Некоторые проблемы правового регулирования проведения Олимпийских игр в г. Сочи
(Абаев М. Т.)
(«Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 3)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В Г. СОЧИ
М. Т. АБАЕВ
Абаев М. Т., ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия — Алания (г. Владикавказ).
Столицей XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. выбран город Сочи.
Для поддержки этого мероприятия были приняты Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) и Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (далее — Закон о государственной корпорации).
Принятие этих Законов вызывает вопросы, требующие пристального рассмотрения.
1. В соответствии со ст. 16 Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств Корпорации или за счет средств иных юридических лиц, предоставляются Корпорации в безвозмездное срочное пользование или аренду без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов.
Вызывает недоумение такая «щедрость» государства по отношению к государственной корпорации, правовой статус которой не совсем понятен. В соответствии со ст. 2 Закона Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Корпорация не может быть признана несостоятельной (банкротом).
Не углубляясь в правовую природу данного лица, обратимся к Гражданскому кодексу РФ.
Гражданский кодекс РФ затрагивает понятие «государственная корпорация» только в статьях, регламентирующих условие ликвидации и банкротства юридического лица (ст. 61, 65).
Таким образом, необходимо уточнить в базисных положениях гражданского законодательства данный вопрос.
2. В случае возведения объектов за счет средств Корпорации или иных юридических лиц право предоставлять участки под олимпийские объекты в безвозмездное срочное пользование или аренду без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов предоставлено Краснодарскому краю и муниципальному образованию «Город-курорт Сочи» (ч. 4 — 6 ст. 16, 17 Закона).
Другим субъектом данных правоотношений будет выступать государственная корпорация, юридические лица (какие?) или же организации, занятые в строительстве.
Вызывает вопрос само понятие «олимпийский объект» как объект недвижимого имущества.
Согласно ст. 3 Закона о госкорпорации ими являются: спортивные объекты; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры, а также инфраструктуры связи; объекты электроэнергетики; объекты туристской индустрии и объекты здравоохранения; объекты природоохранного назначения; объекты обеспечения безопасности.
То есть законодатель прямо не затрагивает жилищное строительство, без которого явно не представляется возможным проведение Олимпийских игр в городе Сочи.
Между тем следует обратиться к Земельному кодексу (ст. 38 — 38.2), из которого следует, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, Закон вступает в противоречие с Земельным кодексом, что в дальнейшем затруднит закрепление прав на созданные объекты недвижимого имущества.
3. Как указано в ст. 15 Закона, в случае если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, их изъятие для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, осуществляется путем прекращения этих прав.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Между тем по правилу, установленному Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прекращения права на объект недвижимого имущества невозможна без «первичной» регистрации права предыдущего правообладателя.
А если правообладатель не захочет регистрировать свое право в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, то в этом случае подлежит применению ст. 66 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
——————————————————————