Проект Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении»

(Сергеев Ю. Д., Лебедев С. В., Павлова Ю. В., Дергачев Н. А.)

(«Медицинское право», 2008, N 2)

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ГАРАНТИЯХ

ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ»

Ю. Д. СЕРГЕЕВ, С. В. ЛЕБЕДЕВ, Ю. В. ПАВЛОВА, Н. А. ДЕРГАЧЕВ

Сергеев Ю. Д., член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, профессор, заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И. М. Сеченова, доктор медицинских наук.

Лебедев С. В., президент юридической компании «Свитчайлд».

Павлова Ю. В., старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова, кандидат юридических наук.

Дергачев Н. А., юрист юридической компании «Свитчайлд».

Демографический кризис — это существенное нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения страны. В первую очередь под таким кризисом понимается убыль населения. В России смертность превышает рождаемость, и ежегодные потери населения в стране составляют порядка 800 тыс. человек в год. По мнению специалистов, если ситуация не изменится, численность населения страны может уже к 2030 г. снизиться до 100 млн. человек, а примерно к 2075 г. — до 50 — 55 млн.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2006 г.) прямо была обозначена самая острая проблема современной России — демографический кризис. В связи с этим были созданы определенные экономические гарантии защиты материнства. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В развитие указанного Закона принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», которым установлен порядок выдачи документов, определены и утверждены образцы заявления на получение материнского капитала и государственного сертификата на материнский капитал.

Вместе с тем представляется очевидным, что не только отсутствие надлежащего материального обеспечения семьи является причиной уменьшения рождаемости. Несмотря на достижения современной медицины, увеличивается количество бесплодных браков. По результатам медицинской статистики в России каждый шестой брак бесплоден в силу различных причин. Рождение ребенка невозможно или опасно для жизни и здоровья матери при физиологических недостатках, биологической несовместимости супругов, противопоказанности беременности, ряде наследственных заболеваний и т. д., причем причины бесплодия в равном количестве распределены между полами. Все это приводит к распаду семьи, к ухудшению демографической ситуации, а следовательно, к нарушению права человека на здоровье и благополучную жизнь.

Человечество давно пыталось найти решение этой проблемы. Но только в последние годы благодаря использованию искусственных методов репродукции появилась возможность изменить ситуацию. Сегодня в результате развития научных достижений в медицине, применения методов вспомогательных репродуктивных технологий стало возможным преодоление бесплодия и появление новой человеческой жизни.

Однако действующие правовые нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие при использовании методов искусственной репродукции, фрагментарны, спорны по существу, затрагивают лишь отдельные аспекты возникающих проблем.

На практике возникает множество правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями. Это и право на занятие практикой данного рода, правовой и этический статус эмбриона, правовой и моральный статус искусственного оплодотворения, правомерность замораживания эмбрионов, яйцеклеток, сперматозоидов, сроки их хранения и использование их для реципиентов, права и обязанности доноров половых клеток, правовые и этические особенности суррогатного материнства и др.

В связи с этим представляется, что одной из первоочередных задач Российского государства является создание надлежащего правового режима реализации репродуктивного права человека на применение методов искусственной репродукции в целях защиты человеческой жизни от попыток произвольного манипулирования ей. Сегодня медицинская и юридическая практика убедительно свидетельствует: недостатки механизма правового регулирования в указанной области крайне негативно сказываются на обеспечении прав и законных интересов российских граждан и организаций (учреждений) — субъектов возникающих правоотношений.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ГАРАНТИЯХ

ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ»

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области охраны репродуктивного здоровья граждан, а также устанавливает основные принципы государственной политики в сфере осуществления гражданами репродуктивного права на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий и закрепляет гарантии его осуществления.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право на применение вспомогательных репродуктивных технологий

Каждый человек имеет право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

Право на применение методов ВРТ является составной частью репродуктивных прав человека, реализуемых в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия.

Статья 2. Основные принципы реализации права на применение вспомогательных репродуктивных технологий

Основными принципами реализации права на применение вспомогательных репродуктивных технологий являются:

1. Осуществление права на применение методов ВРТ гражданами по своей воле и в своих интересах.

2. Соблюдение основных (личных) прав человека и гражданина при реализации права на применение методов ВРТ.

3. Гарантированность права мужчин и женщин на доступ к новым, безопасным, эффективным методам лечения бесплодия.

4. Конфиденциальность при применении методов ВРТ.

5. Защита прав и интересов ребенка, родившегося в результате применения методов искусственной репродукции.

6. Ответственность учреждений и организаций за обеспечение права граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о применении вспомогательных репродуктивных технологий

Законодательство Российской Федерации о применении вспомогательных репродуктивных технологий состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ не должны ограничивать права граждан в сфере применения методов вспомогательных репродуктивных технологий, установленные настоящим Законом.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

бесплодие — отсутствие беременности у женщины детородного возраста в течение одного года регулярной половой жизни без применения каких-либо контрацептивов.

Вспомогательные репродуктивные технологии — методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Генетические (биологические) родители — мужчина или женщина, из половых клеток которого (которой) сформировался эмбрион и носителем генотипа которого (которой) является его или ее будущий ребенок.

Донорство гамет — добровольная передача половых клеток (ооцитов, спермы) другим лицам для осуществления искусственного оплодотворения в целях преодоления бесплодия.

Донорство яйцеклетки или эмбриона — оплодотворение яйцеклетки женщины, выбранной бесплодной парой в качестве донора, спермой отца или донора спермы с последующим переносом эмбриона в матку бесплодной женщины.

Имплантация эмбриона — медицинская процедура, заключающаяся в переносе в полость матки оплодотворенной яйцеклетки.

Криоконсервация — обработка, замораживание и хранение репродуктивных тканей человека для дальнейшего использования при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий.

Охрана репродуктивного здоровья — объединение методов, технологий и услуг, которые защищают репродуктивное здоровье, посредством предотвращения и решения проблем в репродуктивной сфере человека.

Репродуктивное здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всем, связанном с репродуктивной системой, ее функциями и процессами.

Суррогатное материнство — вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины для вынашивания и рождения ребенка для лиц (лица), имеющих право на применение программы суррогатного материнства.

Суррогатная мать — женщина от 20 до 35 лет, полностью психически и соматически здоровая, имеющая собственного здорового ребенка, давшая добровольное информированное согласие на участие в программе суррогатного материнства.

Эмбрион человека — ранняя стадия развития живого организма от оплодотворения до завершения формирования основных систем и органов.

Экстракорпоральное оплодотворение — метод терапии бесплодия, заключающийся в оплодотворении яйцеклетки вне организма с последующим переносом полученного эмбриона в полость матки.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья 5. Право на деятельность по оказанию услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий

1. Специализированная медицинская помощь по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности в установленном законодательством РФ порядке.

Медицинские учреждения, имеющие право на оказание услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий, обязаны соблюдать условия для применения данных методов, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.

2. Оказание медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий осуществляется в форме договора, заключаемого между пациентом (пациентами) и медицинским учреждением.

Статья 6. Договор о медицинском обслуживании

Договор о медицинском обслуживании — это соглашение между пациентом (пациентами) и медицинским учреждением, в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется организовывать предоставление медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий определенного объема и качества.

Договор о медицинском обслуживании должен содержать:

наименование сторон;

перечень медицинских услуг, оказываемых в медицинском учреждении;

особенности предстоящей медицинской процедуры;

условия и порядок оказания медицинских услуг;

права, обязанности пациента и медицинского учреждения;

стоимость услуг и порядок расчетов;

срок действия договора;

обстоятельства изменения и прекращения договора;

ответственность сторон, заключающих этот договор;

иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 7. Государственное регулирование отношений в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий

1. Государственное регулирование отношений в сфере применения методов ВРТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Органы исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере ВРТ, в пределах своей компетенции осуществляют:

выдачу лицензий на медицинскую деятельность по применению вспомогательных репродуктивных технологий;

надзор за соблюдением медицинскими учреждениями, оказывающими услуги в сфере ВРТ лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи при применении методов преодоления бесплодия и иные полномочия, определяемые в установленном законодательством РФ порядке.

Статья 8. Саморегулирование медицинской деятельности по оказанию услуг в сфере ВРТ

1. В целях содействия в осуществлении государственного контроля за медицинской деятельностью по применению методов ВРТ в установленном законодательством РФ порядке создаются саморегулируемые организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности в данной сфере.

2. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

а) содействует в разработке профессиональных стандартов по оказанию медицинской помощи в сфере ВРТ;

б) осуществляет анализ деятельности медицинских учреждений, оказывающих услуги по применению ВРТ на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном учредительными документами саморегулируемой организации;

в) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

г) участвуют в разработке этических и правовых норм, регулирующих правоотношения при применении методов ВРТ;

д) организует профессиональное обучение, аттестацию членов саморегулируемой организации.

3. Саморегулируемая организация вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДОВ ИСКУССТВЕННОЙ РЕПРОДУКЦИИ

Статья 9. Лица, имеющие право на оказание медицинской помощи по лечению бесплодия с применением методов вспомогательных репродуктивных технологий

Правом на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий обладают:

1) одинокая женщина детородного возраста, определяемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения;

2) женщина и мужчина, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке, при наличии взаимного согласия супруги (супруга);

3) мужчина или женщина, не состоящие в зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке браке — по их желанию при наличии взаимного согласия мужчины (женщины).

Статья 10. Права граждан при оказании медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий

При обращении за медицинской помощью по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий граждане имеют право на:

1) выбор медицинского учреждения, имеющего право на деятельность по оказанию услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий;

2) информированное добровольное согласие на применение методов преодоления бесплодия;

3) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего репродуктивного здоровья;

4) получение информации о сущности искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах проводимых процедур;

5) на ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние репродуктивного здоровья гражданина и проводимое лечение;

6) на выбор донора половой клетки и (или) суррогатной матери;

7) получение сведений о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора;

8) получение информации о данных медико-генетического обследования суррогатной матери;

9) криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в установленном законодательством порядке;

10) сохранение в тайне сведений, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий;

11) получение статистических данных о частоте наступления беременности в циклах ЭКО в медицинском учреждении и иных сведений, связанных с условиями и порядком применения методов ВРТ;

12) возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи по лечению бесплодия с применением ВРТ.

Статья 11. Информированное добровольное согласие на применение методов преодоления бесплодия

1. Необходимым предварительным условием медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий является информированное добровольное согласие лица (лиц), имеющего право на применение данных методов.

Согласие на медицинское вмешательство оформляется в письменной форме и подписывается лицом (лицами), которому (которым) будет оказан данный вид медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на применение методов преодоления бесплодия должно включать:

достоверную и полную информацию о сущности применяемых методов вспомогательной репродукции;

информацию о медицинских и правовых аспектах всех выполняемых процедур;

информацию о возможном риске, побочных эффектах и осложнениях;

информацию об ожидаемых результатах проведенного лечения и о факторах, от которых зависит результат.

3. Лица (лицо), давшие свое согласие в письменной форме на применение методов ВРТ в случае рождения у них ребенка, записываются его родителями в книге записей рождений в порядке, установленном семейным законодательством РФ, и не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

Статья 12. Соблюдение конфиденциальности сведений, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий

1. Сведения о факте обращения за медицинской помощью по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий; о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона; о личности донора и иные сведения, полученные при лечении, составляют врачебную тайну.

Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

2. Передача сведений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, другому лицу (лицам) допускается с письменного согласия лица (лиц), давшего согласие на лечение.

3. Предоставление вышеперечисленных сведений без согласия лица (лиц) допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы указанные сведения, с учетом причиненного гражданину ущерба несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Обязанности граждан при лечении бесплодия с применением ВРТ

Лицо (лица) при оказании медицинской помощи по лечению бесплодия с применением методов ВРТ обязаны:

1) представить документы, необходимые для заключения договора на медицинское обслуживание;

2) предоставить лечащему врачу данные предварительных исследований и консультаций специалистов, проведенных вне медицинского учреждения (при их наличии);

3) сообщить все известные им сведения о состоянии своего здоровья, в том числе об аллергических реакциях на лекарственные средства, наследственных, венерических, психических и других заболеваниях в семье, иных факторах, которые могут повлиять на ход лечения бесплодия и/или течения беременности и развития плода, включая информацию о злоупотреблении алкоголем, наркотическими препаратами или токсическими средствами;

4) пройти медико-генетическое обследование в объеме, необходимом для медицинского вмешательства;

5) своевременно информировать специалистов о любых изменениях самочувствия и состоянии здоровья;

6) строго выполнять все назначения, предписания, рекомендации специалистов, оказывающих медицинскую помощь;

7) соблюдать правила внутреннего распорядка медицинского учреждения.

Глава IV. УСЛОВИЕ И ПОРЯДОК ДОНОРСТВА ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

Статья 14. Право на донорство гамет и эмбрионов

Физические лица, полностью психически и соматически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами гамет и эмбрионов.

Донорство гамет и эмбрионов осуществляется на возмездной или безвозмездной основе при наличии письменного информированного добровольного согласия донора (доноров), в содержание которого должны быть включены: особенности предстоящей медицинской процедуры; сведения о возможном риске, побочных эффектах и осложнениях; правовые последствия донорства.

Порядок предоставления гамет и эмбрионов и возраст лиц, имеющих право на донорство гамет и эмбрионов, определяются настоящим законом и нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения.

Статья 15. Донорство эмбрионов

Донорами эмбрионов могут быть пациенты программы ЭКО, у которых после завершения формирования полной семьи (рождения ребенка) остаются в банке неиспользованные криоконсервированные эмбрионы.

Эмбрионы могут быть получены также в результате оплодотворения донорских ооцитов спермой донора.

Использование эмбрионов для донации супружеской паре или одинокой женщине возможно только по свободному решению и письменному информированному согласию пациентов-доноров.

Запрещается получение эмбрионов человека исключительно для научно-исследовательских целей.

Статья 16. Правовые последствия донорства

1. Доноры половых клеток и эмбрионов не берут на себя родительские обязанности по отношению к будущему ребенку и не имеют право в настоящем и будущем выяснять личность ребенка и фактических родителей.

Использование оставшихся гамет и эмбрионов в научно-исследовательских или иных целях возможно только с письменного согласия донора (доноров).

2. Рождение 20 детей от одного донора на 800 тысяч населения региона является основанием для прекращения использования этого донора для реципиентов этого региона.

3. Учреждения здравоохранения, заключившие договор с донором, обязаны предоставлять сведения о частоте предоставления половых клеток в региональную базу единого банка доноров гамет.

Статья 17. Криоконсервация половых клеток и эмбрионов

Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток в учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

Гражданам гарантируется право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов по медико-социальным показаниям, в случаях риска потери способности к воспроизводству потомства в связи с заболеванием и (или) выполняемой профессиональной деятельностью.

Перечень медико-социальных показаний и порядок хранения генетического материала устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

Статья 18. Документальное оформление криоконсервации и хранения половых клеток и эмбриона

Криоконсервация половых клеток и эмбрионов осуществляется на основании письменного информированного согласия доноров половых клеток и эмбрионов и договора, заключенного между донором (донорами) и медицинским учреждением.

В содержание договора должно быть включено:

метод замораживания генетического материала;

условия и сроки хранения половых клеток и (или) эмбриона;

порядок использования и уничтожения половых клеток и эмбриона в случае развода супружеской пары; смерти (или признания недееспособным) одного из супругов или лица, давшего согласие на осуществление донорской функции;

порядок использования невостребованных половых клеток или эмбриона.

Статья 19. Организации здравоохранения, имеющие право на хранение и криоконсервацию половых клеток и эмбрионов

1. Криоконсервацию и хранение половых клеток осуществляют организации здравоохранения, имеющие лицензию на данный вид медицинской деятельности.

2. В случае реорганизации учреждений, имеющих право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбриона, права и обязанности данного учреждения переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

3. В случае ликвидации учреждения обязаны передать соответствующие полномочия по хранению гамет и эмбрионов организации, имеющей право на данный вид деятельности, в соответствии с решением уполномоченного органа данного учреждения либо по решению суда.

Глава V. ПРОГРАММА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Статья 20. Суррогатное материнство

1. Суррогатное материнство — вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины для вынашивания и рождения ребенка для лиц (лица), имеющих право на применение программы суррогатного материнства.

2. Правом на применение программы суррогатного материнства обладают лица, указанные в ст. 7 настоящего Закона, одно из которых является донором половой клетки.

3. Показания к применению программы суррогатного материнства и медицинские аспекты применения данной программы определяются нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Статья 21. Требования, предъявляемые к суррогатным матерям

1. Суррогатными матерями могут быть женщины от 20 до 35 лет, полностью психически и соматически здоровые, имеющие собственного здорового ребенка, давшие добровольное информированное согласие на участие в программе суррогатного материнства.

2. Суррогатная мать не может одновременно быть также донором яйцеклетки.

3. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.

Статья 22. Правовое оформление отношений между лицами, участвующими в программе суррогатного материнства

Правовое оформление отношений, связанных с применением программы суррогатного материнства, осуществляется на основании информированного добровольного согласия суррогатной матери и лица (лиц), имеющего право на применение программы суррогатного материнства, а также на основании заключенных договоров между:

1) суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение;

2) медицинским учреждением и лицами (лицом), имеющими право на применение программы суррогатного материнства.

Статья 23. Договор суррогатного материнства

1. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами (лицом), имеющими право на применение данного метода вспомогательных репродуктивных технологий, и суррогатной матерью.

Договор суррогатного материнства должен содержать:

данные о лицах, участвующих в программе суррогатного материнства;

место проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка;

права и обязанности сторон;

последствия рождения неполноценного ребенка;

порядок и условия оплаты материальных расходов на содержание суррогатной матери;

основания и последствия расторжения договора;

ответственность сторон за невыполнение условий договора;

иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Статья 24. Права и обязанности суррогатной матери

1. Женщина, давшая информированное добровольное согласие на применение программы суррогатного материнства, обязана:

предоставить полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также о результатах медико-генетического обследования;

проходить медицинское обследование в объеме и в сроки, определенные лечащим врачом;

строго соблюдать предписания врача;

своевременно предоставлять информацию о состоянии своего здоровья лечащему врачу и лицам, заключившим договор суррогатного материнства;

хранить в тайне сведения о заключении договора суррогатного материнства, о лицах, заключивших договор, о факте рождения ребенка.

2. Суррогатная мать имеет право:

на обеспечение условий, необходимых для проживания и вынашивания ребенка;

на возмещение расходов, связанных с участием в программе суррогатного материнства;

на компенсацию расходов, связанных с потерей заработка суррогатной матери в период вынашивания и рождения ребенка.

3. Женщина, давшая добровольное информированное согласие на применение программы суррогатного материнства, не имеет права отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор.

Статья 25. Права и обязанности лиц, имеющих право на применение программы суррогатного материнства

1. Лица, заключившие договор суррогатного материнства, обязаны:

предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления программы суррогатного материнства;

своевременно оплачивать расходы на медицинское обслуживание, в объеме, определяемом договором;

возместить материальные расходы суррогатной матери, связанные с применением программы суррогатного материнства;

хранить в тайне информацию о личности суррогатной матери. Разглашение данных сведений возможно только с согласия суррогатной матери.

2. Лица, заключившие договор суррогатного материнства, имеют право на:

ознакомление с документацией, отражающей состояние здоровья суррогатной матери;

на возмещение понесенных расходов в случае невыполнения суррогатной матерью условий договора.

3. В случае отказа от ребенка лица (лицо), заключившие договор суррогатного материнства, не вправе требовать возмещения материальных расходов, затраченных на осуществление программы суррогатного материнства.

Статья 26. Установление происхождения ребенка, родившегося в результате применения программы суррогатного материнства

Лица (лицо), одно из которых или оба являются донора ми половых клеток и заключившие договор с суррогатной матерью, в случае рождения ребенка записываются его родителями (родителем) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае отказа от ребенка лиц (лица), заключивших договор суррогатного материнства, либо их смерти матерью ребенка будет считаться суррогатная мать.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В СФЕРЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья 27. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан при оказании медицинской помощи при применении методов преодоления бесплодия

В случаях причинения вреда здоровью граждан при оказании медицинских услуг в сфере ВРТ виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Возмещение ущерба не освобождает виновных лиц от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 19.

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 321.

5. Приказ Минздрава России от 26 февраля 2003 г. N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 32.

——————————————————————