Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 253 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Егиазарова В. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 253
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. В. ЕГИАЗАРОВА
В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.
Статья 253 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление в месте доставки товаров и транспортных средств и невручение документов на них таможенному органу.
Статья 142 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, в соответствии с которым в месте доставки товары и транспортные средства должны быть представлены, а документы на них вручены таможенному органу. Представление выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств. Такое уведомление подается не позднее 30 минут со времени прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут со времени наступления начала работы этого таможенного органа.
Субъект нарушения таможенных правил
Ответственность за непредставление товаров и транспортных средств, а также за невручение документов на них несет, как правило, перевозчик.
Однако обязанность представления товаров и транспортных средств и вручения документов на них может лежать на разных лицах. Так, согласно Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20 апреля 1995 года, железные дороги обязаны доставить вывозимые с таможенной территории Российской Федерации грузы и документы на них на станцию назначения и уведомить о доставке груза таможенный орган (представить товары и транспортные средства), а работники этой станции обязаны передать таможенному органу четвертый лист ГТД, два экземпляра натурного листа, а также перевозочные и товаросопроводительные документы на вывозимый груз (вручить документы). Таким образом, в случае перевозки товаров железнодорожным транспортом ответственность по статье 253 Таможенного кодекса Российской Федерации распределяется следующим образом: субъектом ответственности за непредставление в месте доставки товаров является железная дорога, а за невручение документов на них — станция назначения.
Иначе обстоит дело с транспортными средствами. Согласно телеграмме ГТК России и МПС России от 4 декабря 1993 года порожние вагоны, контейнеры, перевозочные приспособления (за исключением случаев, когда они являются товарами) при перемещении между железными дорогами СНГ и Балтии пропускаются пограничными таможенными органами без таможенного оформления на станции отправления по натурному листу, представленному железной дорогой, с указанием в нем цели перемещения. В данном случае обязанность как представить транспортные средства, так и вручить на них документы таможенному органу лежит на перевозчике.
Объективная сторона нарушения таможенных правил
Обязательным условием для наступления ответственности по данной статье является доставка товаров и транспортных средств в место, определенное таможенным органом.
За невручение документов на товары и транспортные средства лицо будет нести ответственность только в том случае, если установлено, что документы имелись в наличии, однако по каким-либо причинам не были представлены таможенному органу. В противном случае действия лица образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (утрата или недоставление принятых для вручения таможенному органу документов).
Действия, определенные в диспозиции статьи 253 Таможенного кодекса Российской Федерации, влекут наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до 5-кратного минимального размера оплаты труда.
——————————————————————