Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 265 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА

СТАТЬЕЙ 265 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Ответственность, предусмотренная статьей 265 Таможенного кодекса Российской Федерации, наступает за непредставление таможенному органу в установленном порядке необходимой отчетности о ввозимых, вывозимых, поступающих, хранящихся, перерабатываемых, изготовляемых, приобретаемых и реализуемых товарах, находящихся под таможенным контролем либо на территории свободных таможенных зон и свободных складов, а также за несоблюдение порядка ведения учета таких товаров.

Как уже отмечалось при рассмотрении общих положений об ответственности за нарушения таможенных правил, таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности. Одной из форм контроля, согласно статье 180 Таможенного кодекса Российской Федерации, является проверка системы учета и отчетности, ведение и представление которых, в свою очередь, возложено на отдельных лиц.

Обязанность ведения учета и представления отчетности

Так, Таможенным кодексом Российской Федерации закреплена обязанность владельцев таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также лиц, осуществляющих операции с товарами в свободных таможенных зонах, вести учет и представлять таможенному органу отчетность о товарах (ст. ст. 49, 55, 82, 152 ТК РФ). В дальнейшем эти нормы получили развитие в специальных нормативных правовых актах ГТК России. Например, в Положении о таможенных складах, утвержденном Приказом ГТК России от 10 августа 1993 года N 314, установлено, что при помещении товаров на таможенный склад они регистрируются владельцем склада в складских документах по форме, устанавливаемой таможней (п. 9.1). Как правило, в этих документах указываются сведения о виде товара, его весе, количестве мест, дате помещения на склад, дате выпуска со склада, а также о номерах товаросопроводительных документов и грузовых таможенных деклараций. Владелец таможенного склада обязан не реже одного раза в три месяца представлять в таможенный орган очередной отчет о хранящихся товарах и сроках их хранения (п. 9.2).

В ряде случаев таможенные органы наделены правом самостоятельно устанавливать такую обязанность. В частности, при наличии достаточных оснований полагать, что товары, помещенные под режим переработки на таможенной территории, будут использоваться не в соответствии с заявленным режимом, таможня вправе обязать заявителя представлять ей в течение всего срока действия лицензии на переработку необходимую для осуществления таможенного контроля периодическую и / или внеочередную отчетность (п. 11.2 Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории, утвержденного Приказом ГТК России от 5 сентября 1997 года N 543).

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Как видно из диспозиции статьи, объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении порядка ведения учета, а также в непредставлении таможенному органу в установленном порядке необходимой отчетности. Однако ответственность наступает за непредставление и за несоблюдение порядка ведения только определенного рода отчетности.

Во-первых, ответственность по данной статье связана с несоблюдением порядка ведения учета и с непредставлением таможенном органу отчетности только о товарах. Несмотря на то, что на владельца склада временного хранения возложена обязанность вести учет и представлять отчетность и о товарах, и о транспортных средствах (ст. 152 ТК РФ, п. 9.1 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 7 октября 1993 года N 388), он не будет нести ответственность за несоблюдение указанных требований в отношении последних.

Во-вторых, ответственность наступает за несоблюдение порядка ведения учета и непредставление таможенному органу отчетности только о товарах, определенных в диспозиции статьи: ввозимых, вывозимых, поступающих, хранящихся, перерабатываемых, изготовляемых, приобретаемых и реализуемых.

В-третьих, порядок ведения учета и представления отчетности должен быть установлен таможенным законодательством: лицо не может быть привлечено к ответственности за несоблюдение порядка ведения учета и представления отчетности, установленного, к примеру, законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Исходя из смысла статьи 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, в таких действиях отсутствует событие нарушения таможенных правил.

И в-четвертых, порядок ведения учета и представления отчетности должен быть установлен надлежащим образом.

В частности, Таможенным кодексом Российской Федерации закреплено, что перечень документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, а также порядок их представления определяются ГТК России. В этой связи имеющие место в некоторых таможенных органах случаи привлечения лиц к ответственности по факту непредставления отчетности (в частности о товарах, ввозимых в качестве гуманитарной помощи), установленной региональными таможенными управлениями или таможнями непосредственно, неправомерны.

Субъект нарушения таможенных правил

Субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 265 Таможенного кодекса Российской Федерации, выступает лицо, на котором лежит юридическая обязанность вести учет и представлять таможенному органу необходимую отчетность. Таким образом, круг субъектов ответственности преимущественно ограничивается владельцами складов временного хранения, свободных складов, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками, российскими организациями, осуществляющими переработку товаров, и лицами, осуществляющими операции с товарами в свободных таможенных зонах. Об этом косвенно свидетельствует и санкция, установленная за данное правонарушение, — предупреждение либо наложение штрафа в размере от 5-кратного до 15-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с отзывом лицензии или без ее отзыва (в данном случае лицензий на учреждение склада временного хранения, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика и лицензии на переработку товаров).

——————————————————————