Перспективы создания фонда гарантирования страховых выплат в России на основе позитивного зарубежного опыта
(Касторнова Т. А.) («Финансовое право», 2011, N 12)
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ФОНДА ГАРАНТИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОЗИТИВНОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА <*>
Т. А. КАСТОРНОВА
——————————— <*> Kastornova T. A. Perspectives of creation of fund of guaranteeing insurance payments in Russia on the basis of positive foreign experience.
Касторнова Татьяна Александровна, доцент кафедры «Финансовое право» ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемии), кандидат экономических наук.
В публикации рассматриваются вопросы по совершенствованию страхового законодательства, которое необходимо проводить для обеспечения надежности деятельности субъектов страхового дела и защиты прав страхователей и застрахованных, и его правоприменения. Создание фонда гарантирования страховых выплат является одним из основных условий формирования системы гарантий потребителей страховых услуг. Участие в этом фонде должно являться обязательным условием при осуществлении страховой деятельности.
Ключевые слова: потребители финансовых услуг; страховые выплаты; совершенствование страхового законодательства.
The publication considers the issues of improvement of insurance legislation and application thereof which is necessary to carry out for ensuring reliability of activity of subjects of insurance activities and protection of rights of insurers and insurants. The creation of the fund of guaranteeing insurance payments is one of basic conditions of formation of system of guarantees for consumers of insurance services. Participation in this fund shall be an obligatory condition for effectuation of insurance activity.
Key words: consumers of financial services, insurance payments, improvement of insurance legislation.
Финансовая стабильность национальной экономики во многом определяется доверием потребителя на рынке финансовых услуг и уровнем защиты его прав, законных интересов. При этом сложившаяся на сегодня в России нормотворческая и правоприменительная практика ориентирована больше на поддержку финансового предпринимателя (кредитора, инвестора, страховщика и др.), а интересы потребителя остаются не защищенными в должной мере. Актуальность этого вопроса связана и с тем, что ежегодно происходит значительное увеличение потребителей финансовых услуг — в связи с активным вовлечением населения в сферу таких услуг с целью повышения уровня жизни. Защита прав потребителей на финансовых рынках должна обеспечивать фактическое равенство поставщиков и потребителей финансовых услуг и демонстрировать эффективные действия первых по своевременному предоставлению финансовых ресурсов и гарантий. Говоря о продуманной и законодательно закрепленной защите интересов потребителей страховых услуг, прежде всего необходимо отметить, что это способствует эффективности и прозрачности финансовых рынков. Потребители, владеющие информацией о своих правах и обязанностях, являются важным источником дисциплины на финансовых рынках, побуждая финансовые институты предлагать продукты и услуги более высокого качества. Меры по совершенствованию страхового законодательства и его правоприменению необходимы для того, чтобы обеспечить надежность деятельности субъектов страхового дела и обеспечить защиту прав страхователей и застрахованных. Создание фонда гарантирования страховых выплат является одним из основных условий формирования системы гарантий потребителей страховых услуг. Участие в этом фонде должно являться обязательным условием выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности. Такие фонды создаются по всему миру уже много лет подряд. В мировой практике существует две основные модели создания таких фондов: фонды по определенному виду или видам страхования и общий фонд, охватывающий все договоры страхования. Обычно фонд по отдельным видам формируется для поддержания стабильности страхового рынка по какому-либо виду обязательного страхования, а общие фонды формируются для гарантирования оплаты требований широкого круга страхователей, застрахованных, выгодоприобретателей, рынка страхования в целом. Компенсационные фонды наполняются финансовыми ресурсами за счет страховщиков, которые входят в организацию, осуществляющую формирование и использование соответствующего фонда. В большинстве случаев членство в такой организации является обязательным условием для получения разрешения на осуществление определенного (как правило, обязательного в силу закона) вида страхования. Формирование фондов, как правило, осуществляется за счет взносов участвующих в них страховых организаций. Это могут быть фиксированные суммы за определенный период времени (квартал, год) или отчисления от собранных премий. Кроме того, сбор отчислений от собранных премий в какой-то степени ложится на страхователей, в конечном итоге и являющихся получателями средств фондов. Иногда небольшую часть по финансированию фонда может принимать на себя государство. Система гарантирования страховых выплат впервые появилась в США в 1939 г., когда был создан Американский трастовый фонд, который осуществлял выплаты по страховым претензиям в период Второй мировой войны. Первоначально гарантийные фонды были предназначены для обязательных выплат компенсаций рабочим. В 40 — 50-х гг. в нескольких штатах были созданы фонды гарантирования страхования автомобилей. Среди них Нью-Йорк, чей Motor Vehicle Liability Security fund (создан в 1947 г.) был расширен для покрытия других областей страхования, когда в 1969 г. Национальная Ассоциация Страховых Комиссионеров (HACK) предложила свою программу модели гарантийных фондов. Концепция гарантийного фонда была постепенно принята к концу 1982 г. 50 штатами. Модельным Актом HACK по страхованию имущества и страхованию от несчастных случаев было рекомендовано, чтобы каждый штат в финансировании программы использовал принцип оценки размера взносов страховщиков после наступления неплатежеспособности какого-либо страховщика, когда компания становится неплатежеспособной, другие страхователи этого же штата облагаются суммой, необходимой для выплаты претензий к неплатежеспособной компании. Единственным штатом, не использующим эту систему, является Нью-Йорк (здесь используется принцип предварительной оценки размера взносов). Сегодня в США фонды компенсационных выплат (Insolvency/guaranty fund) создаются в каждом штате отдельно, но при этом объединяются на федеральном уровне. В результате образуется достаточно устойчивая национальная система страхования, позволяющая в конечном итоге защитить страхователей от различного вида непредвиденных случаев. Финансирование фонда осуществляется за счет взносов страховщиков, осуществляющих свою деятельность в данном штате. Большинство гарантийных фондов действует по принципу оценки размера взносов страховщиков после наступления неплатежеспособности какого-либо страховщика. Кроме того, имеются гарантийные ассоциации — организации, состоящие из компаний, страхующих жизни в определенном штате, и ответственные за покрытие финансовых обязательств членов компании, которые не являются платежеспособными. Национальная конференция фондов гарантирования страхования (National conference of Insurance Guaranty Funds) находится в штате Индиана. Она проводит консультации совета директоров государственных гарантийных фондов, осуществляет сбор и распространение информации о неплатежеспособности страховых организаций <1>. ——————————— <1> Официальный сайт Национальной Конференции Гарантийных Страховых Фондов. URL: http://www. ncigf. org/public-guarantyfundwebsites.
В Великобритании существует единый фонд компенсационных выплат, а в рамках этого фонда созданы два специализированных счета: по страхованию жизни и по иным видам страхования. Ответственный орган — Система Компенсации Финансовых Услуг (Financial Services Compensation Scheme (FSCS)), которая была создана в 2001 г. в соответствии с гл. 15 Financial Services and Markets Act 2000. FSCS может вмешиваться в процесс ликвидации в случае финансовых трудностей у страховой компании или в случае дефолта. Но помимо этого система ищет различные меры для защиты держателей полисов, к примеру, FSCS осуществляет меры для того, чтобы полисы были переведены в другие компании. Если это невозможно, производится компенсационная выплата. Для финансирования FSCS взимаются 2 формы взносов: взносы на расходы управления и взносы на компенсационные затраты <2>. ——————————— <2> Официальный сайт Национальных архивов Великобритании. URL: http:// www. legislation. gov. uk/ ukpga/ 2000/ 8/ contents.
В Испании Comision Liquidadora de Entidades Aseguradoras (CLEA) была основана в 1984 г. для защиты страхователей при ликвидации страховой компании. Впоследствии, в 2004 г., в соответствии с Королевским Декретом 7/2004 от 29 октября (Real Decreto Legislativo 7/2004 de 29 de octubre) CLEA была заменена Консорциумом по гарантированию страховых выплат (Consor-cio de Compensacion de Seguros) <3>. Считается, что в Испании достигнут высокий уровень защиты держателей страховых полисов. Все держатели страховых полисов могут получить защиту CCS. CCS функционирует как гарантийный фонд в случае невыполнения страховой компанией своих обязательств, а также вмешивается в деятельность страховой компании в следующих случаях: когда страховая компания находится в процессе ликвидации и это подтверждается уполномоченным органом; если страховая компания еще не имеет ликвидатора или когда назначение ликвидатора является временным <4>. ——————————— <3> Официальный сайт «Официального Вестника Правительства Испании» (Bolletin official de Estado). URL: www. boe. esBOEnumero267. <4> Официальный сайт Консорциума по гарантированию страховых выплат Испании (Consorcio de Compensacion de Seguros). URL: http://www. consorseguros. esp>
В 2001 г. в Нидерландах был создан Early Intervention Arrangement Life Assurers (EIALA). Он дает органам надзора страховщиков еще большие полномочия для борьбы с финансовыми трудностями наблюдаемых компаний. Этот орган направлен на предотвращение применения крайних мер или ликвидационных предписаний, т. е. является механизмом, который позволяет надзорным органам принимать различные меры для предотвращения банкротства. Участниками системы гарантирования общего страхования должны быть все компании, осуществляющие деятельность в области общего страхования на основании лицензии. Они вносят в систему гарантирования премии пропорционально их прямым доходам в течение последних 3 финансовых лет. В гарантийной системе предусмотрен совет из 5 участников с личными заместителями, которые назначаются королем. Решение совета действительно, когда, по крайней мере, три члена совета голосуют «за» <5>. ——————————— <5> Final report prepared for European Commission DG Internal Market and Services. URL: http:// ec. europa. eu/ inter-nal_market/ insurance/ docs/ guarantee_schemes_en.
В Литве Фонд защиты страховщиков был создан для защиты интересов страхователей в случае банкротства страховой компании. Правление Фонда контролирует накопленные средства Фонда и управляет ими. Страховые возмещения выплачиваются Фондом в пределах сумм и в соответствии с процедурами, изложенными в постановлениях Правления Фонда защиты страхователей, после подтверждения судом решения начать процедуру банкротства. Средства Фонда защиты страхователей формируются за счет отчислений страховых компаний. Часть средств Фонда, сформированная за счет платежей компаний по страхованию жизни, и часть средств Фонда, сформированная за счет платежей других страховых компаний, накапливаются и используются отдельно <6>. ——————————— <6> Официальный сайт Фонда гарантирования страховых выплат Казахстана. URL: http://www. fgsv. kz/pr/kaz/proj/index.
В России в соответствии со ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) системы гарантий в настоящее время представлены лишь фондом компенсационных выплат, аккумулируемым Российским союзом автостраховщиков для исполнения обязательств перед потерпевшими в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств в следующих случаях: а) применения к страховщику процедуры банкротства; б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности; в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред; г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица. При этом по основаниям в) и г) компенсационные выплаты осуществляются РСА только в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего. Чтобы получить разрешение на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, необходимо быть членом РСА. Финансирование резерва компенсационных выплат осуществляется за счет части страховых премий, собираемых страховщиками по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств <7>. ——————————— <7> Бабич С. А. Гарантийные фонды как механизм защиты прав потребителей страховых услуг // Атлас страхования. 2011.
При этом страховщики, входящие в РСА, несут субсидиарную ответственность в отношении обязательств союза перед потерпевшими. Но гарантийные фонды по другим видам страхования в нашей стране не предусмотрены. Это сильно снижает доверие населения к институту страхования, что является серьезной преградой для развития страхования в стране. Можно предусмотреть создание двух независимых друг от друга фондов: по страхованию жизни (добровольный вид страхования) и по социально значимым обязательным видам страхования (иным, чем страхование жизни). Такое разделение вполне традиционно и общепринято на данный момент. Для этого необходимо предусмотреть способы вливания страховщиков в эти гарантийные фонды. Встает вопрос о добровольном или обязательном характере их присоединения. Помимо этого, в законодательстве нужно определить контрольные полномочия государственных органов за функционированием системы гарантийных фондов и непосредственно функции самого фонда. При создании нормативно-правового акта о гарантийном фонде за основу можно взять Закон Республики Казахстан от 3 июня 2003 г. N 423 «О Фонде гарантирования страховых выплат» <8>. Этот закон определяет правовое положение, порядок создания и деятельности Фонда гарантирования страховых выплат, а также условия участия страховых организаций в Фонде гарантирования страховых выплат и принципы обеспечения контроля за его деятельностью. ——————————— <8> Официальный сайт Фонда гарантирования страховых выплат Республики Казахстан. URL: http://www. fgsv. kz/pr/rus/proj/index.
Таким образом, учитывая международный опыт, в нормативно-правовом акте в нашей стране необходимо будет предусмотреть следующие аспекты: — критерий обязательности или добровольности для страховщиков при присоединении к системе гарантийных фондов; — государственное регулирование и контроль за деятельностью фонда, а именно меры воздействия и санкции; — порядок создания фонда, его органы и их компетенцию; — основные функции и задачи фонда, его права и обязанности; — гарантии фонда; — порядок формирования гарантийных фондов за счет отчислений страховыми организациями денежных средств; — механизм и размер отчислений средств на формирование фондов, размер выплат в случае неплатежеспособности страховой организации; — создание резерва возмещения вреда.
——————————————————————