Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 281

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Статья 29 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Пользование и распоряжение такими товарами и транспортными средствами в иных целях чем те, в связи с которыми предоставлены льготы по таможенным платежам, без разрешения таможенного органа влечет наступление ответственности, предусмотренной статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Условия применения статьи 281 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Таким образом, для привлечения лица к ответственности по данной статье необходимо установить, что:

— непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются условно выпущенные товары или транспортные средства. При этом в соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Российской Федерации под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий;

— в отношении этих товаров или транспортных средств предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;

— предоставленные льготы носят целевой характер;

— лицо, получившее указанные льготы, пользуется или распоряжается товарами или транспортными средствами, являющимися непосредственным объектом нарушения таможенных правил, не в соответствии с этими целями.

Объективную сторону нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации, образуют пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях чем те, в связи с которыми такие льготы были предоставлены. Следует отметить, что факт предоставления льгот по уплате таможенных платежей должен предшествовать факту пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. В практике же таможенных органов встречаются ситуации, когда иностранные физические лица привлекаются к ответственности по данной статье за выдачу российскому лицу в третьей стране доверенности на управление автотранспортным средством, которое впоследствии ввозится на таможенную территорию Российскую Федерацию с предоставлением льгот по таможенным платежам. На территории Российской Федерации указанный автомобиль используется уже российским лицом, на которого оформлена доверенность. Поскольку распоряжение, под которым понимается одно из правомочий собственника, позволяющее ему решить юридическую судьбу вещи, произошло на территории иностранного государства и предшествовало факту предоставления льготы, в действиях иностранного лица отсутствует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Целевой характер льгот по таможенным платежам

Большинство льгот по таможенным платежам, не сопряженных с использованием таможенных режимов, носит целевой характер, то есть предоставляется лицу для осуществления с товарами и транспортными средствами конкретных действий. Приведем несколько примеров таких льгот.

На основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе» и статьи 5 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» товары, ввозимые иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями при условии, что они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала, и соответствуют общему количеству и стоимости вклада иностранного учредителя в уставный капитал, оговоренного учредительными документами, освобождаются от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 года N 688 «О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1216 «Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» было предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввезенных / ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для нужд Министерства обороны Российской Федерации в счет средств, предусмотренных Федеральным бюджетом для финансирования расходов Министерства обороны Российской Федерации, по контракту от 25 июля 1996 года N 148/1697 на сумму 1500 млрд. рублей и соглашению к нему от 11 июня 1997 года N 148/1697 на сумму 250 млн. долларов США, заключенным между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации и Промышленно — финансовой корпорацией «Единые энергетические системы Украины». При этом такая льгота предоставлялась только при условии, если получателем товаров давалось обязательство о том, что ввезенные / ввозимые товары будут использоваться в целях капитального строительства и текущего содержания объектов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров. При этом под международными понимаются перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории Российской Федерации.

Целевой можно также признать льготу в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, предоставляемую физическим лицам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, временно ввозящим при следовании через таможенную границу одно транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, на срок пребывания на территории Российской Федерации, но не более одного года включительно (п. 2.6 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года N 814). Указанная льгота предоставляется при условии, что в течение этого срока транспортное средство не будет использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности, отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам. Цели предоставления этой льготы могут быть сформулированы как некоммерческие.

Гуманитарная помощь

Часто определяющее значение для решения вопроса об обоснованности привлечения лица к ответственности по статье 281 Таможенного кодекса Российской Федерации имеет выяснение целей предоставления льгот. Приведем пример, который хотя несколько утратил свою актуальность, представляет несомненный интерес с точки зрения характера предоставляемых льгот.

Акционерное общество ввезло на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи товар — ящики из гофрированного картона. Указанный товар был признан грузом гуманитарной помощи решением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации. При проведении проверки данной организации на предмет целевого использования гуманитарной помощи было установлено, что товар был использован для реализации и получения доходов, о чем был составлен протокол о нарушении таможенных правил и вынесено постановление о наложении взыскания.

В соответствии с Положением о порядке приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающих на территорию Российской Федерации из-за рубежа, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 170 (утратило силу в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года N 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»), гуманитарной помощью признавались безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направляемые из зарубежных стран в Российскую Федерацию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Исходя из этого, Приказом ГТК России от 15 марта 1996 года N 142 «О порядке таможенного оформления и применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи» (утратил силу в связи с Приказом ГТК России от 25 мая 2000 года N 429 «Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия)») было установлено, что для производства таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, таможенному органу представляется обязательство получателя о целевом использовании товаров исключительно для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения.

Вместе с тем указанным Положением предусматривалась возможность отнесения к гуманитарной помощи иных предметов, т. е. предметов, не отвечающих общим критериям гуманитарной помощи, в том числе не предназначенных непосредственно для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Эти предметы обретали статус гуманитарной помощи в силу признания их таковыми Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

В рассматриваемом случае для принятия решения на заседание указанной Комиссии были представлены документы, свидетельствующие о том, что товар будет реализован, а доходы от этих операций будут направлены на предусмотренные учредительными документами виды деятельности: благотворительность, милосердие, содержание воскресных школ, восстановление разрушенных храмов и монастырей. Таким образом, товар был признан гуманитарной помощью с учетом того, что он будет использован на указанные цели (очевидно, что ящики из гофрированного картона не могли быть признаны гуманитарной помощью исходя из того, что они будут использоваться непосредственно для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных слоев населения). Более того, в представленном при таможенном оформлении обязательстве о целевом использовании товара указано, что он будет использован для производства товара, доход от реализации которого будет направлен на вышеуказанные виды деятельности. При таких обстоятельствах факт реализации товара и получения прибыли не может свидетельствовать о том, что товар использовался не в соответствии с целями, в связи с которыми предоставлены льготы по таможенным платежам, в связи с чем привлечение акционерного общества к ответственности неправомерно.

Статья 281 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает наступление ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 300 процентов суммы таможенных платежей, не уплаченных в связи с предоставлением льгот, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

——————————————————————