Прием наличных денежных средств, применение ККТ
(Беляева Н. А.)
(«Налоги» (газета), 2006, N 47)
ПРИЕМ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЕНИЕ ККТ
Н. А. БЕЛЯЕВА
Беляева Н. А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Особенность работы туристических фирм состоит в том, что практически 80% туров продаются физическим лицам, поэтому чаще всего расчеты осуществляются наличными денежными средствами.
Бланки строгой отчетности
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 1994 г. N 16-30-65 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (вместе с формами туристических путевок, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30 января 1997 г. N 1236, N 1237, N 1238) утверждены представленные Российской ассоциацией социального туризма формы документов строгой отчетности, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, это:
— туристические путевки (три вида);
— накладная — счет для получения наличных денежных средств за путевки;
— талоны на питание.
Также Министерством финансов Российской Федерации письмом от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (вместе с формой ТУР-1 «Туристская путевка», зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 30 января 1997 года N 1239) утверждена по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам форма ТУР-1 «Туристская путевка», используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин как бланк строгой отчетности.
Обратите внимание!
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», но не позднее 1 января 2007 г.
Туристическая путевка — это документ, который подтверждает факт передачи права на получение полностью сформированного пакета (комплекса) туристических услуг (туристского продукта). Поэтому, чтобы составить (выписать) путевку, необходимо полностью сформировать пакет (комплекс) услуг и отразить его в путевке, то есть на момент выдачи туристу путевки туроператор должен иметь счет от подрядчиков на все оказываемые туристу услуги.
Как правило, туроператоры выписывают путевки по форме ТУР-1, являющейся бланком строгой отчетности и позволяющей работать без применения контрольно-кассовой техники. Порядок использования бланков определяется внутренними распорядительными документами туристической организации.
Однако форма ТУР-1 имеет существенный недостаток: в ней предусмотрен единственный отрывной талон, а поэтому наличные денежные средства с выпиской такого бланка могут быть приняты только один раз.
Бухгалтерский и налоговый учет бланков строгой отчетности
Затраты на приобретение бланков строгой отчетности туристические организации относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием услуг.
В бухгалтерском учете эти расходы в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» признаются расходами по обычным видам деятельности. Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бухгалтерского учета), предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».
Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке, например 1 рубль, что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности» на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.
При приобретении бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете организации производятся следующие записи:
Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
10 60 (71, 76) Приобретены бланки строгой отчетности
по фактической себестоимости
19 60 Учтен НДС по приобретенным бланкам
26 10 БСО переданы в использование
006 Приняты к учету бланки строгой
отчетности для хранения
68 19 Принят к вычету НДС
60 51 Погашена задолженность поставщику
за приобретенные бланки
006 Списаны использованные бланки
строгой отчетности
Расходы туристических организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче их в производство, а не по мере их выдачи клиенту в ходе оказания услуги.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
Применение ККТ при расчетах с населением
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Если туристические фирмы получают с туристов частичную предоплату за путевку, при этом возникает необходимость применения контрольно-кассовой техники, поскольку бланки приходных кассовых ордеров, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», не являются бланками строгой отчетности и не могут применяться в данном случае.
Минфин России в письме от 8 декабря 2005 г. N 03-01-20/5-231 разъяснил, что в случае получения туристической фирмой аванса за оказание туристических услуг необходимо применять контрольно-кассовую технику.
При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности ТУР-1 на полную стоимость услуги.
Невыдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчетах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Также является обязательным применение контрольно-кассовой техники в случае оказания дополнительных услуг туристам.
Туристическая организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок ведения кассовых операций в организациях утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.
Пример 1
Туристическая фирма оказывает услуги физическим лицам по оформлению загранпаспортов. Принимая денежные средства от клиентов, фирма использует бланки строгой отчетности. Правомерны ли действия туристической фирмы?
В настоящее время не предусмотрены бланки строгой отчетности, которые можно было бы применять при расчетах с населением за оформление загранпаспортов. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» туристическая фирма обязана применять ККТ.
Согласно ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1014/2003-391А суд принял решение о привлечении организации к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения бланков строгой отчетности или контрольно-кассовой машины.
Организации, осуществляющие расчеты с помощью контрольно-кассовой техники, обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чеки, подтверждающие прием от них наличных денежных средств.
На каждую кассовую машину администрация туристической организации обязана завести журнал кассира-операциониста, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера организации и печатью. Согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 г. N 104, допускается ведение общей книги на все машины. Паспорт кассовой машины, журнал кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у руководителя организации или главного бухгалтера.
Показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков записываются в журнал кассира-операциониста, причем данные на начало и окончание рабочего дня заверяются подписями представителя администрации и кассира-операциониста.
Таким образом, разница между показателями счетчика на начало и конец дня является дневной выручкой, принятие ее к учету подтверждается главной кассой в кассовом отчете. Данная сумма должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку. При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам, представитель администрации с кассиром должны выявить его причину. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала кассира-операциониста.
Журнал кассира-операциониста должен заполняться ежедневно.
По результатам проверки администрация организации в случае недостачи денежных средств принимает меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств принимает их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
——————————————————————