Специализированная подготовка как средство улучшения кадров

(Поневежский В. А.)

(«Законность», 2010, N 7)

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ КАДРОВ

В. А. ПОНЕВЕЖСКИЙ

Поневежский Владимир Александрович, прокурор Республики Коми, государственный советник юстиции 3 класса, почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

Автор статьи рассказывает об опыте и проблемах целевой подготовки кадров для органов прокуратуры на примере прокуратуры Республики Коми.

Ключевые слова: подготовка кадров; обучение; целевые места; практика; учебный процесс.

Specialized training as a tool to improve personnel

V. A. Ponevezsky

The author of the article shares his experience and tells about the problems in target training of personnel for the prosecutorial authorities by the example of the public prosecutor’s Office of the Republic of Komi.

Key words: training of personnel; training; target positions; practice; educational process.

В Республике Коми, как, очевидно, и в других субъектах РФ, наряду с юридическим факультетом местного государственного университета, юристов с высшим образованием готовят значительное число различных мелких филиалов негосударственных образовательных учреждений, находящихся за пределами республики. Не секрет, что у таких вузов, как правило, нет ни хорошей учебной базы, ни опытного преподавательского состава, что не может не сказываться на уровне подготовки специалистов. В то же время требования к профессиональным качествам прокурорского работника с каждым годом растут. В связи с этим прокуратура республики от выпускников таких вузов практически отказалась, а при формировании резерва на службу, укомплектовании вакансий ставку делает на выпускников государственных учебных заведений с хорошей учебной базой и с многолетним опытом подготовки юридических кадров. В первую очередь акцент делается на целевую подготовку кадров в институтах прокуратуры в составе Уральской, Московской государственных юридических академий, Саратовской государственной академии права, а также в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Накопленный многолетний опыт подготовки кадров, в частности в Институте прокуратуры Уральской государственной юридической академии, а затем и в Институте прокуратуры РФ Саратовской государственной академии права, Санкт-Петербургском юридическом институте, показывает, что такие выпускники обладают хорошей теоретической подготовкой и лучше адаптируются к работе в органах прокуратуры, более мобильны при перемещениях по службе, настроены на карьеру и, как правило, успешно выполняют служебные обязанности помощников, заместителей прокуроров, а затем и прокуроров городов и районов. Это и не случайно, так как они прошли тщательный отбор при получении направлений и специализированную подготовку прокурорской направленности, неоднократно знакомились с деятельностью прокуратуры в период практики, психологически и теоретически уже подготовлены к работе в прокуратуре.

Поэтому продолжаем развивать связи и с другими институтами прокуратуры РФ. Последние два года по нашему направлению студенты обучаются и в таких престижных вузах, как Институт прокуратуры Московской государственной юридической академии, на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Положение о сотрудничестве с указанными базовыми вузами закреплено в Комплексной программе по работе с кадрами в прокуратуре Республики Коми на 2006 — 2010 годы.

С учетом планируемой потребности в кадрах постепенно увеличиваем число целевых мест. Следует отметить, что управление кадров Генеральной прокуратуры РФ идет нам навстречу, понимая, что для таких отдаленных территорий, как Республика Коми, важна подготовка кадров именно в престижных базовых учебных заведениях России. Сейчас целевая подготовка ведется во всех четырех указанных институтах прокуратуры и в Санкт-Петербургском государственном университете. Так, если в 2004 г. прокуратуре республики было выделено всего 8 целевых мест, то в 2005 г. — 10, в 2006 г. — уже 15, а с 2007 г. — ежегодно по 16 мест. Увеличивается и доля выпускников институтов прокуратуры среди принятых на службу в последние годы (2005 г. — 8,2%, 2006 г. — 26,5%, 2007 г. — 56,6%, 2008 г. — 35,5%, 2009 г. — 43,3%).

Опыт показывает, что крайне важен качественный отбор кандидатов в абитуриенты для участия в конкурсе на целевые места. Городские, районные и специализированные прокуроры совместно с отделом кадров такую работу проводят в течение всего года. Лишь при направлении наиболее талантливых абитуриентов, склонных к прокурорской деятельности, можно после обучения в вузе получить хорошего специалиста. Для поиска таких кандидатов взаимодействуем с общественностью, военными комиссариатами, трудовыми коллективами, учебными заведениями, готовящими юристов со средним профессиональным образованием. Доля ранее отслуживших в армии среди наших «направленцев» за последние годы увеличилась. Для изучения личных и деловых качеств кандидатов в абитуриенты используется и институт общественных помощников. Порядок подготовки кадров в институтах прокуратуры размещен отдельным разделом на официальном сайте прокуратуры республики в сети Интернет. Горрайспецпрокуроры через местные средства массовой информации не только доводят информацию об отборе кандидатов, правилах приема, но и рассказывают о работе прокуратуры, о работниках, посвятивших себя служению Закону.

Следует отметить, что ежегодно состояние работы по отбору абитуриентов обобщается, добившиеся лучших результатов горрайспецпрокуроры поощряются прокурором республики.

Такая организация работы позволяет к участию в отборе и формированию конкурса привлечь достаточное число кандидатов. Так, в 2009 г. в психодиагностическом обследовании и отборе участвовало 96 кандидатов, в 2008 г. — 111. Достаточное число кандидатов участвует в отборе и в текущем году. При формировании конкурса и выдаче направлений предпочтение отдается лицам с хорошей общеобразовательной подготовкой, с высокими результатами психодиагностического обследования, в первую очередь имеющим стаж работы, жителям городов или сельских районов, где наибольшая потребность в кадрах.

Нельзя не указать и на проблемы в организации специализированной подготовки кадров. Взаимодействуя с институтами прокуратуры, мы постоянно анализируем качество подготовки кадров, вносим предложения по совершенствованию учебного процесса. Анализ показывает, что выпускники институтов прокуратуры, хотя и демонстрируют хороший уровень теоретической подготовки, нередко испытывают трудности при применении полученных теоретических знаний, при прохождении производственной практики в органах прокуратуры они необходимых навыков часто получить не успевают.

В частности, нередко возникают трудности при составлении процессуальных документов, разрешении обращений граждан, реже — при обеспечении участия прокурора в суде. В прокуратурах городов, районов приходится оказывать помощь молодежи по приобретению практических навыков по организации своей работы, по планированию и организации проведения проверок.

Поэтому необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс в институтах прокуратуры, порядок прохождения студентами практики в органах прокуратуры с максимальным возложением в период производственной практики на них функций помощников прокурора. Наш опыт показывает, что назначение в период преддипломной практики студентов выпускных курсов на должности позволяет проверить их готовность к самостоятельной работе, а наиболее достойные могут начать службу сразу после окончания практики. Это является дополнительным стимулом для студентов ответственно относиться к практике. Целесообразно было бы введение на последнем курсе института прокуратуры вместо преддипломной (профильной) практики прокурорской стажировки по аналогии с военными учебными заведениями.

Считаем, что повышению качества подготовки кадров для органов прокуратуры способствовало бы и введение в учебную программу старших курсов институтов прокуратуры некоторых дополнительных спецкурсов, более приближенных к выполнению обязанностей по прокурорским должностям. Если предметы специализации, направленные на изучение процессуального положения прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, предусмотрены в учебных программах всех институтов прокуратуры, то обучению навыкам другой повседневной работы прокурорских работников уделяется недостаточно внимания. В частности, целесообразно было бы введение спецкурсов по порядку разрешения в органах прокуратуры обращений и жалоб граждан, по организации делопроизводства в органах прокуратуры с детальным изучением соответствующих инструкций, полезным бы было проведение деловых игр. Больше внимания следует уделить изучению организации работы помощника прокурора и в целом работы прокуратур городского, районного, областного звена, новым направлениям деятельности прокуратуры, закрепленным в последнее время в российском законодательстве (по антикоррупционной экспертизе проектов нормативно-правовых актов, надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле, за исполнением законодательства о противодействии коррупции, взаимодействию с представительными (законодательными), исполнительными органами и органами местного самоуправления и др.). Необходимо готовить студентов к практической работе, которая проходит в условиях большой нагрузки, ненормированного рабочего дня, учить приемам преодоления стресса, развивать их коммуникативные способности, ораторское мастерство.

Важно, на наш взгляд, не допустить в процессе проводимого в настоящее время реформирования высшего образования свертывания специализированной подготовки кадров для органов прокуратуры, а использовать и развивать накопленный опыт.

Отдельной проработки требует организация воспитательной работы в институтах прокуратуры, которая должна стать неотъемлемой частью учебного процесса. Особенно это актуально в связи с введением в действие утвержденных Генеральным прокурором РФ Кодекса этики прокурорского работника РФ и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры РФ.

Назрела необходимость в определении правового статуса студентов институтов прокуратуры, который, по нашему мнению, должен учитывать специфику деятельности органов прокуратуры, правовое положение прокурорского работника и подлежит закреплению в Законе о прокуратуре.

——————————————————————