«Правоизучение» в системе правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса

(Лонь С. Л.) («Юридическое образование и наука», 2009, N 2)

«ПРАВОИЗУЧЕНИЕ» В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

С. Л. ЛОНЬ

Лонь С. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института Томского государственного университета, заместитель директора ЮИ ТГУ.

В статье рассматриваются следующие основные проблемы: 1) для чего в государстве существуют высшие и средние юридические учебные заведения, правовые научно-исследовательские институты и лаборатории; 2) почему к основным юридическим профессиям — судьи, прокурора, адвоката и другим допускаются люди, имеющие высшее юридическое образование. Постановка любой проблемы инициируется, как правило, конкретными жизненными условиями и потребностями, а в некоторых случаях «шальными идеями» (гипотезами) отдельных авторов. Включение «изучения истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности» в систему правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса, как утверждение сформировалось на основе результатов изучения практики. В основу предлагаемых рассуждений положен глубокий теоретический анализ и синтез научных исследований в области философии права, теории государства и права, уголовного процесса, прокурорского надзора, правоохранительных органов и профессиональной юридической этики.

Проблемная заставка

1. Для чего в государстве существуют высшие и средние юридические учебные заведения, правовые научно-исследовательские институты и лаборатории? 2. Почему к основным юридическим профессиям — судьи, прокурора, адвоката и другим допускаются люди, имеющие высшее юридическое образование <1>? ——————————— <1> См. положения ст. 119 Конституции РФ, ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ», ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Предложение для обсуждения в качестве рабочей гипотезы можно сформулировать таким образом. Правовое регулирование отношений в обществе представляет собой совокупную последовательную деятельность, развивающуюся во времени, которая по содержанию может рассматриваться как процесс. Макросхема этого процесса правового регулирования включает в себя систему этапов: правотворчество — правоизучение — правоприменение — … Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности человека в государстве или отдельных вопросов урегулированной области общественных отношений может быть представлено микросхемой процесса правового регулирования. А именно: разработка и принятие закона, изменения или дополнения нормы — изучение закона, нормы, изменения или дополнения нормы — применение закона, нормы — исследование нормы, практики ее применения. В предложенных схемах исходным предметом являются «правоизучение» и изучение закона, нормы, их изменения или дополнения. «Изучение истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности» не укладывается непосредственно ни в то, ни в другое. Оно является чем-то средним между «правоизучением» и изучением нормы, если брать по уровню обобщения. Если брать по объему содержания, то оно является частью «правоизучения», но вместе с тем включает в себя изучение закона или нормы. Говоря об «изучении истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности», имеется в виду изучение уголовного процесса в широком смысле. Когда же речь идет об «исследовании уголовного процесса», то предполагается научный, учебный, практико-аналитический подход к осмыслению складывающихся общественных отношений вокруг процессуальной работы с уголовными преступлениями и наказанием за их совершение и накапливаемого материала научных исследований, учебных разработок и опыта названной практической деятельности. «Правоизучение» и «правоисследование» — относительно новые понятия, включенные в систему правового регулирования. Эти научные категории по уровню своего обобщения относятся к общей теории государства и права. Однако исследование их на общетеоретическом уровне в аспекте правового регулирования не проводилось. Вместе с тем «изучение истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности» не такие уж новые словосочетания и используются в науке и практике уголовного процесса. Названные категории науки уголовного процесса имеют под собой определенный исторический, теоретический и практический материал. «Правоизучение» — относительно новый термин и понятие в общетеоретической и специальной юридической литературе. Введение его и работа с этим понятием предполагают необходимость исследования целой системы процессуальных отношений, связанных с изучением и исследованием правовых явлений и категорий. Вырисовывается необходимость выделения упорядоченной процессуальной деятельности по изучению и исследованию правовой системы государства гражданином, группой профессионально обучающихся лиц или специальными должностными лицами, повышающими свою профессиональную юридическую квалификацию. С точки зрения своего смыслового содержания «правоизучение» имеет в некотором смысле предшественника. Если рассматривать материально-правовой аспект «правоизучения», то результатом его является правосознание гражданина, профессиональной группы или государства <2>. Такое понятие, как «правосознание», подвергалось исследованию и в общей теории государства и права, и в специальных отраслевых науках. ——————————— <2> Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993.

В научной литературе по общей теории государства и права <3> и уголовному процессу <4> исследовали понятие «правосознание» и говорили о нем как об элементе механизма правового регулирования. У правосознания много изучаемых сторон. Когда же речь идет о правосознании как элементе механизма правового регулирования, то имеется в виду, что это как бы внутренний, невидимый элемент, пронизывающий весь механизм правового регулирования, связанный с человеком. В сравнении с таким положением правосознания «правоизучение» представляет собой внешнею деятельностью человека по формированию правосознания, его совершенствованию. ——————————— <3> В одной из своих работ С. С. Алексеев писал, что «законы издаются для людей и людям адресованы, они применяются людьми и людьми исполняются» (Правовое государство — судьба социализма. М., 1988. С. 162 — 174). Правда, к этому бы нужно еще добавить, имея в виду правосознание, что законы и пишутся людьми, и принимаются людьми. <4> Зусь Л. Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования (Общая характеристика основных элементов). Владивосток, 1976. С. 58 — 104.

В предлагаемой ранее макросхеме «правоизучение» выступает как обязательный элемент (этап) правового регулирования, который также может рассматриваться и как самостоятельная система, и как сложное процессуальное явление. Учитывая специфику государственного правового регулирования отношений в обществе, без «правоизучения» невозможно применение законодательства исполнительными и судебными органами, так как теория разделения властей обособила законодательную власть и ее органы. А это значит, что принимаемые ими законы без их специального изучения субъектами, которым они адресованы, применимы быть не могут. Кроме того, без особой юридической подготовки специалистов-юристов они не могут быть правильно поняты, истолкованы и применены для квалификации конкретных жизненных обстоятельств или составления специальных юридических документов. Правосознание юристов — профессионалов в уголовном процессе формируется в процессе правоизучения, которое может быть организованным или самостоятельным, общепрофессиональным и профессионально углубленным и так далее. В любом варианте по содержанию и виду правоизучения правосознание претерпевает изменения в сторону его совершенствования. «Правоизучение» как функциональная деятельность, направленная на изменение правосознания, осуществляется определенными субъектами. Оно имеет свой объект изучения, инструментарий и последовательную процедуру действий. Применительно к заявленной теме объектом «правоизучения» выступают история и теории уголовного процесса, действующее уголовно-процессуальное законодательство и практика уголовно-процессуальной деятельности, накопленный исторический опыт создания норм права и их применения. К субъектам, использующим результаты «правоизучения», относятся должностные лица органов и учреждений, применяющих нормы права; должностные лица и сотрудники органов, государственных и общественных образований, участвующих в законотворческом процессе, которые должны изучить имеющийся правовой материал, исторический опыт создания и применения норм права. К субъектам, непосредственно и профессионально изучающим право, т. е. в прямом смысле слова «правоизучающим», относятся студенты, преподаватели юридических вузов, научные сотрудники научных юридических учреждений. Граждане, которые занимаются изучением и распространением знаний о нормах права, о конкретном отраслевом регулировании, также могут быть отнесены к субъектам правоизучения. «Правоизучение» может быть определено как одна из основных процедур формирования и совершенствования правосознания юристов-специалистов и граждан. Функционально по содержанию «правоизучение» может быть рассмотрено как процесс, развивающийся во времени и поэтапно. Следует также отметить, что без правоизучения, как самостоятельного и обязательного элемента правового регулирования, занимающего определенное место в процессе правового регулирования, не может быть и речи о качественном и эффективном регулировании государством общественных отношений. Особенность «правоизучения» подчеркивает специфический инструментарий, который используется в процессе осуществления правоизучения: научные категории, разработанные учеными в научных монографиях, понятия и теоретические положения, даваемые в научной и учебной литературе, тексты законов и нормативных актов, конструкции и правила отдельных норм и так далее. Не углубляясь в общетеоретические рассуждения и установки, ограничимся выводом. «Правоизучение» является обязательным элементом в формировании правосознания судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Такой вывод напрашивается не только из морального требования необходимости высокого профессионального уровня правосознания названной категории лиц, но и имеющихся законодательных предписаний. Такая потребность осознана законодателем и в соответствующих формулировках внесена в положения нормативных актов. Наличие для судей, прокуроров, следователей, адвокатов высшего юридического образования является фундаментальной, но в то же время исходной ступенью начала профессиональной деятельности. Полученное юридическое образование в специальном юридическом вузе служит основой для дальнейшего изменения и совершенствования их правосознания применительно к выполняемой юридической деятельности. «Изучение истории и теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности» является составной частью изучаемого материала при получении высшего юридического образования. Кроме того, изучение этих вопросов или их части продолжается и при последующей работе судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Таким образом, изучение специальных вопросов уголовного процесса является необходимым элементом процесса формирования правосознания юристов-профессионалов, специализирующихся на уголовно-процессуальной деятельности. Учитывая выделяемую функциональную специфику уголовного процесса, следует отметить, что его изучением занимаются не только лица, выполняющие названную узко профессиональную деятельность, но и другие категории граждан. В частности, о студентах, преподавателях и научных работниках уже говорилось. Однако следует сделать оговорку. В данном случае выделяется уже часть системы знаний, составляющих юридическое образование, а именно изучение учебных дисциплин, связанных с уголовно-процессуальным законодательством, историей и теорией уголовного процесса. Если говорить о научных работниках и научных исследованиях, то здесь также имеется в виду сфера складывающихся социальных отношений и общественных закономерностей, связанных с уголовным процессом. Нельзя не упомянуть изучение названного круга вопросов и другими профессиональными юристами при повышении квалификации в специальных учебных заведениях и центрах для расширения кругозора и углубления знаний в этой сфере. Говоря об изучении истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности, хотелось бы отметить, что оно является элементом процесса формирования правосознания юристов-профессионалов. Без изучения этого раздела и соответствующего объема знаний названных вопросов нет стандартов юридического образования в специальных средних и высших учебных заведениях. Без знания и ссылок на конкретные положения УПК РФ не могут быть составлены процессуальные документы практической деятельности. При повышении уровня квалификации по специальности не обойтись без разбора конкретных примеров работы, анализа практической деятельности и статистики. Обозначенные положения при их определенной систематизации могут дать представление о специализирующемся направлении познания сферы жизнедеятельности государства — изучение «истории, теории уголовного процесса, действующего уголовно-процессуального законодательства и практики уголовно-процессуальной деятельности» (уголовного процесса). Таким образом, квалифицированно выполнять профессиональную деятельность судьи, прокурора, следователя, адвоката могут и должны только лица, которые имеют специальную юридическую подготовку, получившие высшее юридическое образование, участвовавшие в специальном процессе формирования профессионального правосознания. «Правоизучение» в процессе обучения, переподготовки, повышения квалификации, текущей уголовно-процессуальной деятельности является элементом, формирующим правосознание юристов-профессионалов. А оно в дальнейшем определяет их реальное поведение, содержание фактических правоотношений, формирующихся на основе норм уголовно-процессуального права, и складывающиеся социальные отношения в государстве. Поэтому «правоизучение», независимо от организации, форм, видов, уровней юридической подготовки, сложившихся в настоящее время в Российском государстве, с необходимостью проявляется как обязательный элемент (этап) в системе правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса. Независимо от места и роли в предложенных макро — и микросхемах эпизодический или систематический характер «правоизучения» будет оказывать регулирующее воздействие на планируемые, возникающие и развивающиеся уголовно-процессуальные отношения.

——————————————————————