Практика информационного взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти России в Интернете
(Михайловский М. Г.)
(«Информационное право», 2007, N 1)
ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИИ В ИНТЕРНЕТЕ
М. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ
Михайловский М. Г., начальник Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук.
Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов как на федеральном, так и на региональном уровне. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
Информацию в органах государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. Например, ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотнесения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).
В рамках федерального или регионального органа государственной власти она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.
Но важно не только создать, накопить информацию, но и передать ее, обменяться ею. Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий бесспорным лидером за последние годы стал Интернет. Сегодня он является важнейшим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернета носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытеснил всех конкурентов.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации понимает необходимость развития сети Интернет, понимает, что только с помощью информационных технологий диалог между властью, средствами массовой информации и обществом может быть конструктивным и открытым. Большие возможности Интернет обеспечивает и для оперативного взаимодействия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Официальный сайт Совета Федерации в сети Интернет функционирует с 1998 г. Новый программно-технический комплекс, введенный в строй в 2005 г., позволил значительно расширить интернет-представительство Совета Федерации, что вызвало несомненный интерес пользователей Интернета. Внедрение нового официального сайта Совета Федерации в сети Интернет 15 сентября 2006 г. осуществлялось на основании Приказа руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 76-од «Об официальном интернет-сайте Совета Федерации», которым определялись состав информации на русском и английском языках, публикуемой на сайте, порядок опубликования информации на сайте и ответственные за достоверность предоставляемой информации для опубликования на сайте, порядок поддержки функционирования программно-технического комплекса сайта.
Для реализации современных механизмов функционирования официального интернет-сайта Совета Федерации в 2006 г. было проведено развитие программно-технического комплекса (ПТК) интернет-представительства Совета Федерации с широким внедрением современной технологии управления информацией сайта и с использованием системы управления контентом.
В настоящее время значительно расширилось наполнение сайта — появился новый раздел «Издания Совета Федерации», где размещены номера журнала «Вестник Совета Федерации» за 2005 — 2006 годы, а также издания по материалам общественных советов при Председателе Совета Федерации, материалам комитетов и комиссий Совета Федерации. В разделе «Законодательная деятельность» можно ознакомиться с полными текстами стенограмм заседаний Совета Федерации и парламентских слушаний, проводимых Советом Федерации. В результате количество посетителей официального интернет-сайта Совета Федерации превысило 500 тысяч в квартал.
Одновременно проводятся работы по модернизации ПТК интернет-представительства Совета Федерации в части повышения безопасности функционирования сайта и внедрения современных интерактивных сервисов, в том числе в части организации прямых аудио — и видеотрансляций с использованием современных каналов связи.
С точки зрения взаимодействия Совета Федерации с населением особое значение имеет функция интерактивного обращения посетителей сайта к парламентариям. Внедрение в 2005 г. в составе официального интернет-сайта Совета Федерации этой функции позволило в значительной степени автоматизировать работу приемной Совета Федерации при ее взаимодействии с пользователями сети Интернет, сделало возможным интерактивное общение граждан, общественных организаций и представителей бизнеса с членами Совета Федерации через официальный интернет-сайт Совета Федерации. Позволило гражданам знакомиться с основами работы с обращениями граждан в Совете Федерации, характером обращений, поступающих в Совет Федерации, а также графиком приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации. Порядок работы с обращениями граждан, поступившими через официальный интернет-сайт Совета Федерации, регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным решением Совета палаты от 13 июня 2002 г. (Протокол N 20/16-сп), Инструкцией по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 ноября 2006 г. N 461рп-СФ «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2006 г. N 27рп-СФ «О работе с обращениями граждан, поступившими через официальный сайт Совета Федерации в сети Интернет».
Официальный интернет-сайт Совета Федерации и ПТК интернет-представительства Совета Федерации должны постоянно развиваться, чтобы соответствовать уровню современных парламентских сайтов и рекомендациям по построению парламентских сайтов, предложенным Межпарламентским союзом. В 2005 г. Интернет-сайт Совета Федерации стал лауреатом национальной премии за вклад в развитие российского сегмента сети интернет «Рунет-2005».
Хороший опыт создания интернет-представительств имеют органы власти субъектов Российской Федерации. Опыт выхода в Интернет законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации свидетельствует о подлинной открытости парламентов и обеспечивает оперативное и адресное общение граждан с парламентариями.
По результатам оценки доступности в сети Интернет информационных ресурсов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, проведенной в 2005 г., через существующие источники (ссылки на официальных и неофициальных сайтах) с использованием наиболее распространенных поисковых систем выявлено:
— собственные представительства в Интернете имеют 46 законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации (около 51%);
— информация по законодательным (представительным) органам государственной власти Российской Федерации содержится на официальном информационном ресурсе субъекта Российской Федерации, администрации или руководителя органа исполнительной власти для 21 субъекта Российской Федерации (около 24%);
— не удалось найти в Интернете какой-либо официальной информации для 22 законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации субъектов Российской Федерации (около 25%).
С целью способствования развитию и объединению публичных электронных информационных ресурсов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в рамках сети Интернет в соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 октября 2005 г. N 379рп-СФ «О проведении ежегодного конкурса на лучший сайт законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был проведен в 2005 г. первый ежегодный конкурс. Для подведения итогов ежегодного конкурса была разработана и утверждена методика оценки сайтов. Утвержденным экспертным советом проведена работа по просмотру сайтов, заполнению листов оценки сайтов и получению предварительных результатов.
В качестве критериев оценки интернет-представительств (сайтов) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации учитывались:
— качество информационного наполнения сайта;
— удобство интерфейса;
— привлекательность дизайна сайта;
— интерактивность сайта;
— рейтинг сайта в Интернете.
В конкурсе приняли участие 43 органа законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Все участники конкурса продемонстрировали высокий технологический уровень сайтов. Поэтому диапазон оценок был достаточно плотным.
Конкурсная комиссия под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев документы, представленные экспертным советом конкурса, приняла решение:
«Присвоить звание «Победитель конкурса на лучший сайт законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети Интернет 2005 года»:
— Государственному Совету Удмуртской Республики;
— Государственной Думе Ставропольского края;
— Законодательному Собранию Вологодской области.
Конкурсная комиссия отметила за высокие результаты, достигнутые участниками конкурса по отдельным критериям оценки сайтов, еще ряд региональных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конкурс продемонстрировал достижения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области информационных интернет-технологий и явился еще одним шагом к созданию в России единого информационного пространства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.
В Российской Федерации ведется большая работа в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», по созданию правительственных информационных порталов с представлением их в глобальной международной сети Интернет (проект «Электронное правительство»), что позволит сделать правительственные организации более открытыми для общества и резко упростит информационное взаимодействие граждан с государством. В ближайшие годы предполагается широкое развертывание проекта «Правительственный портал» и его представление в международной сети Интернет.
Однако делать основной упор на подключение «Правительственному порталу» только органов исполнительной власти неправильно. Так как законодательные (представительные) органы государственной власти должны иметь не меньше возможностей для диалога с обществом. В связи с этим в Российской Федерации по инициативе Совета Федерации ведется создание специализированной информационной системы «Парламентский портал», которая призвана интегрировать парламентские сайты (порталы) как палат Федерального Собрания, так и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эта система должна стать той интегрирующей и аккумулирующей средой, которая осуществит сбор, анализ и представление в необходимом формате всех информационных потоков, поступающих как из федеральных государственных органов власти, так и из субъектов Российской Федерации.
Основными целями создания специализированной информационной системы «Парламентский портал» являются:
— обеспечение открытости деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— обеспечение эффективного информационного взаимодействия граждан Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти в Российской Федерации;
— обеспечение эффективного информационного взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с международными парламентскими организациями, региональными законодательными (представительными) органами власти зарубежных стран и иностранными гражданами;
— обеспечение единства подходов к построению информационной структуры интернет-сайтов законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации в рамках специализированной информационной системы «Парламентский портал» и интеграции существующих электронных информационных ресурсов законодательных (представительных) органов государственной власти с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей.
Данная работа начата в 2005 г. и будет продолжена в 2006 — 2010 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» с разработкой концепции создания единого интернет-портала Федерального Собрания Российской Федерации на базе единой защищенной телекоммуникационной среды для государственных нужд и внедрения пилотного образца специализированной информационной системы «Парламентский портал».
В 2006 г. предполагается сделать следующее:
— расширить состав информационной структуры существующего пилотного образца специализированной информационной системы «Парламентский портал» за счет публикаций наиболее актуальной информации законодательных органов государственной власти федерального и регионального уровней;
— дать доступ к интегрированной информации о состоянии законодательства и его исполнения в стране путем организации мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации;
— дать доступ к интегрированной информации о состоянии законодательства в регионах путем организации интеграции информации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— развить интерактивное взаимодействие с российской и зарубежной общественностью и гражданами посредством внедрения соответствующих сервисных функций специализированной информационной системы «Парламентский портал»;
— обеспечить доступ к информационным ресурсам специализированной информационной системы «Парламентский портал» для зарубежной аудитории путем развития подсистемы машинного перевода;
— модернизировать интернет-сайты Совета Федерации и Государственной Думы;
— обеспечить развертывание на базе специализированной информационной системы «Парламентский портал» интернет-сайтов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не имеющих в настоящее время собственных представительств в сети Интернет.
Информационно-коммуникационная система Совета Федерации (далее — ИКС Совета Федерации) тесно интегрирована с информационно-телекоммуникационной системой Государственной Думы, что позволило получить доступ к интранет-сайту Государственной Думы, внедрить объединенную корпоративную электронную почту, совместно сопровождать некоторые прикладные информационные системы.
По выделенным каналам осуществляется связь ИКС Совета Федерации с Московской городской Думой, мэрией Москвы, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Имеется связь с информационно-телекоммуникационной системой специального назначения, создаваемой в интересах органов государственной власти страны.
Функционирует выделенный канал связи с информационной системой Счетной палаты Российской Федерации.
Внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, связанных с формированием информационных систем, к настоящему времени завершено. В частности, удовлетворены потребности органов государственной власти в современных средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, созданы локальные компьютерные сети, почти сформированы территориально-распределенные сети органов государственной власти, обеспечивается доступ к Интернет. Вместе с тем существующие автоматизированные системы в органах государственной власти не могут обеспечить необходимый информационный обмен между федеральными и региональными органами государственной власти, поскольку он ограничен рядом правовых и технических проблем, связанных с организацией и эксплуатацией информационно-коммуникационной инфраструктуры, несоблюдением стандартов при разработке и внедрении информационных систем, использованием разнородных интерфейсов, форматов представления данных, политик безопасности и т. п. В результате происходит неэффективное использование государственных средств, направляемых на развитие государственных информационных ресурсов и систем, в части обеспечения электронного оборота юридически значимых документов в органах государственной власти, а также их взаимодействия с организациями и гражданами.
Целенаправленное формирование в Российской Федерации информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию функций «электронного правительства» в информационном обмене, не содержащем информации ограниченного доступа, предполагает соблюдение следующих наиболее важных требований:
— юридической значимости вводимой, хранимой и предоставляемой информации с обеспечением ее целостности и подлинности;
— авторизации пользователей (исключение анонимных запросов) в случаях, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
— инвариантности технологий (устойчивость) к изменениям регламентов взаимодействия органов государственной власти между собой, с организациями, гражданами и иными лицами, а также к изменениям в их структуре (обеспечение сохранности государственных информационных ресурсов в ходе административных реформ);
— однократного ввода информации с последующим многократным ее использованием в соответствии с установленными полномочиями доступа.
Государственная политика в области использования электронной цифровой подписи в деятельности органов государственной власти должна основываться на принципах:
— создания единого пространства доверия в части признания электронной цифровой подписи и сертификатов ключей подписи;
— согласованности методического, технологического и технического обеспечения в сфере применения электронной цифровой подписи и информационных технологий на всех уровнях;
— консолидации бюджетных средств на создание и развитие систем удостоверяющих центров органов государственной власти.
Последние годы характеризуются бурным ростом числа информационных систем с применением электронной цифровой подписи, внедряемых в различных организациях и органах государственной власти. Это связано с тем, что электронная цифровая подпись перестала восприниматься как один из инструментов информационной безопасности, а рассматривается как средство решения задач повышения производительности труда, рентабельности и конкурентоспособности организации за счет оптимизации целой группы бизнес-процессов — как внутренних, так и процессов взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти между собой, с различными организациями и гражданами.
Существующая проблема обеспечения электронного оборота юридически значимых документов в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации при их взаимодействии между собой, а также с организациями, гражданами России и иными лицами является задачей государственного масштаба, которая должна решаться на единой, системной основе. Это будет способствовать выполнению задач, поставленных руководством страны по развитию национальной экономики, основанной на современном уровне развития информационных технологий.
——————————————————————