответственность, за период работы от 5 до 8 раз меняют место работы вне традиционных мест их проживания. Повсеместно самое пристальное внимание уделяется вопросам повышения квалификации прокурорских работников. С этой целью реализуются программы дополнительного образования, имеющие обязательный и факультативный характер, разрабатываются списки рекомендуемой к изучению литературы, систематизируются методы обучения, осуществляются международные профессиональные обмены и семинары <21>, в рамках которых обсуждаются актуальные вопросы в сфере подготовки и повышения квалификации кадров. ——————————— <21> См.: справка о встрече 29 августа 2011 г. представителей Генеральной прокуратуры РФ, Академии Генеральной прокуратуры РФ и Прокуратуры Верховного суда Греческой Республики по обмену опытом работы в сфере подготовки и повышения квалификации кадров (п. 1 распоряжения Генерального прокурора РФ от 21 июля 2011 г. N 214/35р «О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Верховного суда Греческой Республики на 2011 — 2012 годы»).
Полагаем, что опыт обучения будущих прокуроров и судей в Национальной школе может быть полезен при рассмотрении вопроса о совершенствовании системы отбора и подготовки кадров для органов прокуратуры РФ. В рамках 18-й ежегодной конференции Международной ассоциации прокуроров (МАП), которая проходила с 8 по 12 сентября 2013 г. в Москве, состоялся семинар «Обеспечение верховенства закона путем надлежащего отбора прокуроров, продвижения их по службе, удовлетворения потребностей прокуроров в обучении и повышении квалификации». Обсуждение этой темы на представительном международном форуме подчеркивает актуальность вопроса подготовки кадров для органов прокуратуры.
——————————————————————