Некоторые конституционно-правовые проблемы защиты врачебной тайны

(Миннегулов И.) («Медицинское право», 2005, N 4)

НЕКОТОРЫЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ

И. МИННЕГУЛОВ

Миннегулов И., соискатель Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина.

В современном мире информация, становясь одним из основных ресурсов, имеет, пожалуй, самую высокую ценность. Разглашение сведений, подпадающих под категорию «тайна», может нанести существенный вред правам человека и гражданина. В настоящей статье мы рассмотрим лишь в общих чертах отдельные положения Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященных установлению правового режима такой правовой категории, как врачебная тайна. Прежде чем рассмотреть этот вопрос, необходимо остановится на содержании понятия «тайна». В действующем законодательстве содержание термина «тайна» напрямую не раскрывается, хотя данное понятие употребляется по отношению более чем к 30 случаям ограничения права граждан на информацию <*>. ——————————— <*> Право и информатизация общества. Сборник научных трудов РАН. М., 2002. С. 251.

Тайна — это прежде всего, информация

Руководствуясь статьей 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» можно дать следующее определение: тайна — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <*>. Но это не просто информация, а информация с ограниченным доступом. За нарушение режима тайны предусмотрена ответственность. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Основы конституционно-правового регулирования частной жизни составляют положения статьи 23 Конституции Российской Федерации. Частная жизнь представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере общественных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. «Неприкосновенность» и «тайна» — два понятия, характеризующие природу данного института. Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий — врачам, адвокатам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение (распространение). Вынужденная необходимость разглашения сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: борьбы с преступностью; защиты здоровья граждан; при объявлении чрезвычайного и военного положения <*>. ——————————— <*> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: ЮЛ, 1994. С. 150.

Врачебная тайна — одна из важных сторон частной жизни человека. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что является врачебной тайной <*>. Это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевании и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. При этом гражданину должна быть гарантирована конфиденциальность передаваемых им сведений. Так, не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом. ——————————— <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993. N 33. Ст. 1318.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использование этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: — в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; — при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; — по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; — в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; — при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (статья 61). Однако это не значит, что врач должен предоставлять информацию о каждом таком случае. Закон только устанавливает, что предоставление таких сведений не является нарушением врачебной тайны. На враче лежит обязанность предоставить такую информацию только в том случае, если ему достоверно известно, что произошло преступление или непредоставлением такой информации он укрывает преступника <*>. ——————————— <*> Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 155.

В случае отсутствия названных в законе условий врач не имеет права разглашать врачебную тайну. Он не может предоставить такого рода информацию даже родным и близким больного. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан такая информация может быть сообщена членам семьи пациента, «если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация» (ст. 31). В рамках данной статьи предлагаю проанализировать вопрос о конституционности ряда положений нормативных правовых актов, которые находятся на одной плоскости — это врачебная тайна и борьба с преступностью. Как известно, при решении вопросов борьбы с преступностью допускается существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан. Так, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматриваются внепроцессуальные (тайные, агентурные) методы борьбы с преступностью <*>. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

Вторжением органов государства в частную жизнь граждан можно назвать и совместный Приказ Минздрава Российской Федерации и МВД России от 9 января 1998 года N 4/8 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера» <*>. ——————————— <*> Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».

В целях более полного представления о содержании этого совместного приказа остановимся более подробно на его положениях. Согласно этому Приказу лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности незамедлительно должны сообщать в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии. К телесным повреждениям, о которых следует информировать органы внутренних дел, приказ относит следующее: — телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и т. д.; — телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство; — телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами; — ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях; — ранения и травмы, полученные при неосторожном обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами; — травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий; — телесные повреждения и травмы, полученные в связи с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушением техники безопасности на производстве; — иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения. В то же время органы внутренних дел не уведомляются о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученных в быту: — при неосторожном обращении пострадавших с различными видами электромеханического инструмента или оборудования (бензопилы, электропилы, электродрели, станки, подъемники и т. д.); — в результате несчастных случаев, в том числе при падении в подвалы, погреба, траншеи, с крыш домов, с деревьев и т. п.; — в случаях поражения электрическим током; — с телесными повреждениями, причиненными животными (за исключением случаев, когда животные натравливались на пострадавших); — с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в результате ссор, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы. Отдельным пунктом Приказа предписывается руководителям лечебно-профилактических учреждений определять должностных лиц, персонально ответственных за своевременное информирование органов внутренних дел о поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Физические лица, занимающиеся частной практикой на основе лицензии, о фактах поступления (обращения) граждан сообщают самостоятельно. При установлении фактов несообщения или несвоевременного сообщения, ненадлежащей недостоверности, необъективности и неполноты сведений о поступлении (сообщении) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, сообщаемых работниками лечебно-профилактических учреждений в органы внутренних дел, начальник органа внутренних дел имеет право вносить соответствующим руководителям органов управления здравоохранением представления о проведении проверки и принятии мер. Анализ положений данного совместного Приказа позволяет констатировать, что медицинские работники наряду с решением вопросов здравоохранения решают и вопросы борьбы с преступностью. Этот Приказ стимулирует их (в административном порядке) проникновение в частную жизнь граждан. Более того, необходимо отметить, что данный Приказ, являющийся по своей правовой природе нормативным правовым актом, не прошел соответствующую государственную регистрацию и, следовательно, не был опубликован в официальных изданиях. Представляется поэтому, что совместный Приказ Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 года противоречит положениям Конституции Российской Федерации, в частности статье 23. К тому же подобные приказы, противоречащие законодательству, не могут служить основанием для нарушения врачами врачебной тайны, а в случае такого нарушения пациент имеет право обжаловать действия врача. Таким образом, проблема сохранения врачебной тайны остается разрешенной не полностью. В связи с этим интересна позиция федерального законодателя в отношении адвокатской тайны. Например, в содержание адвокатской тайны включен сам факт обращения гражданина за юридической помощью. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» запрещает допрашивать адвоката в качестве свидетеля: он не должен раскрывать информацию о своем клиенте и не несет ответственности за недоносительство <*>. Закон запрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Все это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру за оказанием юридической помощи. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.

Как видно из проведенного юридического анализа, степень защиты врачебной тайны значительно ниже, чем степень защиты, например, адвокатской тайны. Следует признать, что Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан введены в действие еще до принятия Конституции Российской Федерации. Концептуальные изменения в них не вносились, и поэтому назрела необходимость пересмотра положений статей 30, 61 в части согласования их норм с конституционными установлениями. Но для этого недостаточно наличие недостатков в тексте. Необходимым условием здесь является готовность к этим изменениям и государственной власти и общества. Пока идея реформ вообще и в области здравоохранения в частности не находят поддержки в общественном сознании, не воспринимается обществом как отвечающая его интересам. Принятый Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» однако не решил всех проблем конституционно-правового регулирования вопросов информации. Так, до сих пор не решены вопросы гарантии доступа к информации. Известно, что проблемы защиты врачебной тайны изучаются и в научной медицинской среде <*>. В настоящее время решение данной проблемы является важной необходимостью, ибо она связана с гарантией прав и законных интересов не только врача, но и пациента. ——————————— <*> Например, это работы: Леонтьева О. В. Юридические основы медицинской деятельности: Учебное пособие. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2003; Стеценко С. Г. Основы медицинского права в системе базовой и последипломной подготовки врача: Учебное пособие. М., 2002; Медицинское право. Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2004; Правовые основы здравоохранения в России / Под редакцией академика РАМН Ю. Л. Шевченко. М.: Гэотар-Мед.; Шупика Ю. П., Глушкова В. А. О врачебной тайне // Клиническая хирургия. 1986. N 11; Юркина Г. Защита информации, составляющей врачебную тайну, в корпоративных системах обязательного медицинского страхования // Врач. 2002. N 4; и других.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовое закрепление право на неприкосновенность частной жизни, в том числе на защиту врачебной тайны, требует своего дальнейшего изучения специалистами в области конституционного права и медицинского права. Ее общая концепция продиктована Конституцией Российской Федерации и нуждается в нормативном оформлении на уровне закона.

——————————————————————