Как не заплатить лишнего

(Блинов И.)

(«Бизнес-адвокат», N 21, 2003)

КАК НЕ ЗАПЛАТИТЬ ЛИШНЕГО

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА

И. БЛИНОВ

Илья Блинов, начальник правового отдела Московской западной таможни.

28 мая 2003 г. принята новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации. Данный документ содержит множество новых для таможенного законодательства норм. Старые институты таможенного права и таможенного дела часто трактуются в новом Кодексе по-другому, чем в Таможенном кодексе старой редакции (1993 г.) и в нормативных актах, принятых в соответствии с ним.

В данной статье речь пойдет о налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу, т. е. о таможенных платежах.

Перечень налогов, пошлин и сборов, приведенный в п. 1 ст. 318 нового Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), совпадает с соответствующими налогами, пошлинами и сборами, которые установлены Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

Пунктом 1 ст. 318 ТК РФ установлены 5 видов таможенных платежей. Следует обратить внимание, что в положениях ТК РФ термин «таможенные платежи» применяется только к товарам, вывозимым с таможенной территории РФ. К ним относятся вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы. Для товаров, ввозимых на территорию России, в положениях ТК РФ применяется термин «уплата таможенных пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ».

Пунктом 2 ст. 318 ТК РФ установлено, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.

Ввозная таможенная пошлина установлена Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 7 июля 2003 г.). Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на территорию РФ, установлены частью второй НК РФ. Вывозные таможенные пошлины устанавливаются постановлениями Правительства РФ в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» и ст. ст. 13 и 14 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ (с изм. от 10 февраля 1999 г.).

Что же собой представляют федеральные налоги и сборы, являющиеся таможенными платежами, с учетом дефиниций нового ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе» и части второй НК РФ?

В п. 1 ст. 318 ТК РФ содержится перечень таможенных платежей. Однако полноценное определение понятия таможенных платежей отсутствует. Статья 11 ТК РФ («Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе») в пп. 25 п. 1 определяет лишь понятия налога на добавленную стоимость и акциза. Законодатель пошел по пути перечисления неких платежей, для возведения которых в ранг таможенных следует иметь в виду определенный порядок их взимания. Такой подход свидетельствует об открытости перечня таможенных платежей, равно как и наличие в п. 3 ст. 318 ТК РФ упоминания о специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлинах.

Из перечня таможенных платежей, приведенного в п. 1 ст. 318 ТК РФ, к федеральным налогам и сборам, установленным в соответствии с НК РФ, относятся: НДС, акцизы, ввозная и вывозная таможенные пошлины и таможенные сборы. НК РФ расширил перечень федеральных налогов и сборов, взимание которых возложено на таможенные органы России, добавив в него таможенные сборы. Эта новелла вступает в силу со дня введения в действие главы «Государственные сборы» части второй НК РФ, регулирующей порядок взимания сборов, поскольку одновременно с ней вводятся в действие нормы ст. ст. 12 — 14 НК РФ, определяющие перечни федеральных сборов.

Ранее таможенные сборы взимались в соответствии с правилами, установленными ст. 114 ТК РФ (1993 г.). Однако с 1 января 2004 г. он утрачивает свою силу (ст. 438 ТК РФ). Поэтому таможенные органы не смогут взимать таможенные сборы до введения в действие части второй НК РФ, регулирующей порядок взимания сборов.

Таможенная пошлина в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами России при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таким образом, исходя из данного определения таможенная пошлина близка по природе к сборам, поскольку обладает фактически чертами взноса в качестве одного из условий ввоза товара. В то же время первичной представляется именно налоговая природа таможенной пошлины, поскольку:

— законодательство закрепляет ее в качестве источника доходной части федерального бюджета;

— она обладает чертами косвенного налога, т. к. оплачивается потребителем товаров, в стоимость которых включается;

— носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;

— не представляет собой плату за оказание услуги (не следует отождествлять ввоз товара при условии уплаты пошлины с предоставлением встречного удовлетворения).

Налог на добавленную стоимость и акцизы раскрываются в части второй НК РФ (гл. гл. 21, 22). При этом налогоплательщики данных налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ определяются в соответствии с ТК РФ. Таможенным законодательством устанавливаются сроки и порядок уплаты данных налогов с учетом положений НК РФ. Статьей 322 ТК РФ в системной связи со ст. ст. 146 и 182 НК РФ определяются объекты налогообложения. Порядок определения налоговой базы для взимания этих налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, изменен. Ранее действовавшие статьи НК РФ, его определявшие, не подлежат применению. Порядок исчисления НДС и акцизов определяется ст. 324 ТК РФ с учетом положений ст. ст. 166 и 194 НК РФ. Налоговые ставки НДС и акциза установлены соответственно в ст. ст. 164 и 193 НК РФ. Условия и особенности освобождения от налогообложения и иные особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ установлены ст. ст. 150 — 152 и 184 — 186 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 319 ТК РФ установлены 2 случая возникновения обязанностей по уплате таможенных платежей и налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Первый случай — при ввозе товаров с момента пересечения таможенной границы.

Второй случай — при вывозе товаров с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Это связано с тем, что согласно теории налогового права обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения. Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Однако, если рассматривать данную норму в совокупности с нормами ст. 320 ТК РФ «Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов» и ст. 327 ТК РФ «Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений», становится ясно, что данная норма носит декларативный характер, поскольку указанными статьями в качестве момента возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов установлены иные юридические факты, чем те, что содержатся в п. 1 ст. 319 ТК РФ.

Особо следует обратить внимание на содержание п. 2 ст. 319 ТК РФ, которым установлено 4 случая, при наличии которых таможенные пошлины и налоги не уплачиваются.

Первый случай: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами в соответствии с законодательством РФ или настоящим Кодексом. Либо в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Второй случай: общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.

Таким образом, таможенный орган будет обязан выпустить товары стоимостью менее 5000 руб. без взимания таможенных пошлин и налогов, если не докажет, что лицом, перемещающим товар, не соблюдены условия, установленные пп. 2 п. 2 ст. 319 ТК РФ, т. е. что он ввез в свой адрес в течение одной недели товары, таможенная стоимость которых превышает 5000 руб.

Третий случай: до момента выпуска товаров для свободного обращения эти иностранные товары оказались уничтоженными и безвозвратно утеряны вследствие повреждения или действия непреодолимой силы, в результате износа или убыли при нормальной транспортировке, хранении или использовании. При этом таможенные пошлины и налоги могут не уплачиваться только в том случае, если лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, которые установлены ст. 320 ТК РФ, не допущено нарушений таможенного законодательства. Лицо, претендующее на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов по этим основаниям, должно представить таможенному органу документы, доказывающие наступление указанных событий или наличие указанных обстоятельств в отношении товаров, за которые это лицо обязано уплатить таможенные платежи. Такими документами могут быть акты, справки и др.

Четвертый случай: если товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. К примеру, при конфискации товаров в качестве санкции за совершение административного правонарушения таможенный орган не вправе требовать в отношении их уплаты таможенных платежей. Статья 322 — одна из самых коротких статей ТК РФ. Однако именно она вызывает больше всего замечаний и толкуется по-разному. Этой статьей установлено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Данное положение ясно и комментария не требует. Однако второе положение ст. 322 ТК РФ вносит существенное изменение в институт определения налоговой базы для взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Устанавливается, что налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Да, основной налоговой базой действительно является таможенная стоимость, но она применяется по-разному для целей исчисления таможенных пошлин, НДС или акцизов. Здесь нет никаких разночтений с Законом «О таможенном тарифе» и НК РФ.

Под количеством товаров следует понимать натуральное выражение товара в единицах измерения, обычно используемых в практике для данных товаров в зависимости от их физических и (или) иных свойств (штука, килограмм, тонна, литр, кубометр и т. п.).

Указание ст. 322 ТК РФ на возможность исчисления сумм таможенных пошлин и налогов с использованием в качестве налоговой базы только таможенной стоимости товара или его количества вступает в противоречие с другими положениями ТК РФ и НК РФ.

Так, согласно ст. 160 НК РФ «Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ» базой для исчисления НДС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). А согласно ст. 322 ТК РФ базой для исчисления НДС становится только таможенная пошлина. Если следовать положениям этой статьи, неправомерно исчислять НДС при перемещении товаров через таможенную границу по правилам, установленным ст. 160 НК РФ.

Согласно ст. 191 НК РФ «Определение налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ» в части исчисления акцизов налоговая база определяется:

— по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу товара в натуральном выражении), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

— по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Невозможным становится взыскивать акциз с транспортных средств, поскольку в качестве налоговой базы при взимании акцизов с транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, используется мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах, а она не может рассматриваться ни как таможенная стоимость, ни как количество товара.

Подводя итог, можно сказать, что с 1 января 2004 г. — даты введения нового ТК РФ — совокупная налоговая нагрузка на лиц, перемещающих товары через таможенную границу, снизится.

До внесения изменений в главу «Государственные сборы» НК РФ лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ, могут не уплачивать таможенные сборы. Если таможенные органы принудят их к уплате, уплаченная сумма может быть возвращена в судебном порядке.

При исчислении сумм, подлежащих уплате НДС и акцизов, в качестве налоговой базы для их исчисления используется исключительно либо таможенная стоимость перемещаемых товаров, либо их количество, без включения в налоговую базу этих налогов, других составляющих.

Об остальных «секретах» новой редакции ТК РФ автор расскажет в других статьях.

——————————————————————